Сементух Ольга
Программа КОП «Сказки бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа КОП для 2 младшей группы на февраль 2019 г. Составитель: воспитатель МБДОУ «Д. с. №10»
Сементух Ольга Валерьевна.
Пояснительная записка:
В целом реализация цели данной практики направлена на актуализацию интереса детей к традициям и обычаям народов Забайкалья.
Название КОП Сказки бурятского народа.
Количество занятий 4
Общая цель Знакомство детей 2 мл. гр. с устным народным творчеством Забайкалья.
Ожидаемый результат Дети узнают несколько сказок бурятского народа, попробуют инсценировать самую, на их взгляд, интересную.
Публикация «Программа КОП „Сказки бурятского народа“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Республика Бурятия
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Актуальность. Современные дети плохо знают обычаи, культуру народов, заселяющих наш край. Необходимо знакомить их с младшего дошкольного возраста со сказками, притчами, легендами братских народов.
Возраст детей 3-4 года
Задачи Познакомить детей с бурятскими народными сказками. Привлечь родителей к участию в инсценировке сказки, к изготовлению костюмов.
Оборудование и материалы Дидактические игры и картинки по теме.
Сборник сказок бурятского народа, костюмы и маски, музыкальное сопровождение, краски, кисточки, тонированные листы бумаги, фломастеры, карандаши.
Срок реализации 1 месяц
Режим занятий 1 раз в неделю по пятницам, в 15.30
Продолжительность занятия 15 минут
Технологическая карта занятий:
Тема № 1. Первое знакомство с бурятскими сказками.
Цель Познакомить детей 2 мл. гр. с устным народным творчеством Забайкалья.
Материалы Дидактические игры, литературные произведения и картинки по теме. Предметы быта.
Настрой Слушание бурятской музыки. (аудионоситель)
Беседа По теме
Чтение Бурятские сказки : «Лиса и бараны», «Медведь»,
«Сорока и ее дети», «Заяц и снег»
Дид. игра «Из какой сказки иллюстрация»?
Результат Дети познакомились с некоторыми бурятскими сказками.
Тема № 2. Выбираем самую интересную сказку для инсценировки.
Цель Заинтересовать детей возможностью самим выбрать сказку, получить роль для инсценировки.
Оборудование Иллюстрации к сказкам, несколько шапочек с изображением животных для инсц-ки.
Д. игра «Покажи жестами и мимикой характер главных героев сказки.» «Нарисуй портрет героя сказки»
Повторное чтение Сказки, которые наиболее понравились детям. Совместный выбор ролей.
Результат: Дети выбирают сказку для инсценировки. С помощью родителей распределяют роли, изготовление атрибутов
Тема №3. Мы- артисты.
План проведения:
Задачи Попробовать проинсценировать сказку, меняя «актеров».
Материалы Простые декорации, костюмы и шапочки, изготовленные руками родителей. Текст выбранной сказки.
Методы и приемы Повторное прочтение сказки родителями,
выбор детей, которые будут участвовать в инсценировке, одевание костюмов.
С/ ролевое упражнение «Кто как движется»
Слушание Музыка «Бурятские напевы» (аудионоситель)
Результат Дети, совместно с родителями, научатся передавать характер героев сказки, их способы передвижения, интонационные особенности.
Домашнее задание Закрепить знание роли, подготовиться к показу сказки для детей другой группы.
Тема № 4. Совместный показ сказки детям других групп.
План проведения:
Задачи Побудить детей хорошо показать сказку детям другой группы.
Материалы Декорации, костюмы, музыкальное сопровождение
Игровые приемы Мимические упражнения, чистоговорки, гимнастика для язычка.
Поощрение детей Всем участникам подарить книжки- малышки для чтения с мамами дома.
Результат Дети хорошо знают несколько сказок бурятского народа, могут не только пересказать их, но и взять на себя любую роль при инсценировке.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Два барана и лиса
Бурятские сказки
Повздорили однажды два барана и начали бодаться. Увидела их пробегавшая мимо лиса, остановилась.
«Если эти двое не успокоятся, то поубивают друг друга. А значит, будет мне мясо на обед.», – подумала лиса и присела на обочине дороги. Сидит, ждет. Долго ждала, наконец не вытерпела.
«Сбегаю, – думает, – посмотрю, что они там не поделили». Подбежала поближе и увидела, как из пораненных бараньих рогов капает кровь на землю.
– А ведь здесь уже сейчас можно полакомиться! – обрадовалась лиса. И когда бараны разошлись на несколько шагов, чтобы с разбега ударить друг друга рогами, лиса успела подбежать и слизать свежую кровь с травы. Словчила лиса один раз, словчила в другой. А в третий раз не успела отскочить в сторону, схлестнулись бараньи рога и в лепешку раздавили лису. Так она бесславно и окончила свой век.
Девушка и Месяц
Бурятские сказки
Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота:
– Ступай туда! Сделай это!
Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера.
Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду.
Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет – сделает она шаг, оупстит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.
А мачеха бегает по юрте, сердится:
– Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?.
Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать и ругаться:
– Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц!
И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц. Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника.
Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц.
Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему :
– Ты днем ходишь, а я хожу ночью – одному мне тоскливо и скучно. Отдай девушку мне!
Солнце сказало :
– Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку!
Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом, ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко.
Если посмотришь на Месяц – увидишь на нем девушку с ведрами и коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст.
Конь и Изюбр
Бурятские сказки
В давние времена у изюбра было четыре глаза. Он очень гордился этим и считал себя самым быстрым из всех четвероногих.
Однажды изюбр встретил коня и говорит ему:
– Хорошо ты бегаешь, но все же не такой уж ты быстрый: никогда меня не догонишь!
– Нет, – говорит конь, – догоню!
– Как же ты это сделаешь? – спрашивает изюбр.
– Посажу на себя человека, скажу ему, чтобы погонял меня, и догоню!
Засмеялся изюбр и говорит:
– Ни за что ты меня не догонишь! А с седоком – и подавно!
– Догоню! – отвечает конь.
Побились об заклад и назначили время, когда побегут. Изюбр отправился пастись, силы набираться, а конь пошел к человеку и сказал :
– Садись на меня и погоняй! Будем скакать наперегонки с изюбром!
– Хорошо! – говорит человек.
В назначенный день сошлись конь и изюбр на открытом месте и поскакали.
Сначала изюбр шел впереди, но человек стал погонять коня, и конь скоро догнал и даже перегнал изюбра.
Со стыда и с досады изюбр горько заплакал. И плакал он так сильно и так долго, что из четырех своих глаз выплакал два. С тех пор у всех изюбров пониже глаз видны знаки – это следы от выплаканных глаз.
А конь с того времени остался у человека и до сих пор верно ему служит.
Медведь
Бурятские сказки
Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.
Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает…
Снег и заяц
Бурятские сказки
Снег говорит зайцу:
— Что-то у меня голова заболела.
— Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, — ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал:
— Жалко, жалко мне тебя, снег… От лисицы, от волка. От охотника я в тебя зарывался. прятался. Как теперь жить буду? любая ворона, любая снова меня увидит. Заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня.
А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор.
Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал :
— С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит.
Обрадовался заяц.
С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.
Сорока и ее птенцы
Бурятские сказки
Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами:
– Дети мои, вы уже выросли, и настало время вам самим добывать еду и жить своей жизнью.
Сказала она так и, оставив гнездо, полетела с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, как ловить мошек да букашек, как из таежного озера воду пить. Но птенцы ничего не хотят делать сами.
– Полетим обратно в гнездо, – хнычут они. – Как было хорошо, когда ты приносила нам всяких червячков и пихала в рот. Никаких забот, никаких хлопот.
– Дети мои, – вновь говорит им сорока. – Вы уже стали большими, а моя мать выбросила меня из гнезда совсем маленькой.
– А если нас подстрелят из лука? – спрашивают птенцы.
– Не бойтесь, – отвечает сорока. – Прежде чем выстрелить, человек долго целится, так что проворная птица всегда успеет улететь.
– Все это так, – загалдели птенцы, – но что будет, если человек кинет в нас камнем? Такое может сделать любой мальчишка, даже не прицеливаясь.
– Для того чтобы взять камень, человек нагибается, – отвечает сорока.
А если у человека окажется камень за пазухой? – спросили птенцы.
– Кто своим умом дошел до мысли о спрятанном за пазухой камне, тот сумеет спастись от смерти, – сказала сорока и улетела прочь.
Хвастливая собачонка
Бурятские сказки
В знойный полдень, обливаясь потом, везла старая лошадь тяжелый воз, а маленькая собачонка бежала рядом, прячась в тени от телеги, и громко лаяла.
К вечеру лошадь едва-едва дошла до хозяйского дома. Хозяин выпряг ее и привязал к столбу. Собачонка легла рядом, жалуется:
– Ох, устала! Ох, болят ноги, ломит спину! Худое житье, хоть умирай.
– А что ты делала? Отчего устала? – спросила лошадь.
– Бесстыжая, еще и спрашиваешь! Да я же тебя лаем подгоняла. Ты бы, старая кляча, и сейчас тащилась по дороге.
Собачонка хвост кверху задрала, гордая, важная похаживает.
Топнула лошадь сердито о землю копытом – хвастливая собачонка поджала хвост и убежала.
Хитрый кот
Бурятские сказки
Жил на свете грозный медведь. Был он царем зверей в большом лесу. Но вот постарел медведь, не может лапой пошевелить. И начали ему досаждать мыши. Сна и покоя лишили, никакого сладу с ними нет.
Собрался медведь с силами и издал указ: "Уничтожить всех мышей!" Нашли звери хорошего кота и приставили ко медведю в караульные. Очень хитрым оказался кот: в своей службе сильно не усердствует, поймает для острастки одну мышку – остальные уже и носа не кажут из своих нор. Но стоит коту отлучиться, как мыши вновь смелеют и досаждают старому медведю. Чтобы такого не случалось, медведь приблизил к себе кота, стал с ним во всем советоваться, стал возле себя держать денно и нощно.
Но однажды занемог кот и оставил возле медведя своего сына. Стал котенок охранять медвежий покой: как увидит мышь, так сразу же и поймает. За одну ночь переловил всех мышей. Назавтра пришел старый кот, увидел передавленных мышей, очень рассердился, но еще больше опечалился.
– Глупая голова! – сказал он сыну. – За многие годы я не убил ни одной лишней мыши, чтобы было от кого охранять царя зверей, а ты за одну ночь расправился с ними: За верную службу медведь приблизил меня к себе, а ты – родной сын – лишил меня этой службы.
Через малое время дошел до царских ушей слух: «К великому счастью, в нашем лесу не осталось ни одной мышки!» – А раз так, – сказал медведь, то не должно остаться и ни одной кошки, ни одного кота.
СКАЗКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Колобок и Ци
(сказка первая)
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Горевали они, что к старости остались одиноки. Нет в доме детского гомона, не слышно смеха… Грустно было им стареть.
Как-то старик и говорит жене: «А испекла бы ты мне колобок». Наскребли они по сусекам муки (жили-то они впроголодь, хлебушка вдоволь никогда не ели) испекла бабка Колобок. Румяный получился, круглый, красивый на загляденье. Только положила она его на окошко, чтобы он остыл, а он-то вывалился во двор и укатился от деда с бабкой.
Многих зверей повстречал на своем пути Колобок от всех сумел убежать, да только Лиса Патрикеевна перехитрила, говорят, Колобка и съела его…
В Центральной России (под Москвой) сказка на том и заканчивается, а у нас в Забайкальском крае, она только начинается.
А дело было так. Лиса Колобка съесть не сумела, перехитрил ее Колобок. Лиса ведь притворилась, что плохо слышит песню Колобка, попросила его сесть ей на язык и спеть еще раз! А Колобок запрыгнул выше, в аккурат ей на нос. Колобок вкусный, душистый… Защекотало в носу у Лисы, набрала она воздуху, зажмурилась да как чихнет – головой мотанё т: «Ап-чхи!», глаза-то открыла, а Колобка и след простыл.
Долго летел Колобок по воздуху, а потом еще долго-долго катился, нигде не останавливался, реки переплывал, хребты одолевал, леса – тайгу дремучую проходил. Быстро шел-катился Колобок, так быстро, что не заметил, как всю Россию пробежал, уже по стране Китаю катится. Глядь – Большая Стена стоит, вправо-влево конца края не видать,как перебраться через нее? Да еще дождик пошел, холодный, нудный. Загрустил, запечалился Колобок, что теперь делать одному в далекой стране, без друзей (родни-то у него отродясь не было, на одного колобка муки-то наскребли).
«Эх, друга бы мне, - подумал грустно Колобок, - вдвоем мы бы стену одолели, в теплые края бы добрались, дом построили» - только это он помыслил, голос слышит:
Друг те выслан
Принимай же, Ясный Свет,
Лучше Ци подруги нет.
И вдруг, откуда ни возьмись, рядом с Колобком появилась красивая, яркая как молния Ци, вместо рук, ног у нее лучи-молнии, вместо волос искрящиеся фейерверки, как бы маленькие салюты.
Обогрела она Колобка, укрыла лучами-молниями от непогоды, потом свернулась клубочком нырнула в Колобка, и покатились они в далекий город который зовется Нижний Дантян, в том городе жил дядя энергичной, сильной и смелой Ци.
Пока они катились, а путь был неблизкий, Ци научила Колобка всем языкам, на которых говорят люди планеты Земля, она везде бывала, всем помогала, всех понимала. Ци и сейчас с нами здесь в комнате: вот включим выключатель, лампочка загорелась – это Ци нам энергию посылает. Включим телевизор, а там и кино и музыка, и мультики, и леса и горы и реки показывают, все это доставляет нам из далеких стран на своих руках – молниях Ци.
Они оба Колобок и Ци как бы в каждом доме, в каждом из нас живут и помогают нам во всем. Ну, например, ты поел кашу или пряник, печенье, булочку, хлебушка покушал – все это Колобок дарит нам, он-то сам хлеб и есть. Вот поешь хлебушка или пряник, силы и прибавится, потом ты весело бегаешь. Отчего ножки так быстры, а ручки неутомимы, потому что из пряника у нас в животе выходит Ци и помогает нам двигать ручками-ножками. Вот так, маленький, в каждом кусочке хлеба и каждой ложке каши немножко от Колобка и немножко от Ци. Оттого дети, кто ест кашу, сильные и неутомимые.
В армии солдатам, чтобы была сила, обязательно дают и хлеб и кашу. И лошадям, чтобы были сильными и выносливыми, быстро и долго могли скакать дают тоже геркулес, но специальный для лошадей – это целые зерна овса. Если эти зерна очистить пропарить, потом размять получится геркулес для ребят, а если измолоть в муку, да тесто замесить, да маслица добавить, да испечь будут овсяные пряники – вкусные и круглые (на Колобка похожие, ясные как солнышко и сила от них (это оттого, что там Ци).
Вот ведь как хорошо для всех получилось, что Колобок и Ци подружились.
Ну вот. Этой сказочке конец, а кто слушал, - молодец!