Зульфа Имаева
Программа исследования: развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 161 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Автор: Имаева З. М.
Публикация «Программа исследования: развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 161
Научный консультант: доцент, к. психол. н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Университет» Бирский филиал Сайфутдиярова Е. Ф.
Уфа 2020
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Тема исследования : Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
2. Актуальность исследования :
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к дошкольному обучению и развитию речи в детском саду. Период развития речи играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формирование сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, физического развития.
Как известно, возможности развития речи ребенка дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы развития речи только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.
Практика работы ДОУ позволяет констатировать, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать у него положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению возможностей развития речи и содействовала снятию стрессового состояния.
Концептуальными основами работы послужили исследования в области развития речи детей в ДОУ :
- изучение развития речи как процесса привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж. Пиаже, А. И. Захаров, О. А. Андриенко и др.)
- исследование сущности и особенностей развития речи детей раннего возраста к ДОУ (Р. В. Танкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина, А. И. Захаров и др.)
- подходы к организации периода развития речи детей раннего возраста в ДОУ (Н. Д. Ватутина, Е. Т. Шмидт-Кольмер, Е. О. Севостьянова и др.)
Проблема социально-педагогического развития речи детей исследуется достаточно активно (Т. Н. Афанасьева, М. И. Буянов, Е. М. Дурманов, А. Б. Залкинд, В. П. Козлов, И. С. Кон, В. И. Кочетков, И. П. Крохин, B.C. Мухина, В. А. Сысенко и др.).
Определенный интерес к проблеме психологической развития речи личности вызывают работы отечественных психологов (Н. Д. Левитова, Г. М. Андреевой, Ф. В. Бассина, В. В. Столиц, Ф. Е. Василюк и др.)
Однако, несмотря на наличие научно-практических работ, составляющих общий теоретический и методический фундамент процесса развития речи дошкольников в ДОУ, требует осуществления дополнительного теоретического обоснования и экспериментальной проверки системного решения рассматриваемой проблемы в том числе и средствами музейной педагогики.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими противоречиями:
во-первых, между необходимостью обеспечения преемственности в процессе развития речи детей в ДОУ средствами музейной педагогики, недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса, как в содержательном, так и организационном плане;
во-вторых, отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных условий, способствующих их эффективной реализации.
в-третьих, необходимостью разрешения проблемы в рамках экспериментальной деятельности.
3. Объект исследования : процесс развития речевой активности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
4. Предмет исследования : организация процесса развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
5. Цель и задачи исследования
5.1. Цель исследования – научно обосновать и экспериментально апробировать систему развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
5.2. В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования :
- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
- разработать систему повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
- создать систему мониторинга реализации системы повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
6. Гипотеза: уровень повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет выше при условии:
- определены основные затруднения, с которыми встречаются воспитатели развития речевой активности детей дошкольного возраста;
- обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
- центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм работы по развитию речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
7. Методология и методы
7.1. Методология: Методологическую основу исследования составляют :
- концепция о развитии личности в онтогенезе (Л. С. Выготский);
- субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова - Славская,
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Ломов, С. Л. Рубинштейн);
- личностный подход (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский);
- гуманистический подход (Е. Л. Шиянов);
- принцип субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса, субъекта воспитания и обучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн,
А. Л. Леонтьев, В. С. Библер, В. А. Сластенин, М. И. Берулав, Е. Л. Шиянов и др.);
- базовые положения психологических теорий детства (Л. С. Божович, В. С. Мухина Р. В. Овчарова, Д. Б. Эльконин).
При разработке стратегии исследования автор опирался на фундаментальные работы по теории личности (А. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. К. Мамардашвили и др.); общей теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, М. С. Каган, М. С. Кветной, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); идеи здоровьеформирующей и здоровьесберегающей педагогики (П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Н. А. Фомин, Р. С. Немов, С. Н. Кучкин, Д. И. Фельдштейн и др).
7.2. Для реализации исследования использован комплекс методов исследования :
теоретические: междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов в области образования; анализ и обобщение практического опыта; педагогическое моделирование подходы к организации адаптационного периода со стороны ДОУ и семьи; возможности использования музейную педагогику как средство развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ;
эмпирические: изучение и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент в естественных условиях; самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; метод экспертной оценки; разработка системы игр с песком которые могут использоваться педагогами и психологами ДОУ в организации адаптационного периода.
8. Научная новизна и практическая значимость
8.1. Научная новизна:
- определён и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
- уточнены критерии, показатели и уровни успешности повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
8.2. Практическая значимость исследования :
- в построении новой интегрированной системы обучения обеспечивающей успешность повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики;
- в апробации и внедрении в практическую деятельность системы работы, обеспечивающей успешность повышения речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики;
- в разработке методических материалов по теме исследования, которые могут быть использованы в работе ДОУ.
9. Этапы эксперимента:
Общая продолжительность реализации исследования : 2020 – 2023г. г.
9.1. Диагностический этап (сентябрь – декабрь 2019)
Выявление проблемы и обоснование её актуальности. Теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования. Выявлены диагностики по теме исследования (методика рисуночный тест «Музей» А. А. Харитоновой, методика «Капитан корабля» и методика «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М., методика «Картинки» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.
Проведён рисуночный тест «Музей» А. А. Харитоновой (См. Рис 1).
Рис. 1 Сформированность у детей образов восприятия музея
Рисунки детей на тему «Музей» показали, что себя в музее изобразили только 20%, отразили особенности музейной среды (витрины, экспонаты) - 60%, экскурсоводa и посетителей нарисовали лишь 20%.
Эти данные говорят о несформированности у детей образов восприятия музея и его материалов, а также о необходимости предоставить им возможность получить эмоционально положительные впечатления об участниках музейно-педагогического процесса, в том числе и себя.
9.2. Прогностический этап (январь-февраль 2020)
Разработка развёрнутой программы исследования. Построение модели процесса исследования, прогноз ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь, негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов, дополнительных резервов.
Подготовка учебно-методического комплекса, который предполагается вести в рамках исследования.
Разработка календарного плана работы по теме исследования.
9.3. Организационный этап (март 2020)
Создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования, а также создание условий для генерации образовательных новаций в ходе исследования :
- материальных (подготовка помещения, оборудования, средств обучения и пр.);
- программно-научно-методических (образовательные программы, методические разработки, рекомендации, указания и др.).
9.4. Практический этап (2020 - 2023)
Организация экспериментального образовательного процесса.
9.5. Обобщающий этап (2023)
Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента:
- анализ результатов;
- проверка гипотезы, её корректировка;
- оформление результатов.
10. Критерии оценки ожидаемых результатов
В рамках исследования был выделен ряд критериев, на основании проявлений которых можно судить о динамике повышения развития речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики;
- когнитивный критерий – обучающийся имеет прочные знания полученные в ходе исследования;
- мотивационно - ценностный критерий – желание дошкольника к самообразованию и применению ее в повседневной жизни;
- поведенческий критерий – обучающийся способен применять свои знания на практике и в повседневной жизни, готов заниматься музейным делом.
11. Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации
11.1. Прогноз негативных последствий
- недостаток времени для успешной работы в рамках исследования из-за различных причин, в том числе большой учебной нагрузки;
- загруженность воспитанников из-за введённых занятий по направлению исследования.
11.2. Механизм их компенсации
- коррекция временного графика воспитанников и воспитателя;
- корректировка программы обучения воспитанников.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. - М. : Педагогика, 2003. - 136с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Владос, 2006. - 367 с.
3. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. 4.1, 2. Пермь: ПГПИ, 1990 // Дошкольное воспитание, 1978. №4; 1982. №9; 1991. №2, 3, 4.
4. Гербова В. В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В. В., Гризик Т. И.,
5. Гебова В. В. Составление описательных рассказов/ Гербова В. В. // Дошкольное воспитание. - 1981. - №9.
6. 3воницкая А. С., Психологический анализ связности речи и её развития у школьника, "Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена", под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, т. XXXV, Л. 1941, сб. "Психология речи".
7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Просвещение, 1982.
8. Колесникова И. А., «О феномене музейной педагогики. Музей в образовательном процессе», СПб: Спецлит, 1998, с. 6-15.
9. Леушина А. М. «Развитие связной речи у дошкольников». – М. Просвещение, 1941.
10. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
11. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
12. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
13. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.
14. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.
15. Васичева Э. В., Иванова Л. М., Соколова Т. А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.(Фройденталь и требования к занятиям в мини-музях)
16. Рыжова Н. А, «Музейная педагогика» 2010 Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
17. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» - М., 1989. – с. 468.
18. Рыжова Н. А Г. Ларионова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду». ГОУ — Центр развития ребенка № 2333 г. Москвы. По материалам газеты «Дошкольное образование»
19. Ушакова С. С. «Развитие речи дошкольников». – М. : Изд-во Институт психотерапии, 2001. – 240с.
20. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи : дис. док. пед. наук. - М., 1996.
21. Ушакова О. С., Смирнова Е. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. №2. -с. 17-22.
22. Ушинский К. Д. Сочинения. - М. ; Л., 1948, т. 3, с. 178.
23. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
24. -Каше Г. А., Филичёва Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
25. 2000. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.