Наталья Сомова
Программа клубной работы с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование программы : ПРОГРАММА
Развитие познавательной активности детей посредством обучения финансовой грамотности
Направленность программы : Образовательная
Основание для разработки программы : Конвенция о правах ребёнка
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155,
Публикация «Программа клубной работы с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5-7 лет»,
СанПиН 2.4.1.3049-13,
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой 6-е издание, 2020г.
Заказчик программы : Родители дошкольников
Составители программы : Сомова Наталья Сергеевна, первая квалификационная категория, воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г. Суджа
Цель программы : Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи программы : Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты реализации программы : адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками
и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии
с используемой Программой);
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок,
магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире,
в природном окружении;
в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою или чужую оплошность;
любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы
для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она
тебе не нужна;
с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
проявляют интерес к экономической
деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Срок действия программы : 8 месяцев
Пояснительная записка
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?
Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность деловитость, трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.
При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Цель программы : Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
1. понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
2. уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
3. осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
4. признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
5. рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
6. применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Октябрь Тема: «Хорошо-плохо»
Цель: 1. Игра-эстафета Заложить основы экономических навыков в быту.
2. Создание мастерской по ремонту книг, принесенных из дома или
отобранных в группе. Учить детей бережному отношению к
книгам, умению их склеивать
Ноябрь Тема:«Бережливость и бережное отношение к предметам труда и
вещам»
Цель: 1. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»
Знакомство с рассказом, учить рассуждать и отвечать на вопросы.
2. Чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Знакомство со сказкой, обсудить с детьми, какую помощь они
могут оказать родителям по дому.
Декабрь Тема: «Здравствуй зимушка-зима»
Цель: 1. Конкурс по изготовлению новогодних игрушек из бросового
материала. Подводить детей к пониманию того, что некоторые
старые предметы и вещи могут послужить ещё.
Учить детей быть экономными.
2. Составление рассказа на тему «Вещи, сделанные своими
руками». Учить детей с незначительной помощью воспитателя
решать проблемные ситуации.
Январь Тема: «Вторая жизнь моей игрушки»
Цель:1. Рисование «Моя любимая игрушка»
Учить детей бережному отношению к игрушке.
2. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки» Знакомить
детей с материалами, с помощью которых можно починить
игрушки, закрепить знания о свойствах некоторых материалов.
Февраль Тема: «Бережливость и труд»
Цель:1. Выразительное чтение стихотворений о бережливости и труде
Обсудить с детьми понятие «бережливость».
2. Чтение поговорок и пословиц о труде Обсуждение смысла
пословиц и поговорок
Воспитание у детей трудолюбия
Март Тема:«Полезные экономические навыки»
Цель: 1. Мини-беседа «Экономические навыки»
Научить детей бережному отношению к вещам;
подсказать ребенку, какими вещами он может распоряжаться
самостоятельно,а какими — только с ведома взрослых;
научить ребенка прогнозировать последствия своих решений.
2. Мини-беседа «Полезные привычки в быту» Научить ребенка
прогнозировать последствия своих решений;
рассказать о правильном распределении доходов в семье;
помочь выработать основные полезные привычки.
Апрель Тема: «Я уважаю чужой труд»
Цель: 1. Что значит быть экономным?
Обсудить с детьми значение экономии в современной жизни.
2. Хороший хозяин это тот, кто… Приобщение к сортировке
мусора в группе и на площадке.
Май Тема: Досуг «Мы бережливые»
Цель:Сформировать у детей целесообразность бережливости.