Елена Соловьева
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Публикация «Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания.
Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Особенноинтенсивное развитие всех познавательных психических процессов происходит под влиянием обучения и воспитания. Следовательно, наиболее легко поддается развитию и коррекции.
Цель программы :создание условий для развития психических процессов у старших дошкольников дошкольников.
Основные задачи программы :
1. Развитие произвольного внимания, логического мышления, речи и мелкой моторики рук с учетом актуальной ситуации развития каждого ребенка.
2. Формирование активной познавательной мотивации, интерес к занятиям познавательного цикла и выполнению заданий, предлагаемых взрослым.
3. Развитие умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
Участники программы
Программа рассчитана на детей 5-7 лет низким уровнем развития познавательных процессов (с более выраженной степенью).
Организация занятий
Программа состоит из 15 занятий, которые проводятся индивидуально, периодичностью 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 20-25 минут.
Критерии отбора детей в группу
Основанием для включения в группу для коррекционно-развивающих занятий являются результаты индивидуального психолого-педагогического обследования (низкий уровень развития по трем и более показателям).
Динамика в развитии определяется промежуточной, а также повторной диагностикой по итогам реализации программы в текущем учебном году.
Структура занятий
Структура предлагаемых занятий программы предполагает возможность смены видов деятельности, избежать утомляемости у детей.
1. Ритуал приветствия.
2. Психогимнастика.
3. Основная часть 1 (задания 1,2 тетради на развитие произвольного внимания и логического мышления). (Гаврина С. Е. Кутявина Н. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Рабочая тетрадь. Киров: ИП Бурдина - 2014 - по 32 с.)
4. Пальчиковая гимнастика
5. Основная часть 2 (Гаврина С. Е. Кутявина Н. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Рабочая тетрадь. Киров: ИП Бурдина - 2014 - по 32 с.)
6. Релаксация.
7. Рефлексия.
8. Ритуал прощания.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Нравственность (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору).
7. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка (следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности).
Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми:
• Этюды на выражение эмоций, расслабление и напряжения;
• задания, направленные на развитие произвольности поведения, мышления, внимания, мелкой моторики рук;
• релаксационные методы;
• Пальчиковые гимнастики.
Критерии эффективности программы
1. Развитие таких познавательных процессов как произвольное внимание, логическое мышление, речь и мелкая моторика рук с учетом актуальной ситуации развития каждого ребенка.
2. Формирование познавательной мотивации.
3. Формирование интереса к занятиям познавательного цикла и выполнению заданий, предлагаемых взрослым.
4. Развитие умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
Оценка эффективности программы
Оценка динамики развития познавательных процессов осуществляется на основе сравнения результатов первичной и повторной комплексной индивидуальной диагностики каждого ребенка.
Занятие 1.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Шалтай-болтай»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 2.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Король Боровик не в духе»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 3.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Часовой»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 4.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Жадный пес»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 5.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Шалтай-болтай»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 6.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Цветок»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Сон на берегу моря».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 7.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Ой-ой-ой, живот болит»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 8.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Шалтай-болтай»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Мышка»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «На берегу моря».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 9.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «В уши вода попала»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 10.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «В уши попала вода»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 11.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Кукушонок кланяется»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «На берегу моря».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 12.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Цветок»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 13.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Часовой»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Сон на берегу моря».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 14.
1. Ритуал приветствия
2. Упражнение «Соленый чай»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 15.
1. Ритуал приветствия «Комплименты»
2. Упражнение «Шалтай-болтай»
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради
4. Задание №2 на развитие логического мышления
5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания.
Занятие 1.
1. Ритуал приветствия «Комплименты»
Цель: повышение самооценки, умение делать комплименты, настрой на занятие.
Психолог здоровается с ребенком, добавляя к приветствию комплимент, тоже делает и ребенок. Ритуал приветствия неизменен в течение всех занятий.
2. Упражнение «Шалтай-болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Психолог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
«Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз».
3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради (см. Приложение)
4. Задание №2 на развитие логического мышления (см. Приложение)
5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребё нка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради
7. Задание №4 на развитие речи в тетради
8. Задание №5 на развитие моторики в тетради
9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».
Цель: снятие эмоционального напряжения на фоне успокаивающей музыки.
Представь себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
10. Рефлексия занятия
11. Ритуал прощания. Упражнение «Подари Улыбку».
Цель: переключение с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде.
Психолог предлагает ребенку подарить улыбку друг другу.