Юлия Шадрина
Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…"
Пабло Пикассо
Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» является дополнительной к программе «Калейдоскоп творчества».
Публикация «Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования „Калейдоскоп творчества, Арт-терапия“» размещена в разделах
Сущность программы заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ОВЗ, организации их свободного времени. Обучение детей рисованию и декоративно-прикладному творчеству можно считать важным по следующим причинам:
1. Обучение помогает ребенку проявлять свою индивидуальность, творить, дает ему определенную свободу, способствует самовыражению.
2. Рисование и декоративно-прикладное творчество, является одним из самых доступных и популярных видов творчества для детей с особенностями.
3. Образовательная программа дополняет основные программы дополнительного образования и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей в творческой деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Пояснительная записка
Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).
Направленность: программа имеет художественную направленность т. к. рисование и декоративно-прикладное творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» была изменена, откорректирована с учетом возможностей детей с особенностями.
Актуальность: программы дополнительного образования детей инвалидов и ОВЗ «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, тем самым способствовать его реабилитации и социализации, уникальным возможностям по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественной и прикладной деятельности.
И так актуальность данной программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;
-предназначена для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-способна обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.
Для детей с ОВЗ важен результат их деятельности, чтобы все созданное ими удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной и декоративно-прикладной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой.
Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
Новизна: программа предполагает использование новых техник художественной и декоративно-прикладной деятельности, новейших материалов. Это даёт возможность для создания эксклюзивных работ и развития у детей творческой деятельности. Содержание на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования) периодически, многократно на каждом занятии. Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка инвалида и ОВЗ, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения.
Цель: – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка и декоративно-прикладного творчества на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира, творческих способностей.
Задачи:
Обучающие:
-формирование умения пользоваться материалами и инструментами;
-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;
Коррекционно-развивающие:
-развитие интереса к работе с различным изобразительным и декоративно-прикладном материалом, к процессу творчества;
-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков;
-развитию мелкой моторики;
-активизация самостоятельной деятельности детей;
-развитие творческой деятельности во взаимодействии с педагогом;
-развитие доброжелательного отношения к окружающим, веры в себя, в свои возможности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к творчеству;
-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;
Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 7 до 13 лет.
Срок реализации программы : – 3 года.
Формы и режим занятий:
Формы: индивидуальные.
Режим: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 30 минут. Перерыв между занятиями: 10 минут.
Всего на освоение программы отводится 216 часа :
1 год обучения - 72 часа;
2 год обучения - 72 часа;
3 год обучения - 72 часа;
Наполняемость группы: до 5 человек.
Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников каждой учебной группы. Зачисление в индивидуальную группу производиться на основании копии справки, подтверждающей инвалидность или ОВЗ.
Допускается добор детей в объединение в течение учебного года.
Ожидаемые результаты:
-создание благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка инвалида и ОВЗ удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении.
-умение использовать инструменты и материалы по назначению;
-интерес к изобразительной деятельности;
-знание названий материалов и инструментов.
В качестве диагностики используются:
творческое задание;
выставки.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п Тема
1 Работа с бумагой Сентябрь
2 Нетрадиционное рисование Октябрь
3 Лепка Ноябрь
4 Работа с бумагой Декабрь
5 Нетрадиционное рисование Январь
6 Лепка Февраль
7 Трафаретная роспись Март
8 Работа с бумагой Апрель
9 Нетрадиционное рисование Май
2 год обучения
№ п/п Тема
1 Работа с бумагой Сентябрь
2 Нетрадиционное рисование Октябрь
3 Лепка Ноябрь
4 Работа с бумагой Декабрь
5 Нетрадиционное рисование Январь
6 Лепка Февраль
7 Трафаретная роспись Март
8 Работа с бумагой Апрель
9 Нетрадиционное рисование Май
3 год обучения
№ п/п Тема
1 Работа с бумагой Сентябрь
2 Нетрадиционное рисование Октябрь
3 Лепка Ноябрь
4 Работа с бумагой Декабрь
5 Нетрадиционное рисование Январь
6 Лепка Февраль
7 Трафаретная роспись Март
8 Работа с бумагой Апрель
9 Нетрадиционное рисование Май
Содержание обучения
1 год обучения
Вводное занятие.
Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Оригами. «Осенний лист». Открытка с элементами квиллинга «Ромашка».
Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование мыльными пузырями. Рисование с помощью губки.
Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.
Практика: Работа с соленым тестом «Рыбка».
Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Оригами. «Дерево». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».
Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Отпечатки. Штампы.
Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.
Практика: Пластилиновая живопись.
Раздел 7. Трафаретная роспись. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.
Практика: «Животные».
Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Аппликация «Мультяшки»
Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование мелками. Рисование в технике эбру.
Практика: Выставка лучших работ за учебный год.
2 год обучения
Вводное занятие.
Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Оригами. «Кошка и котята». Открытка с элементами квиллинга «С 1 Сентября».
Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование с помощью пакета, создаем фон. Рисование с помощью трафарета.
Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.
Практика: Работа с соленым тестом «Символ Нового года».
Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».
Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование манкой «Зимушка-зима». Рисование губкой «Сон мишутки».
Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.
Практика: Пластилиновая живопись.
Раздел 7. Точечная роспись. Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.
Практика: Роспись «Пасхальное яйцо».
Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Аппликация «Корзинка с цветами для мамы»
Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование с помощью свечи и красок. Рисование в технике эбру.
Практика: Выставка лучших работ за учебный год.
3 год обучения
Вводное занятие.
Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Оригами. «Животные». Открытка «С Днем учителя!».
Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование с помощью трафаретов.
Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.
Практика: Работа с соленым тестом «Мультипликационный герой».
Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Зима».
Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование восковыми мелками + акварель «Зимняя сказка». Рисование губкой «Снежинки».
Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.
Практика: Пластилиновая живопись.
Раздел 7. Точечная роспись. Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.
Практика: Роспись «Закладка».
Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.
Практика: Аппликация «Подводный мир»
Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.
Практика: Рисование в технике эбру.
Практика: Выставка лучших работ за учебный год.
Литература для педагога
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. –М. : ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М. :ИКЦ “МарТ”; Ростов н/ Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с. ,илл.
4. Творческая терапия - Терапия творчеством. У. Баер, класс, 2015
5. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. А. Будза, АСТ, 2002
6. Практикум по креативной терапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сфера
7. Арт-терапия в работе с детьми. Киселева М. В. Речь, 2007
Практикум по арт - терапии. Копытин А. И. Институт общегуманитарных исследований, 2015
8. Смирнова Е. «Игрушки своими руками. Сухое объемное валяние». – СПБ. : Питер, 2014.
9. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. Копытин А. И. Речь, 2007
10. Теория и практика арт-терапии. Копытин А. И.
11. Руководство по групповой арт-терапии. Копытин А. И.
12. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л. Д.
13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Левченко И. Ю.
14. Интуиция, творчество и арттерапия. Одриосола М. В.
15. Арт-терапия для детей с задержкой психическою развития. Рыбакова С. Г.
16. Практикум по арт-терапии : шкатулка мастера. Тарарина Е. вариант, 2017
Интернет ресурсы:
1. Арт-терапия. Методические рекомендации. Колошина Т. Ю. https://rideo.tv/koloshina
2. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала. Копытин А. И. Психотерапия 2016 год https://rideo.tv/kopitin_a