Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Спирина Екатерина Юрьевна
Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа
Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.
Воспитатель: Спирина Е. Ю.
Цель:
Публикация «Конспект „Бурятский национальный костюм“ по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Бурятия
- Темочки
расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение;
развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Оборудование:
для воспитателя: компьютерные презентации о костюме;
для учащихся: шаблоны орнамента.
Словарная работа:
-головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,
Предварительная работа: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент»,
презентации по теме «Бурятский народный орнамент»
Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм.
Орг. момент.
Звучит бурятская мелодия
Ход НОД:
Воспитатель (в национальном бурятском костюме) :
- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.
Воспитатель: Почему вы так подумали?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм»
Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.
В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисован Бурятский народный костюм.
(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей, а затем художников).
Беседа.
Каждый народ имеет свой национальный костюм, по которому судят об его истории, культуре, своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм» в переводе с итальянского языка означает «обычай». Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма.
На этой выставке вы видите работы детей, где они рисуют Бурятский народный костюм.
А вот вы видите образцы народного костюма, («Одежда и украшения забайкальских бурят», Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят»,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма, изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.
Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.
Вопросы.
- Дети, вам понравилась выставка?
- Какие картины понравились больше всего?
- Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?
- А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?
А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии. Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа, делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта. Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент». Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа.
Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.
Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал).
Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.
Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.
Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм. Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.
Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.
Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.
Вопросы.
- Какие предметы бурятского костюма вам понравились?
- Чтобы вы хотели добавить к нему?
- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?
Дети придумывают имена.
В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов).
-А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.
Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.
Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.
Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.
Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.
Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей.
У вас на столах элементы костюмов, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.
-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия
По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов.
Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии.
А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком