Чабан Анна Сергеевна
Программа консультационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №103 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Программа Консультационного центра «Шаги в будущее»
2024г.
Санкт-Петербург
Программа Консультационного центра «Шаги В Будущее»
Пояснительная записка
Цель
Публикация «Программа консультационного центра» размещена в разделах
Предоставление вариативного маршрута по получению услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в виде «Студии наставничества семьи «Карусель вдохновениЯ» для повышения качества образования.
Нормативно-правовые основы: Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.04.2018 № 1384-р «Об организации предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования», Стратегические линии формирования программы развития Невского района 2020-2024 гг. : «Семья. Поддержка. Развитие».
Карусель вдохновениЯ - широкий спектр форм индивидуального и группового консультирования (студии) как гибкое планирование двухстороннего сотрудничества о предпочитаемых мероприятиях, которые родитель (будущий приёмный родитель) может выбрать исходя из потребностей, для вдохновения, «как на каруселях», и посетить консультации "ПРОЯвлениЯ" (в результате написать книги " Я расту: ребёнок", " Я расту: родитель", семинары-практикумы "САМокат", просветительские мероприятия в разных студиях (симуляционный центр МОСТ, кабинеты специалистов, игры Пол-Я: Сквош, арт-клуб, игровое шоу, проект «Gamebox», театр «Папины сказки», «Мамина школа» или подключаться к видео мастер-классам в ВКонтакте)
Задачи Консультационного центра
1. Проведение диспетчерского консультирования (по телефону, по электронной почте, при онлайн записи через яндекс-форму, ВКонтакте) по вопросу получения психолого-педагогической, методической и консультационной помощи, в том числе для уточнения потребностей родителей в мероприятиях.
2. Информирование о возможности получения Консультационных услуг членам семей участников и ветеранов СВО (в отделениях фонда "Защитник Отечества", семей с детьми группы риска до 3-х лет (в поликлиниках, семьям с детьми-инвалидами (в центре комплексного социального обслуживания населения, семей с детьми, нуждающимися в паллиативной медицинской помощи.
3. Организация мероприятий по содержательному консультированию по заранее полученным обработанным вопросам («Дружественная страничка «От сердца – к сердцу») от родителей (определенной категории по типологии нарушений детей с ОВЗ, по образовательным областям развития в соответствие с ФАОП ДО) по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Организация консультационной и методической помощи по вопросам воспитания, обучения и социализации ребенка «ПРОЯвлениЯ», «САМокат»; содействие в планирования действий граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
5. Проведение просветительских мероприятий для родительского сообщества с использованием ресурсов симуляционного центра для роста родительской компетентности «МОСТ» - мастерские ощущений и сенсорных технологий (комплекс полисенсорных технологий; тренажеров для коррекции, развития, психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, основанного на сенсорной интеграции, в том числе по ранней профориентации (подготовка к участию в кейсах на конкурсе г. Санкт-Петербурга «Кидс: умения юных» в соответствие с федеральным проектом «Успех каждого ребенка»).
Характеристика особенностей семей, родителей и особых потребностей детей
Целевая аудитория работы КЦ:
родители (законные представители) детей,
члены семей участников и ветеранов СВО,
«приемные» родители, граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые группы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) раннего возраста:
задержкой психомоторного и речевого развития, задержкой психического развития (ЗПР, интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкой, умеренной, тяжелой степени, тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР,
нарушениями речи,
расстройствами аутистического спектра (РАС, аутизмом
нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА, детским церебральным параличом (ДЦП).
Основная часть программы Консультационного центра «Шаги в будущее» :
Содержательный раздел (общее содержание программы)
-очные консультации
«Студия наставничества семьи «Карусель вдохновениЯ» предоставляет вариативный маршрут для родителей по получению услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Проведение консультаций и просветительских мероприятий для родительского сообщества направлены на стимуляцию «ПроЯвлениЯ» роста родительской компетенции (книга «Я расту: родитель») будет восприниматься как возможность вдохновиться, посещая разные студии, поскольку услуги проводятся с использованием ресурсов симуляционного центра мастерских МОСТ для роста родительской компетентности. Возможны консультации педагогов, работающих с детьми родителей обратившихся за консультацией (по общему запросу, для повышения качества образования (книга «Я расту: педагог»)
- дистанционная консультация – с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии консультанта с получателем Услуги (в том числе по видео-конференц-связи, по телефону, видеоконсультации, вебинары);
- в форме письменного ответа на запрос родителей (законных представителей, по запросу, пришедшего по электронной почте, с яндекс-формы на сайте, чате мессенджеров и соцсети и др. (в том числе по электронной почте, посредством мессенджеров, по итогам опроса/ анкетирования «ПРОЯвлениЯ»).
Планируемый результат:
Родитель, оказываясь в творческой атмосфере наставничества и прикладной среде мастерских «МОСТ», вместе с педагогами на консультациях и просветительских мероприятиях может осознать, «ПРОЯвить» потребности (нарисовать, «ПРОЯвить», «оживить» рисунки проблемной ситуации) и цели взаимодействия по воспитанию и образованию ребенка с ОВЗ, а затем выразить в своем или совместном творческом продукте - Дорожную карту наставничества и роста родительской компетентности «Я расту: родитель», а затем посещать консультации, родительский клуб «Сквош-клуб» с целью взаимодействия с родителями в играх "Пол-Я" на разных игровых Пол-Ях: электронная среда; «Родитель-педагог-наставник», арт-клуб, игровое шоу, проект «Gamebox», театр «Папины сказки», «Мамина школа» или подключаться к семинарам-практикумам «САМокат».
Участвуя в консультациях в арт-студии арт-терапевтической художественно-эстетической деятельностью, эскизами (индивидуальные и групповые коллажи- агитационные плакаты, листовки, буклеты, а затем созданием мультфильмов в мультстудии, с помощью арттерапевтических технологий активизируется потенциал на взаимодействие, развитие и воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями. Собирая сертификаты и материалы вебинаров, родитель может создать творческое и электронное портфолио «Я расту: родитель», собирая информационные материалы Консультационного центра «ПроЯвлениЯ».
Информирование для родителей и граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, содержит краткое изложение видов помощи «Студии наставничества семьи «Карусель вдохновения» - по диспетчерскому и содержательному консультированию, по получению вопросов от родителей по типологии нарушений детей с ОВЗ, по возрасту, по образовательным областям развития в соответствие с ФАОП ДО.
МОСТ- мастерские ощущений и сенсорных технологий – это комплекс полисенсорных технологий (тренажеров для психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, основанный на сенсорной интеграции, родитель может выбрать, исходя из потребностей, для вдохновения, «как на каруселях», посещая просветительские мероприятия в разных мастерских (керамика, конструирование, валяние из шерсти и др.) и студиях. Мастер-классы в мастерских МОСТ с целью методической поддержки родителей, совершенствования их навыков воспитания детей в условиях интеграции содержания продуктивной, музыкальной, речевой, художественной, театрально-игровой, литературной, двигательной деятельности.
Мультстудия «ВдохновениЯ» : творческая продуктивная деятельность художественно-эстетическая (индивидуальные и групповые коллажи - агитационные плакаты, листовки, буклеты, создание мультфильмов в мультстудии, совместная разработка Дорожной карты выходного дня по проведению досуга с ребенком с ОВЗ (для расширение круга социальных партнеров и введение практик посещения музеев, театров, эко-троп, психолого-педагогическая и методическая поддержка в арттерапии.
Диагностика потребностей родителей предлагается в виде неформального опроса – родителям, зарегистрировавшимся онлайн, автоматически посылается «Дружественная страничка «От сердца – к сердцу». В ходе заполнения короткого опросника сотрудники приглашают родителей начать писать страничку в книгу истории ребенка - "Я расту", книгу родителя - "Я расту как родитель". Заранее предлагается родителю сосретдоточиться и записать информацию, как ребё нок ПРОЯвляет себя в жизни семьи:
ПроЯвлениЯ ребёнка, за которые Вы хвалите и поддерживаете:
ПроЯвлениЯ ребё нка в игре:
ПроЯвлениЯ ребё нка по отношению к родителям:
ПроЯвлениЯ ребёнка в выборе еды и приё ме пищи:
ПроЯвлениЯ ребё нка в общении:
ПроЯвлениЯ ребёнка на прогулке :
ПроЯвлениЯ общения ребёнка с другими детьми
ПроЯвлениЯ общения ребёнка с незнакомыми взрослыми
ПроЯвлениЯ общения ребёнка с домашними животными
ПроЯвления навыков; рисует, лепит. Есть ли любимый цвет?
ПроЯвлениЯ ребё нка как наблюдателя: на явления природы, посещения магазина, музея, театра
ПроЯвлениЯ ребё нка в эмоциях: как проявляет и на что реагирует
ПроЯвлениЯ ребё нка в выборе любимых мест дома:
ПроЯвлениЯ в поведении, которые вызывают у родителей вопросы,
ПроЯвлениЯ ребёнка, о которых Вы хотели спросить.
Содержание наиболее востребованных консультаций Консультационного центра «Шаги в Будущее» по практическим вопросам воспитания, образования, развития детей с ОВЗ, приемных детей, семей участников и ветеранов СВО:
- о речевом и социально-коммуникативном развитии «Ребенок не говорит: что делать? Советы логопеда», «Ребенок боится: что делать? Советы психолога», «Ребенок играет мало: что делать? Советы дефектолога» и т. п.);
- трудовом воспитании: «Как сделать дома развивающую среду для развития жизненный компетенций», «Монтессори-материалы дома – зона практической жизни», «Инклюзивная образовательная среда – интеграция детей в проектной деятельности в сенсорных мастерских»; «Потенциал родителя и ребенка в сенсорных мастерских: сенсорная интеграция, направленная на инклюзию и реабилитацию детей с ОВЗ»; «Создание среды для личностного самоопределения детей с ОВЗ в сенсорных мастерских»; «Сенсорные и предпофессиональные пробы и перспективы развития», «Валяние из шерсти – не только валенки, а шарики и бусики, картины и подарки»,
Возможна фиксация результатов мини-групповых консультаций (образов, стратегий, советов) в мультфильмах, он-лайн челенджах, флэшмобах.
Формы групповых консультаций и взаимодействий с родителями (Презентация) : Школа для родителей «Пташка», семейный клуб «Уютный чердак», семинары-практикумы "САМокат"
Школа для родителей «Пташка», семейный клуб «Уютный чердак» имеют в течение 4 лет успешный опыт проведения для родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и недавно узнавшим о диагнозе своего ребенка.
Основная цель программы – помочь маленьким детям с ОВЗ через обучение родителей. Во время занятий с квалифицированными специалистами у них формируют понимание особенностей поведения ребенка и использовать эффективные стратегии для того, чтобы развивать коммуникацию, игру, мотивацию и самостоятельность малыша. Программа также помогает родителям эффективно справляться с повседневными трудностями (например, в еде, со сном, страхами, истериками, агрессией). Программа «Пташка» предназначена помочь родителям: принять диагноз своего ребенка и выработать копинг-стратегии, справиться с неизбежным стрессом; понять природу нарушений ЗПР, выяснить, как их ребенок воспринимает мир и в чем заключаются его особенности, узнать о современных подходах к оказанию помощи детям с ОВЗ; определить первоочередные направления в реа/билитации и наметить список специалистов, к которым нужно обратиться. Программа просвещения родителей включает занятия в группе и в ходе домашних визитов. Во время групповых занятий родители осваивают методы и техники работы с детьми с ОВЗ, знакомятся с видеоматериалами, выполняют практические упражнения, вместе обсуждают пройденное, а главное – получают домашние задания, а по итогам их выполнения – обратную связь от педагогов.
Семинары-практикумы "САМокат" для родителей с целью их знакомства с игровой деятельностью детей с ОВЗ, овладения практическими умениями и навыками для организации коррекционно-развивающих занятий с ребёнком в домашних условиях, обучения технологии изготовления дидактических игрушек и пособий для организации коррекционно-развивающей среды.
Психотерапевтическое направление: деятельность психологов, педагогов ДОУ направлена на снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Взаимодействие с родителями осуществляется в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования : релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, игротерапия.
Круглые столы с целью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного воспитания родителей и детей.
Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи дошкольного образования детей.
Тематические выставки, конкурсы по результатам методической поддержки организуются с целью поддержки положительного опыта семейного воспитания.
По результатам получения сертификатов о прохождении консультаций составляется портфолио семьи «Я расту. ПРОЯвлениЯ» (конкурс-выставка портфолио по результатам мероприятий)- это комплект материалов, объединяющий характеристики семьи, достижения семьи на мастер-классах, положительный опыт семейного воспитания в проектах.
Семейные педагогические проекты с целью наставничества, обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга.
В Службе ранней помощи есть положительный опыт организации «Сквош-клуб» с целью взаимодействия с родителями на разных игровых ПОЛ-Ях: электронная среда; «Родитель-педагог-наставник», арт-клуб, игровое шоу, проект «Gamebox», театр «Папины сказки».
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические ресурсы позволяют осуществлять индивидуальные и групповые консультации, масштабные мероприятия для широкой аудитории:
- большой зал с мультимедийным комплексом и отдельные помещения- кабинеты специалистов для консультирования
- помещение Службы ранней помощи 46 м с комнатой сенсорной интеграции;
- мастерские МОСТ для проведения методической поддержки и мастер-классов по керамике, валянию, конструированию,
- сайт https://103.dou.spb.ru и группа ВКонтакте
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив включает 65 сотрудников (в т. ч. 2 внешних совместителей, имеющих опыт взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, из них: старший воспитатель – 1, воспитатели – 23, учитель – логопед – 9 (2 совместителя, учитель – дефектолог – 14, педагог – психолог – 6.
4 педагога прошли профессиональную переподготовку по специальности «Дополнительное образование детей и взрослых», 1 – по специальности «Тьютор», 1 - курсы «Школа приемных родителей». Педагоги имеют высокую квалификацию по проведению совместных мероприятий с родителями, одерживают победы в районных конкурсах педдостижений, о чем подтверждают документы с отзывами и грамоты конкурсов в Приложенной презентации.
Среди штатных работников и постоянно привлекаемых к работе экспертов-консультантов – 2 кандидата педагогических наук, 1 доктор философии психологии Рhd, 3 Почетных работника общего образования.
Методическое обеспечение
Педагогами используются ресурсы: укомплектованный методический кабинет и онлайн ресурсы СПбАППО, социальных партнеров.
Профессионализм в методической деятельности подтверждается:
-статусом «флагмана» проекта «Школа здоровья» Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 гг.
- активным участием ГБДОУ в проектах развития Невского района: «Ответственное родительство», «Школа тьютора»,
- созданием системы семейно-центрированного психолого – педагогического сопровождения.
План работы консультационного пункта
№
п/п Содержание работы Ответственные исполнители Срок
1. Раздел 1. Организационная работа:
- прием заявлений о консультациях родителей (законных представителей) в Консультационном центре ГБДОУ «Шаги в будущее»;
- информирование на родительских собраниях, реклама проекта «Студия наставничества семьи «Карусель вдохновениЯ»
- информирование о возможности получения Консультационных услуг членам семей участников и ветеранов СВО (в отделениях фонда "Защитник Отечества" – сбор банка данных о нуждающихся семьях, семей с детьми группы риска до 3-х лет (в поликлиниках, семьям с детьми-инвалидами (в центре комплексного социального обслуживания населения, семей с детьми, нуждающимися в паллиативной медицинской помощи (в "Детском и взрослом хосписе").
- оформление информации для родителей о деятельности Консультационного центра ГБДОУ (буклет); наглядных материалов (лифлеты, выставок, рекомендаций, видео - материалов о содержании консультативной работы («ПРОЯвлениЯ здоровья Вашего ребенка», «Адаптация к детскому саду», «О правильном питании» и др.)
- оформление и обновление информации о деятельности Консультационного центра на информационном сайте ГБДОУ
- организация системы мониторинга образовательных запросов родителей, оценки родителями качества работы специалистов и педагогов Консультационного центра ГБДОУ
- организация приема родителей и педагогов в Консультационном центре ГБДОУ, информирования и консультирования очного, по телефону, в группе соцсети ВКонтакте
Заведующий
зам. Зав.
ст. воспитатель
Воспитатели
Специалисты
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Специалисты
Август- сентябрь
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
2. 1. Раздел 2. Консультирование
Проведение диспетчерского консультирования по телефону, по электронной почте, по вопросу получения психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в иных организациях, в том числе для уточнения потребностей родителей в мероприятиях. Специалисты
сентябрь
2.2 Информирование о возможности получения Консультационных услуг членам семей участников и ветеранов СВО (в отделениях фонда "Защитник Отечества", семей с детьми группы риска до 3-х лет (в поликлиниках, семьям с детьми-инвалидами (в центре комплексного социального обслуживания населения). Специалисты
сентябрь
2.3. Диагностика потребностей родителей - анкета «Дружественная страничка «От сердца – к сердцу» психолог сентябрь
2.4.
1. Организация мероприятий по содержательному консультированию по заранее полученным обработанным вопросам от определенной категории родителей (по типологии нарушений детей с ОВЗ, по возрасту от раннего до старшего дошкольного, по образовательным областям развития в соответствие с ФАОП ДО) по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Организация консультационной и методической помощь по вопросам воспитания, обучения и социализации ребенка получателя Услуги; планирования действий граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3. Проведение просветительских мероприятий для родительского сообщества с использованием ресурсов симуляционного центра для роста родительской компетентности «МОСТ» - мастерские ощущений и сенсорных технологий (комплекс полисенсорных технологий; тренажеров для психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, основанного на сенсорной интеграции). Заведующий
зам. зав.
Воспитатели
Специалисты
По запросу,
Вторник/четверг
с 14.00 до 17.00
Родительский клуб по запросу в четверг в 17.00
4. Проведение просветительских мероприятий для родительского сообщества по запросу на мастер-классы:
очно «Мамина школа», родительский клуб;
совместные с родителями индивидуальные, групповые занятия по методической помощи, имитирующие игры с детьми раннего и дошкольного возраста (предметные игры, методы сенсорной интеграции, театрализованные, пальчиковые игры; коммуникативные игры; подвижные игры);
творческая продуктивная деятельность художественно-эстетическая (индивидуальные и групповые коллажи- агитационные плакаты, листовки, буклеты, создание мультфильмов в мультстудии,
5. совместная разработка Дорожной карты выходного дня по проведению досуга с ребенком с ОВЗ (для расширение круга социальных партнеров и введение практик посещения музеев, театров, эко-троп,
6. психолого-педагогическая и методическая поддержка в арттерапии в мультстудии «ВдохновениЯ»,
7. групповая, тренинговая работа с родителями. специалисты Ежемесячно
2.5. Домашнее визитирование родителей детей раннего возраста с ОВЗ, длительно болеющих и нуждающихся в паллиативной медицинской помощи. психолог В теч. года
2.6. Приглашение работников КЦ на Общие родительские собрания с целью подготовки и распространения в группах родителей методических материалов для родителей Ст. восп. Сентябрь
2.7. Совместное проведение открытых мероприятий в рамках договора о сотрудничестве:
-поликлиники Невского района
- Центр социального обслуживания населения Невского района
- районное отделение фонда «Защитник отечества»
- «Педколледж №1 им. Н. А. Некрасова», (волонтерство, прохождение практики студентов)
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию», АНО «Детский и взрослый хоспис»,
- ГБОУ № 627, 34
- Консультационные центры ГБДОУ и ИМЦ Невского района Заведующий
ст. воспитатель
В течение года
2.8. Опрос родителей о степени доверия педагогам, специалистам при психолого-педагогическом консультировании родителей (не менее 25%) психолог апрель
3.1. Раздел 3. Организационно-педагогическая работа
Групповое наставничество - проведение открытых мероприятий для педагогов района и города, работающих в учреждениях, из которых за консультацией обратились родители детей.
Семинар в рамках Петербургского Международного образовательного форума Завед.
зам. Зав.
Ст. воспитатель март
3.2. Индивидуальные консультации, наставничество «Педагог-педагогу» для педагогов и специалистов других детских садов, в том числе работающих с семьями, обратившимися за консультацией («Я расту: педагог») специалисты
в течение года
Вывод
Практико-направленное наставничество в индивидуальных и групповых консультациях родителей детей с ОВЗ востребовано для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
План работы на перспективу.
1. Увеличение доли удовлетворенных родителей за счет проведения индивидуальных консультаций, информирования о других доступных ресурсах для родителей детей с ОВЗ Растимдетей. рф, Института коррекционной педагогики https://ikp-rao.ru/roditelyam/, родительского онлайн университета Новосибирского педагогического университета https://deti.nspu.ru/roditelyam/, Консультационных центров ГБДОУ №35 и 104 Невского района.
2. Увеличение охвата родителей за счет увеличения количества видеозаписей консультаций для родителей по развитию детей с ОВЗ «ПРОЯвлениЯ» в группе КЦ «Шаг в будущее» на платформе соц. сети ВКонтакте.
3. Установление и развитие доверительных отношений между родителями и педагогами, гармонизация детско-родительских отношений в семье и в ДОУ, подтвержденное при психолого-педагогическом консультировании родителей (не менее 25%) при организации консультационной и методической помощи по вопросам воспитания, обучения и социализации ребенка.
4. Подтверждение в чатах и опросах обратной связи появления у родителей социальной активности, желания заниматься коррекционно-развивающей работой с детьми ОВЗ в семье, в естественных жизненных бытовых ситуациях, осознание важности сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.
5. Непрерывное повышение квалификации, наставничество и обмен опытом специалистов, привлекаемых к работе в Консультационном центре.