Ирина Нелепа
Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Игра «Знакомство»
Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Дети передают друг другу мяч и говорят: «Меня зовут….» (как их ласково называют дома, «Я люблю играть в ….» и т. д. этот этап занятия особенно важен в том случае, если в группу попадает ребенок, ранее не посещавший детский сад. В этом случае он рассказывает о себе, о том, что любит, что ему интересно, налаживает контакт со сверстниками.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Публикация «Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
На столе 5-6 игрушек. Психолог предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось.
Игра «Жмурки»
Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.
Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Занятие 2
Игра «Доброе утро»
Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Доброе утро, Маша».
Игра «Съедобное- несъедобное»
Цель: развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов.
Дети образуют круг.
Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет предметы и продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное – прячет руки.
Игра «Замри»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают под музыку. Внезапно музыка обрывается. Дети застывают в той позе, в какой они находились, когда перестала звучать музыка. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, остальные продолжают играть, пока не останется только один ребенок, который признается победителем.
Домино «Ассоциации»
Цель: развитие у детей мышления, внимания, ассоциативных представлений.
Педагог-психолог предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например, корова – молочные продукты, собака – косточка и т. д.
Игра «Добрая и злая кошка»
Цель: снижение психического напряжения, коррекция агрессивного поведения, снижение агрессии.
Педагог-психолог просит детей изобразить сначала злых кошек, а затем добрых. Добрые кошки показываются под спокойную музыку (релаксация)
Занятие 3
Игра «Доброе утро»
Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Дети передают мяч друг другу и говорят: «Доброе утро, Маша», «Я радуюсь, когда…»
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает, приседают.
Игра «Два барана»
Цель: снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций.
Игроки разбиваются на пары. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», - говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, дети упираются в ладони друг друга. Они должны сопротивляться друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется – проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового восприятия, совершенствование внимания, снятие психического напряжения.
Дети стоят в кругу. Водящий с закрытыми глазами находится в центре круга. По сигналу взрослого кто-нибудь из детей зовет его по имени. Тот угадывает, кто позвал. Угадывает, кто его позвал.
Игра «Домино»
Цель: развитие внимания, умения соблюдать правила игры, воспитание чувства коллективизма.
За столом дети играют в домино. Педагог следит за соблюдением правил игры.
Слушание спокойной музыки (релаксация).
Благодарим друг друга.
Занятие 4
Игра «Добрая и злая кошка»
Цель: снижение психического напряжения, коррекция агрессивного поведения, снижение агрессии.
Педагог-психолог просит детей изобразить сначала злых кошек, а затем добрых. Добрые кошки показываются под спокойную музыку (релаксация).
Игра «В магазине зеркал»
Цель: развитие уверенности в себе, раскованности, снятие напряжения.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходи в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции.
Дети образуют круг. Педагог бросает мяч и называет прилагательное или наречие. Ребенок возвращает мяч, называя слово с противоположенным значением.
Игра «Волшебный мешок»
Цель: тренировка внимания, памяти, развитие представлений об окружающих предметах.
Педагог предлагает найти в мешке на ощупь предмет, описать его и отгадать, что это.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают. Взрослый дат команды вразбивку и в разном темпе.
Слушание спокойной музыки (релаксация).
Занятие 5
Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие и коррекция эмоциональной сферы психики, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплемент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплемент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Упражнение «На что похоже»
Цель: развитие мышления, представлений об окружающих предметах.
Педагог показывает детям геометрические фигуры (овал, круг, треугольник) и предлагает назвать предметы, имеющие похожую форму.
Игра «Ветер дует на…»
Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
«Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые дети собираются в одном конце комнаты. Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, кто много плачет, у кого нет друзей и т. д.»
Игра «Запомни свое место»
Цель: совершенствование памяти, создание бодрого настроения.
Дети стоят в разных местах комнаты. Педагог просит их запомнить свои места. Затем включает веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Занятие 6
Игра «Жмурки»
Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.
Игра «Азбука настроения»
Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием людей, развитие способности понимать это состояние.
Детям, сидящим за столом, ведущий дает 6 карточек с изображением разных эмоциональных состояний персонажа. Педагог просит найти карточку, на котором персонаж сердится, обижен и т. д. Затем педагог просит рассказать детей случай из жизни, когда они испытывали такие чувства.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают. Взрослый дат команды вразбивку и в разном темпе.
Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Занятие 7
Игра «Есть или нет?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определенным правилам.
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Он просит детей выслушать его утверждения и решить, согласны ли они с ним. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и кричать «Да!», если не согласны, следует опустить руки и кричать «Нет!».
Есть ли в по светлячки?
Есть ли в море рыбаки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка? И т. д.
Игра «Угадай, что спрятано?»
Цель: тренировка внимания, памяти, развитие представлений об окружающих предметах.
В мешке находятся различные предметы. Надо найти на ощупь, описать и отгадать, что это.
Игра «Запомни своё место»
Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.
Дети стоят в разных углах комнаты. Ведущий просит их запомнить свои места. Затем включают веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
Игра «Два барана»
Цель: снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций.
Игроки разбиваются на пары. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», - говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, дети упираются в ладони друг друга. Они должны сопротивляться друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется – проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».
Занятие 8
Игра «Ветер дует на…»
Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
«Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые дети собираются в одном конце комнаты. Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, кто много плачет, у кого нет друзей и т. д.»
Упражнение «На что похоже»
Цель: развитие мышления, представлений об окружающих предметах.
Педагог показывает детям геометрические фигуры (овал, круг, треугольник) и предлагает назвать предметы, имеющие похожую форму.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает, приседают.
Упражнение «Собери квадрат»
Цель: развитие мышления, внимания, восприятия целостного образа предметов.
Дети по схеме собирают из частей квадрат.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают. Взрослый дат команды вразбивку и в разном темпе.
Слушание спокойной музыки (релаксация).
Занятие 9
Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие и коррекция эмоциональной сферы психики, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплемент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплемент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Упражнение «На что похоже»
Цель: развитие мышления, представлений об окружающих предметах.
Педагог показывает детям геометрические фигуры (овал, круг, треугольник) и предлагает назвать предметы, имеющие похожую форму.
Игра «Чего не хватает?»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие внимания.
Ведущий предлагает детям карточки с недостающими деталями. Дети находят недостающую деталь и называют её.
Упражнение «Зашумленные картинки»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.
Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за ними изображение.
Занятие 10
Игра «На что похоже настроение»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое настроение.
Дети образуют круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение сегодня. Начинает психолог: «Мое настроение сегодня похоже на белое пушистое облако. А твое?»
Домино «Ассоциации»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подчиняться определенному правилу.
Психолог предлагает разложить домино по ассоциативным представлениям. Например: корова- молочные продукты, собака- косточка и т. д.
Игра «Запрещенные движения»
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие эмоционального напряжения.
Правила: «Я буду выполнять разные движения, а вы будете повторять их за мной. Одно движение выполнять нельзя.» ведущий показывает это движение. Затем начинает выполнять разные движения и неожиданно показывает запрещенное движение. Кто его повторит, становиться ведущим.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие познавательной сферы психики; развитие мышления, внимания, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Игра: «Пожелания»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания.
Занятие 11
Упражнение «Доброе слово»
Цель: коррекция взаимоотношений детей, развитие доброжелательных отношений между детьми, снятие барьеров в общении.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит приятное своему соседу. При этом говорящий смотрит в глаза сосуду.
Игра «Опиши по памяти»
Цель: развитие памяти, внимания
Психолог показывает детям куклу, затем убирает ее и предлагает ответить на вопросы : «Какие у куклы глаза?», «Какие волосы?», «Есть ли бант?» и т. д.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает, приседают.
Игра «Есть или нет?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определенным правилам.
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Он просит детей выслушать его утверждения и решить, согласны ли они с ним. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и кричать «Да!», если не согласны, следует опустить руки и кричать «Нет!».
Есть ли в по светлячки?
Есть ли в море рыбаки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка? И т. д.
Игра «В магазине зеркал»
Цель: развитие уверенности в себе, раскованности, снятие напряжения.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходи в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.