Лучший педагог года

Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии (4 фото)

Наталья Ж
Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Цель, задачи и условия проведения психокоррекционной программы

Цель: устранение, преодоление,десенсибилизация страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

2. Снизить уровень тревожности

3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

4. Содействовать развитию воображения и творческих задатков.

Форма работы: групповая.

Публикация «Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии» размещена в разделах

Условия проведения: Предлагаемая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Общее время для реализации программы 5 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 10 занятий, при этом длительность занятия 20 - 25 минут.

План коррекционной программы

№ Цель Тема занятия Содержание

1 Знакомство с правилами работы с песком.

- создание естественной стимулирующей среды;

- настрой на совместную деятельность;

Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки» Ритуал «входа» в Песочную страну

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Рефлексия занятия

Ритуал «выхода» из Песочной страны

2 Гармонизация психоэмоционального состояния. Мой волшебный мир

Правила работы с песком

Упражнение

«Мой волшебный мир»

Рефлексия занятия

3 Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке. Нарисуй портрет своего страха

Приветствие:

«Эстафета смелости»

Упражнение «Нарисуй портрет своего страха»

Рефлексия занятия

4 Коррекция страхов, тревожности Попросим помощи у Песочной феи Приветствие

Упражнение «Попросим помощи у Песочной феи»

Рефлексия занятия

5 Коррекция страхов, тревожности, развитие воображения Угощу свой страх.

Приветствие «Здравствуйте ручки»

Упражнение «Угощу свой страх»

Рефлексия

Ритуал «выхода» из Песочной страны

6 Коррекция страхов Приручение страха Приветствие :

«Передай улыбку по кругу»

Упражнение «Приручение страха»

Рефлексия

Прощание: «Скажите доброе словечко»

7 Коррекция страхов, тревожности, развитие воображения Песочная мультипликация «Веселый страх»

Приветствие «Здравствуйте ручки»

Упражнение «Веселый страх»

Ритуал «выхода» из Песочной страны

8 Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения «Образ и пластика настроения» Приветсвие:

«Дружба начинается с улыбки»

Упражнение «Образ и пластика настроения»

Рефлексия

9 Коррекция страхов, тревожности Арт-терапевтическая техника рисования на клеёнке «Ахи-страхи»

Приветствие:

«Дружба начинается с улыбки»

Упражнение «Ахи-страхи»

Рефлексия

10 Обогащение эмоциональной сферы, коррекция тревожности, развитие воображения. «Превращение страха» Приветствие:

«Давайте поздороваемся»

Упражнение «Превращение страха»

Рефлексия

Занятие №1 «Чувствительные ладошки»

Материал: Песочница с подсветкой, песок.

Ход занятия

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью

Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Ритуал «входа» в Песочную страну :

Звучит музыка

Педагог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Педагог снимает ткань с песочного листа

Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое

Педагог: Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им поправимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости

Педагог: Будем с вами делать все правильно?

(Ответы детей)

Педагог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»

Ход игры:

На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх

Я перевернула руки, мои ощущения изменились

Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?

Мне не очень удобно держать так руки. А вам?

Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше

Педагог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея

- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами

- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

- Поиграем по поверхности песка как на пианино

- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук…

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Педагог: До следующей встречи!

Занятие № 2 «Мой волшебный мир»

Правила работы с песком.

Вредных нет детей в стране - ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна

Можно строить и чудить, можно много сотворить:

Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня? Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться.»)

Задача: освободиться от внутреннего напряжения, выразить свои переживания и страхи.

Задание: Психолог предлагает ребенку поиграть «в песочнице» и построить свой мир. Конкретных правил нет. Ребенок может использовать различные, предложенные ему объекты и размещать их в подносе с песком. Объектов может быть много, а может быть всего несколько.

Занятие №3 «Нарисуй портрет своего страха»

Приветствие:

«Эстафета смелости»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою смелость, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что смелости стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей смелости. Пусть же она вас не покидает.».

Ребенку предлагают нарисовать свой страх красками. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом Детям часто сложно нарисовать свой страх. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему. В этом случае можно предложить, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький, или то, чего обычно боятся все дети.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу, и очень этого смущается.

Рефлексия:

А какое у вас настроение и что нового узнали вы?

Занятие №4 «Попросим помощи у Песочной феи».

Приветствие:

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

В песочной стране окажемся мы!

Нарисовать свой страх на световом столе и попросить: «Песочная фея, помоги превратить мой страх в (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Превращаем изображение страха в тот предмет, который назвали.

Рефлексия:

А какое у вас настроение и что нового узнали вы?

(Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Занятие №5 «Угощу свой страх»

Приветствие:

Здравствуйте, ручки

Здравствуйте, ручки! (дети хлопают в ладошки)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуйте, ножки! (поглаживают ноги)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуй, песочек! (дети дотрагиваются до песка ладошками)

Привет, привет! (набирают песок в кулачки, медленно высыпают в песочницу)

Дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке:

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест — и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросите вылепить из цветного песка портрет страха, угощения для него и изобразить, что случилось со страхом потом.

Рефлексия:

А какое у вас настроение и что нового узнали вы?

(Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Занятие №6 «Приручение страха»

Приветствие:

«Передай улыбку по кругу»

Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.)

Ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали. Затем психолог предлагает:

• выпустить воздух из шара. Он становится маленьким, рыхлым и забавным;

Рефлексия

Прощание: «Скажите доброе словечко»

Педагог: Ребята, давайте закончим наш день ритуалом: каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с радостным чувством.

(Ответы детей)

Занятие №7 «Песочная мультипликация «Веселый страх»

Приветствие:

Здравствуйте, ручки

Здравствуйте, ручки! (дети хлопают в ладошки)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуйте, ножки! (поглаживают ноги)

Привет, привет! (открывают и закрывают кулачки)

Здравствуй, песочек! (дети дотрагиваются до песка ладошками)

Привет, привет! (набирают песок в кулачки, медленно высыпают в песочницу)

Психолог рассказывает сказку, а дети по ходу истории иллюстрируют её на световом столе. «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Дети обсуждают, как звали Страх, как он выглядел, кого пугал. Затем они рисуют на песочном столе с подсветкой, каким был Страх в начале сказки, как он грустил в одиночестве.

Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети придумывают смешные детали и изменяют рисунок, помогая Страху стать весёлым. Можно обсудить с ребятами, с кем мог бы подружиться Страх, и нарисовать ему друга.

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Занятие №8 «Образ и пластика настроения»

Приветсвие:

«Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Материалы: достаточное количество пластилина.

Описание метода: вначале ребенку предлагается выбрать кусок пластилина определенной окраски и придать ему подходящую форму, соответствующую теме ( примеры тем: «Мое настроение», «Я боюсь… (мой страх; меня пугает)», «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры ребенок придумает самостоятельно, исходя из его потребности. Затем ребенку необходимо придумать название своей скульптуре и рассказать историю о ней, психолог по ходу задает уточняющие вопросы.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

• изобразите какое-либо настроение ( или свои фантазии: представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);

• создайте образы своего Я (субличности);

• с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;

• используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция:

• Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится.

• Слепи из этого кусочка свой страх.

• Придумай ему название- имя

• Расскажи историю про свою скульптуру ( уточняющие вопросы: где живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить, есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он изменится)

• А что можешь сделать ты со своим страхом, чтоб перестать его бояться? (можно с ним подружиться и т. п.)

• Давай мы с тобой сейчас как-то изменим твой страх, чтоб он стал менее страшным.

Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом».

Занятие №9 Арт-терапевтическая техника рисования на клеёнке «Ахи-страхи»

Приветствие:

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Материалы: плотная силиконовая прозрачная клеёнка формата А4 или А5 (под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка по желанию, гуашь, кисти, стаканчик с водой, губка, вода (раковина, либо тазик с водой, салфетки, жидкое мыло или клей ПВА (для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА).

Описание метода: Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи на клеенке, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать, так, чтоб он перестал быть пугающим.

Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы).

Инструкция:

• Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый большой страх, если тебе захочется что-то исправить, ты можешь сделать это при помощи губки.

• Придумай ему название своему рисунку.

• Расскажи про свой страх историю ( уточняющие вопросы: какой он, где живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли ты сделать что-то, чтоб твой страх был не таким пугающим и т. п.)

• Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашным.

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему варианты изменения страха :

• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;

• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ;

заштриховать его: спрятать в коробку;

• избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);

приручить его: дорисовать поводок, клетку.

Занятие№10 «Превращение страха»

Приветствие:

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определё нным образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками

Цель: снять эмоциональное напряжение, провести коррекцию страхов и тревожности. Материал: бумага, ножницы, карандаши или краски, белая гуашь, музыкальное сопровождение Методика проведения: Под руководством психолога дети вырезают и раскрашивают маски кого-нибудь «страшного». Детям предлагается стать могущественными волшебниками и из страшного сделать веселое. «Страшные» маски закрашиваются белой гуашью и «превращаются» в веселые. Под музыку устраиваются танцы с «веселыми» масками.

Список литературы

1. Аралова М. А. Справочник психологоа ДОУ. - М. : Сфера, 2007.

2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010

3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М. : Сфера, 2011.

4. Краплак К. Путеводитель по арт-терапии [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL : https://arifis.ru/artic.php?action=view&id=6

5.https://www.171orensad.ru/files/mo-psihologi/metod07.02.2020-1-65.pdf МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Арт-терапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей» Оренбург, 2020

Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии
Фото №1 Цель задачи и условия проведения психокоррекционной программы Цель устранение преодоление десенсибилизация Фото №2 Страх и детская тревожность страхов у детей старшего дошкольного возраста Фото №3 Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния
Публикации по теме:

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии
Опубликовано: 28 июля 2022 в 12:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекции страхов у детей дошкольного возраста с помощью приемов арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ж в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД