Татьяна Мокина
Программа коррекционно-педагогической работы
▼ Скачать
Программа коррекционно-педагогической работы, направленная на социальное воспитание старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях изобразительной деятельности.
Программа коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа) направлена на социальное воспитание старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях изобразительной деятельности. В Программе рекомендованы методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми в старшей группе детского сада компенсирующего вида.
Публикация «Программа коррекционно-педагогической работы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Содержание Программы охватывает следующие задачи психолого-педагогической работы с детьми :
- формирование у дошкольника представления о самом себе;
- воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;
- развитие сотрудничества дошкольника со взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- воспитание положительного отношения к предметам окружающего мира;
- закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Основные направления Программы :
- интеллектуальное направление;
- духовно-нравственное направление;
- национально-патриотическое направление;
- экономическое направление;
- правовое направление;
1. - трудовое направление;
- эстетическое направление;
- воспитание основ безопасного поведения.
Коррекционно-педагогическая работа в Программе будет определяться по четырем видам изобразительной деятельности: рисование; лепка; аппликация; конструирование.
1. Интеллектуальное направление.
Развивает психические процессы, которые стимулируют познавательную активность умственно отсталых дошкольников. Также происходит развитие речи и мелкой моторики. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из организации игровой деятельности с использованием дидактических игрушек, сюжетно-ролевых игр, словесных игр, дидактических игр и интеллектуальных игр.
Дидактические игры могут проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых, так и воспитателем (педагогом). Она может быть использована при усвоении любого материала, включаться в музыкальное занятие, быть одним из компонентов на прогулке с детьми.
Особенно важно для умственно отсталых детей в дидактической игре создавать такие условия, в которых каждый дошкольник может самостоятельно действовать в определенной ситуации. Детям с интеллектуальными нарушениями для усвоения материала требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающимся детям, поэтому для них необходимо вырабатывать эмоционально положительные отношения к заданиям. Это можно сделать с помощью дидактических игр, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном этапе занятия.
В каждом занятии необходимо активное участие педагога. Детям нужно объяснять правила игр, показывать действия, наблюдать за выполнением заданий, а также предупреждать конфликтные ситуации. Педагог должен правильно определить активность детей, их интерес к выполнению задания. Если педагог заметил признаки утомления дошкольника, то нужно переключить его на другой вид деятельности.
Для занятий с дошкольниками в интеллектуальном направлении очень хорошо использовать высокотехнологические игрушки. Это позволит вывести деятельность умственно отсталых детей на новый уровень. Такие игрушки являются средством развития интеллектуальных способностей в работе с такими детьми.
Например, дидактическая игра «ПОФАНТАЗИРУЕМ!».
Вид изобразительной деятельности: рисование по трафарету.
Ход игры: Детям дается заготовка – лист бумаги с изображенным на нем домом и дорожкой. Также детям дается трафарет с силуэтами снеговика, елочки, зайчика, собаки и т. д. Задача детей правильно распределить (расположить) эти силуэты на заготовке. При выполнении данного задания необходимо использовать поролоновые тампоны, кисти и краски, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки и т. д.
2) Духовно-нравственное направление.
Одна из главных целей коррекционно-педагогической работы состоит из специальных мероприятий и занятий на тему: «Что такое хорошо – что такое плохо»; «Что есть добро, а что зло»; «Что можно и что нельзя»; «Что ты обязан делать, а что нет» и т. д.
Данное направление позволяет дошкольникам усваивать правила поведения и общения со взрослыми и сверстниками. В педагогический процесс входит регулирование отношений между детьми, знакомство с правилами поведения и общения, обеспечение правильного обращения дошкольников к взрослым, закладывание основ сотрудничества и взаимопомощи, формирование уважения к старшим и родителям. «Что такое хорошо и что такое плохо?», организации взаимопомощи и взаимоконтроля.
Например, коррекционная игра «Хороший и плохой цветочек».
Вид изобразительной деятельности: аппликация.
Ход игры: Детям дается заготовка – лист бумаги с изображенным на нем цветка с листьями без лепестков. Также детям дается набор лепестков с положительными и отрицательными ситуациями Задача детей собрать «Хороший цветок» и «Плохой цветок». Для этого необходимо приклеить лепестки на соответствующую заготовку.
3) Национально-патриотическое направление.
Нацелено на воспитание любви к родному дому и своей семье. В педагогический процесс входит обучение на знание терминов «гражданин», «патриот», «Родина» и т. п., осознание дошкольника гражданином России, знание государственной символики, знание названия страны и столицы.
Для более успешной организации национально-патриотического образования дошкольников с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать художественные образы, инсценировки и ролевые игры. На занятиях необходимо использовать приемы рисования, можно вместе с детьми сочинить сказку, загадывать загадки, пословицы, поговорки на тему патриотизма. Обязательно при этом делать упор на положительные качества героев, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
Коррекционная работа должна содержать знакомство с произведениями народной культуры, традициями русского народа, изучение истории родного края, получение представлений о других нациях. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из бесед, оформления рисунков на тему Родины, разучивание народных песен, пословиц, игр, спектаклей по русским сказкам.
Например, занятие по рисованию «Флаг России».
Вид изобразительной деятельности: рисование.
Ход игры: Педагог показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Педагог рассказывает детям, что обозначает каждый цвет флага: «Белый цвет – это цвет мира, наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину».
Педагог раздает детям заготовки трех разных флагов и дает инструкцию: Дети, найдите флаг России и раскрасьте его. Другие два флага оставьте не раскрашенными.
4) Экономическое направление.
Задачами данного направления является воспитание бережливости и хозяйственности, знакомство со сферой быта, учить детей экономно и разумно вести домашнее хозяйство, правильно распределять заработанные деньги. Педагогу необходимо воспитывать такие качества, как: самостоятельность, трудолюбие, бережливость, ответственность, предприимчивость и целеустремленность.
Для формирования правильного понимания таких слов, как: хозяйственность, экономность, бережливость, - педагогу на занятиях очень полезно использовать поговорки и пословицы, раскрывать перед дошкольниками смысл каждой пословицы и, с помощью народной мудрости, воспитывать необходимые личностные качества.
К самостоятельной жизни дошкольников в деле экономической подготовки большое значение имеют родители. Поэтому педагогу необходимо с ними наладить тесную связь. Родителям нужно рассказывать то, что происходит на занятиях с дошкольниками, стараться вовлекать их в педагогический процесс. Для этого помогут специальные домашние задания. С родителями полезно проводить беседы, которые будут полезны для привлечения детей к участию в домашнем хозяйстве, к планированию семейного бюджета, к экономии.
Педагогический процесс нужно строить так, чтобы дети понимали, что такое: деньги, цена, стоимость. Также нужно объяснять правила поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды. Форма коррекционно-педагогической работы состоит из экскурсий в магазины, на рынок, почту, тематических бесед, ролевых игр, связанных с покупками.