Папки-передвижки

Программа КОП «Сказки бурятского народа»

Сементух Ольга
Программа КОП «Сказки бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа КОП для 2 младшей группы на февраль 2019 г. Составитель: воспитатель МБДОУ «Д. с. №10»

Сементух Ольга Валерьевна.

Пояснительная записка:

В целом реализация цели данной практики направлена на актуализацию интереса детей к традициям и обычаям народов Забайкалья.

Название КОП Сказки бурятского народа.

Количество занятий 4

Общая цель Знакомство детей 2 мл. гр. с устным народным творчеством Забайкалья.

Ожидаемый результат Дети узнают несколько сказок бурятского народа, попробуют инсценировать самую, на их взгляд, интересную.

Темочки:

Актуальность. Современные дети плохо знают обычаи, культуру народов, заселяющих наш край. Необходимо знакомить их с младшего дошкольного возраста со сказками, притчами, легендами братских народов.

Возраст детей 3-4 года

Задачи Познакомить детей с бурятскими народными сказками. Привлечь родителей к участию в инсценировке сказки, к изготовлению костюмов.

Оборудование и материалы Дидактические игры и картинки по теме.

Сборник сказок бурятского народа, костюмы и маски, музыкальное сопровождение, краски, кисточки, тонированные листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Срок реализации 1 месяц

Режим занятий 1 раз в неделю по пятницам, в 15.30

Продолжительность занятия 15 минут

Технологическая карта занятий:

Тема № 1. Первое знакомство с бурятскими сказками.

Цель Познакомить детей 2 мл. гр. с устным народным творчеством Забайкалья.

Материалы Дидактические игры, литературные произведения и картинки по теме. Предметы быта.

Настрой Слушание бурятской музыки. (аудионоситель)

Беседа По теме

Чтение Бурятские сказки : «Лиса и бараны», «Медведь»,

«Сорока и ее дети», «Заяц и снег»

Дид. игра «Из какой сказки иллюстрация»?

Результат Дети познакомились с некоторыми бурятскими сказками.

Тема № 2. Выбираем самую интересную сказку для инсценировки.

Цель Заинтересовать детей возможностью самим выбрать сказку, получить роль для инсценировки.

Оборудование Иллюстрации к сказкам, несколько шапочек с изображением животных для инсц-ки.

Д. игра «Покажи жестами и мимикой характер главных героев сказки«Нарисуй портрет героя сказки»

Повторное чтение Сказки, которые наиболее понравились детям. Совместный выбор ролей.

Результат: Дети выбирают сказку для инсценировки. С помощью родителей распределяют роли, изготовление атрибутов

Тема №3. Мы- артисты.

План проведения:

Задачи Попробовать проинсценировать сказку, меняя «актеров».

Материалы Простые декорации, костюмы и шапочки, изготовленные руками родителей. Текст выбранной сказки.

Методы и приемы Повторное прочтение сказки родителями,

выбор детей, которые будут участвовать в инсценировке, одевание костюмов.

С/ ролевое упражнение «Кто как движется»

Слушание Музыка «Бурятские напевы» (аудионоситель)

Результат Дети, совместно с родителями, научатся передавать характер героев сказки, их способы передвижения, интонационные особенности.

Домашнее задание Закрепить знание роли, подготовиться к показу сказки для детей другой группы.

Тема № 4. Совместный показ сказки детям других групп.

План проведения:

Задачи Побудить детей хорошо показать сказку детям другой группы.

Материалы Декорации, костюмы, музыкальное сопровождение

Игровые приемы Мимические упражнения, чистоговорки, гимнастика для язычка.

Поощрение детей Всем участникам подарить книжки- малышки для чтения с мамами дома.

Результат Дети хорошо знают несколько сказок бурятского народа, могут не только пересказать их, но и взять на себя любую роль при инсценировке.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Два барана и лиса

Бурятские сказки

Повздорили однажды два барана и начали бодаться. Увидела их пробегавшая мимо лиса, остановилась.

«Если эти двое не успокоятся, то поубивают друг друга. А значит, будет мне мясо на обед.», – подумала лиса и присела на обочине дороги. Сидит, ждет. Долго ждала, наконец не вытерпела.

«Сбегаю, – думает, – посмотрю, что они там не поделили». Подбежала поближе и увидела, как из пораненных бараньих рогов капает кровь на землю.

– А ведь здесь уже сейчас можно полакомиться! – обрадовалась лиса. И когда бараны разошлись на несколько шагов, чтобы с разбега ударить друг друга рогами, лиса успела подбежать и слизать свежую кровь с травы. Словчила лиса один раз, словчила в другой. А в третий раз не успела отскочить в сторону, схлестнулись бараньи рога и в лепешку раздавили лису. Так она бесславно и окончила свой век.

Девушка и Месяц

Бурятские сказки

Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота:

– Ступай туда! Сделай это!

Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера.

Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду.

Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет – сделает она шаг, оупстит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.

А мачеха бегает по юрте, сердится:

– Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?.

Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать и ругаться:

– Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц!

И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц. Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника.

Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц.

Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему :

– Ты днем ходишь, а я хожу ночью – одному мне тоскливо и скучно. Отдай девушку мне!

Солнце сказало :

– Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку!

Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом, ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко.

Если посмотришь на Месяц – увидишь на нем девушку с ведрами и коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст.

Конь и Изюбр

Бурятские сказки

В давние времена у изюбра было четыре глаза. Он очень гордился этим и считал себя самым быстрым из всех четвероногих.

Однажды изюбр встретил коня и говорит ему:

– Хорошо ты бегаешь, но все же не такой уж ты быстрый: никогда меня не догонишь!

– Нет, – говорит конь, – догоню!

– Как же ты это сделаешь? – спрашивает изюбр.

– Посажу на себя человека, скажу ему, чтобы погонял меня, и догоню!

Засмеялся изюбр и говорит:

– Ни за что ты меня не догонишь! А с седоком – и подавно!

– Догоню! – отвечает конь.

Побились об заклад и назначили время, когда побегут. Изюбр отправился пастись, силы набираться, а конь пошел к человеку и сказал :

– Садись на меня и погоняй! Будем скакать наперегонки с изюбром!

– Хорошо! – говорит человек.

В назначенный день сошлись конь и изюбр на открытом месте и поскакали.

Сначала изюбр шел впереди, но человек стал погонять коня, и конь скоро догнал и даже перегнал изюбра.

Со стыда и с досады изюбр горько заплакал. И плакал он так сильно и так долго, что из четырех своих глаз выплакал два. С тех пор у всех изюбров пониже глаз видны знаки – это следы от выплаканных глаз.

А конь с того времени остался у человека и до сих пор верно ему служит.

Медведь

Бурятские сказки

Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.

Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:

– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.

И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

– Хочу быть царем! – говорит.

Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.

Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

– Оглянитесь на своего царя.

Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.

Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает…

Снег и заяц

Бурятские сказки

Снег говорит зайцу:

— Что-то у меня голова заболела.

— Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, — ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал:

— Жалко, жалко мне тебя, снег… От лисицы, от волка. От охотника я в тебя зарывался. прятался. Как теперь жить буду? любая ворона, любая снова меня увидит. Заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня.

А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор.

Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал :

— С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит.

Обрадовался заяц.

С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.

Сорока и ее птенцы

Бурятские сказки

Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами:

– Дети мои, вы уже выросли, и настало время вам самим добывать еду и жить своей жизнью.

Сказала она так и, оставив гнездо, полетела с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить мошек да букашек, как из таежного озера воду пить. Но птенцы ничего не хотят делать сами.

– Полетим обратно в гнездо, – хнычут они. – Как было хорошо, когда ты приносила нам всяких червячков и пихала в рот. Никаких забот, никаких хлопот.

– Дети мои, – вновь говорит им сорока. – Вы уже стали большими, а моя мать выбросила меня из гнезда совсем маленькой.

– А если нас подстрелят из лука? – спрашивают птенцы.

– Не бойтесь, – отвечает сорока. – Прежде чем выстрелить, человек долго целится, так что проворная птица всегда успеет улететь.

– Все это так, – загалдели птенцы, – но что будет, если человек кинет в нас камнем? Такое может сделать любой мальчишка, даже не прицеливаясь.

– Для того чтобы взять камень, человек нагибается, – отвечает сорока.

А если у человека окажется камень за пазухой? – спросили птенцы.

– Кто своим умом дошел до мысли о спрятанном за пазухой камне, тот сумеет спастись от смерти, – сказала сорока и улетела прочь.

Хвастливая собачонка

Бурятские сказки

В знойный полдень, обливаясь потом, везла старая лошадь тяжелый воз, а маленькая собачонка бежала рядом, прячась в тени от телеги, и громко лаяла.

К вечеру лошадь едва-едва дошла до хозяйского дома. Хозяин выпряг ее и привязал к столбу. Собачонка легла рядом, жалуется:

– Ох, устала! Ох, болят ноги, ломит спину! Худое житье, хоть умирай.

– А что ты делала? Отчего устала? – спросила лошадь.

– Бесстыжая, еще и спрашиваешь! Да я же тебя лаем подгоняла. Ты бы, старая кляча, и сейчас тащилась по дороге.

Собачонка хвост кверху задрала, гордая, важная похаживает.

Топнула лошадь сердито о землю копытом – хвастливая собачонка поджала хвост и убежала.

Хитрый кот

Бурятские сказки

Жил на свете грозный медведь. Был он царем зверей в большом лесу. Но вот постарел медведь, не может лапой пошевелить. И начали ему досаждать мыши. Сна и покоя лишили, никакого сладу с ними нет.

Собрался медведь с силами и издал указ: "Уничтожить всех мышей!" Нашли звери хорошего кота и приставили ко медведю в караульные. Очень хитрым оказался кот: в своей службе сильно не усердствует, поймает для острастки одну мышку – остальные уже и носа не кажут из своих нор. Но стоит коту отлучиться, как мыши вновь смелеют и досаждают старому медведю. Чтобы такого не случалось, медведь приблизил к себе кота, стал с ним во всем советоваться, стал возле себя держать денно и нощно.

Но однажды занемог кот и оставил возле медведя своего сына. Стал котенок охранять медвежий покой: как увидит мышь, так сразу же и поймает. За одну ночь переловил всех мышей. Назавтра пришел старый кот, увидел передавленных мышей, очень рассердился, но еще больше опечалился.

– Глупая голова! – сказал он сыну. – За многие годы я не убил ни одной лишней мыши, чтобы было от кого охранять царя зверей, а ты за одну ночь расправился с ними: За верную службу медведь приблизил меня к себе, а ты – родной сын – лишил меня этой службы.

Через малое время дошел до царских ушей слух: «К великому счастью, в нашем лесу не осталось ни одной мышки!» – А раз так, – сказал медведь, то не должно остаться и ни одной кошки, ни одного кота.

СКАЗКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Колобок и Ци

(сказка первая)

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Горевали они, что к старости остались одиноки. Нет в доме детского гомона, не слышно смеха… Грустно было им стареть.

Как-то старик и говорит жене: «А испекла бы ты мне колобок». Наскребли они по сусекам муки (жили-то они впроголодь, хлебушка вдоволь никогда не ели) испекла бабка Колобок. Румяный получился, круглый, красивый на загляденье. Только положила она его на окошко, чтобы он остыл, а он-то вывалился во двор и укатился от деда с бабкой.

Многих зверей повстречал на своем пути Колобок от всех сумел убежать, да только Лиса Патрикеевна перехитрила, говорят, Колобка и съела его…

В Центральной России (под Москвой) сказка на том и заканчивается, а у нас в Забайкальском крае, она только начинается.

А дело было так. Лиса Колобка съесть не сумела, перехитрил ее Колобок. Лиса ведь притворилась, что плохо слышит песню Колобка, попросила его сесть ей на язык и спеть еще раз! А Колобок запрыгнул выше, в аккурат ей на нос. Колобок вкусный, душистый… Защекотало в носу у Лисы, набрала она воздуху, зажмурилась да как чихнет – головой мотанё т: «Ап-чхи!», глаза-то открыла, а Колобка и след простыл.

Долго летел Колобок по воздуху, а потом еще долго-долго катился, нигде не останавливался, реки переплывал, хребты одолевал, леса – тайгу дремучую проходил. Быстро шел-катился Колобок, так быстро, что не заметил, как всю Россию пробежал, уже по стране Китаю катится. Глядь – Большая Стена стоит, вправо-влево конца края не видать,как перебраться через нее? Да еще дождик пошел, холодный, нудный. Загрустил, запечалился Колобок, что теперь делать одному в далекой стране, без друзей (родни-то у него отродясь не было, на одного колобка муки-то наскребли).

«Эх, друга бы мне, - подумал грустно Колобок, - вдвоем мы бы стену одолели, в теплые края бы добрались, дом построили» - только это он помыслил, голос слышит:

Друг те выслан

Принимай же, Ясный Свет,

Лучше Ци подруги нет.

И вдруг, откуда ни возьмись, рядом с Колобком появилась красивая, яркая как молния Ци, вместо рук, ног у нее лучи-молнии, вместо волос искрящиеся фейерверки, как бы маленькие салюты.

Обогрела она Колобка, укрыла лучами-молниями от непогоды, потом свернулась клубочком нырнула в Колобка, и покатились они в далекий город который зовется Нижний Дантян, в том городе жил дядя энергичной, сильной и смелой Ци.

Пока они катились, а путь был неблизкий, Ци научила Колобка всем языкам, на которых говорят люди планеты Земля, она везде бывала, всем помогала, всех понимала. Ци и сейчас с нами здесь в комнате: вот включим выключатель, лампочка загорелась – это Ци нам энергию посылает. Включим телевизор, а там и кино и музыка, и мультики, и леса и горы и реки показывают, все это доставляет нам из далеких стран на своих руках – молниях Ци.

Они оба Колобок и Ци как бы в каждом доме, в каждом из нас живут и помогают нам во всем. Ну, например, ты поел кашу или пряник, печенье, булочку, хлебушка покушал – все это Колобок дарит нам, он-то сам хлеб и есть. Вот поешь хлебушка или пряник, силы и прибавится, потом ты весело бегаешь. Отчего ножки так быстры, а ручки неутомимы, потому что из пряника у нас в животе выходит Ци и помогает нам двигать ручками-ножками. Вот так, маленький, в каждом кусочке хлеба и каждой ложке каши немножко от Колобка и немножко от Ци. Оттого дети, кто ест кашу, сильные и неутомимые.

В армии солдатам, чтобы была сила, обязательно дают и хлеб и кашу. И лошадям, чтобы были сильными и выносливыми, быстро и долго могли скакать дают тоже геркулес, но специальный для лошадей – это целые зерна овса. Если эти зерна очистить пропарить, потом размять получится геркулес для ребят, а если измолоть в муку, да тесто замесить, да маслица добавить, да испечь будут овсяные пряники – вкусные и круглые (на Колобка похожие, ясные как солнышко и сила от них (это оттого, что там Ци).

Вот ведь как хорошо для всех получилось, что Колобок и Ци подружились.

Ну вот. Этой сказочке конец, а кто слушал, - молодец!

Публикации по теме:

Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Серебряное копытце» hУРГУУЛИИН УРДАХИ.

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа» Спирина Екатерина Юрьевна Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные зимой» с использованием бурятского фольклора Екатерина Спирина Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные зимой» с использованием бурятского фольклора Приоритетная область.

КОП «Цветочный шар (топиарий)» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» г. Березники КРАТКОСРОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА.

КОП «Дорожные знаки»КОП «Дорожные знаки» КОП «Дорожные знаки» Цель: Продолжать учить детей создавать изображение дорожных знаков техникой пластилинография (контурная лепка). Задачи:.

КОП «Карандашница» с стиле «декупаж»КОП «Карандашница» с стиле «декупаж» ]«Карандашница» - поделка для занятий (выполненная в технике «Декупаж») 1. Художественно-эстетическое направление 2. Актуальность. Актуальность.

КОП «Подарок для мамы» Влияние на развитие ребенка: создание аппликации с помощью мятой и скомканной в шарики бумаги. В нашем случае это дети 4-5 лет. Возраст.

КОП «Эксперименты с водой» Педагог показывает детям две банки, одна наполнена водой вторая чаем. Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в.

Краткосрочная образовательная практика (КОП) «Быстрая коробочка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 238» ГОРОДА ПЕРМИ УТВЕРЖДЕНО протоколом педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа КОП «Сказки бурятского народа»
Опубликовано: 27 января 2019 в 09:42
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа КОП «Сказки бурятского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Сементух Ольга (УИ 1542452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД