МААМ-картинки

Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»

Юлия Шадрина
Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы

"Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…"

Пабло Пикассо

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» является дополнительной к программе «Калейдоскоп творчества».

Публикация «Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования „Калейдоскоп творчества, Арт-терапия“» размещена в разделах

Сущность программы заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ОВЗ, организации их свободного времени. Обучение детей рисованию и декоративно-прикладному творчеству можно считать важным по следующим причинам:

1. Обучение помогает ребенку проявлять свою индивидуальность, творить, дает ему определенную свободу, способствует самовыражению.

2. Рисование и декоративно-прикладное творчество, является одним из самых доступных и популярных видов творчества для детей с особенностями.

3. Образовательная программа дополняет основные программы дополнительного образования и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей в творческой деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

Пояснительная записка

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Направленность: программа имеет художественную направленность т. к. рисование и декоративно-прикладное творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» была изменена, откорректирована с учетом возможностей детей с особенностями.

Актуальность: программы дополнительного образования детей инвалидов и ОВЗ «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, тем самым способствовать его реабилитации и социализации, уникальным возможностям по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественной и прикладной деятельности.

И так актуальность данной программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;

-предназначена для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-способна обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.

Для детей с ОВЗ важен результат их деятельности, чтобы все созданное ими удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной и декоративно-прикладной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой.

Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Новизна: программа предполагает использование новых техник художественной и декоративно-прикладной деятельности, новейших материалов. Это даёт возможность для создания эксклюзивных работ и развития у детей творческой деятельности. Содержание на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования) периодически, многократно на каждом занятии. Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка инвалида и ОВЗ, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения.

Цель: – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка и декоративно-прикладного творчества на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира, творческих способностей.

Задачи:

Обучающие:

-формирование умения пользоваться материалами и инструментами;

-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;

Коррекционно-развивающие:

-развитие интереса к работе с различным изобразительным и декоративно-прикладном материалом, к процессу творчества;

-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков;

-развитию мелкой моторики;

-активизация самостоятельной деятельности детей;

-развитие творческой деятельности во взаимодействии с педагогом;

-развитие доброжелательного отношения к окружающим, веры в себя, в свои возможности.

Воспитательные:

-воспитание интереса к творчеству;

-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;

Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 7 до 13 лет.

Срок реализации программы : – 3 года.

Формы и режим занятий:

Формы: индивидуальные.

Режим: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 30 минут. Перерыв между занятиями: 10 минут.

Всего на освоение программы отводится 216 часа :

1 год обучения - 72 часа;

2 год обучения - 72 часа;

3 год обучения - 72 часа;

Наполняемость группы: до 5 человек.

Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников каждой учебной группы. Зачисление в индивидуальную группу производиться на основании копии справки, подтверждающей инвалидность или ОВЗ.

Допускается добор детей в объединение в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

-создание благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка инвалида и ОВЗ удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении.

-умение использовать инструменты и материалы по назначению;

-интерес к изобразительной деятельности;

-знание названий материалов и инструментов.

В качестве диагностики используются:

творческое задание;

выставки.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

2 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

3 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

Содержание обучения

1 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Осенний лист». Открытка с элементами квиллинга «Ромашка».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование мыльными пузырями. Рисование с помощью губки.

Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Рыбка».

Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Дерево». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Отпечатки. Штампы.

Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Трафаретная роспись. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: «Животные».

Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Мультяшки»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование мелками. Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

2 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Кошка и котята». Открытка с элементами квиллинга «С 1 Сентября».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью пакета, создаем фон. Рисование с помощью трафарета.

Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Символ Нового года».

Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование манкой «Зимушка-зима». Рисование губкой «Сон мишутки».

Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Точечная роспись. Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.

Практика: Роспись «Пасхальное яйцо».

Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Корзинка с цветами для мамы»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью свечи и красок. Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

3 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Животные». Открытка «С Днем учителя!».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью трафаретов.

Раздел 3. Лепка. Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Мультипликационный герой».

Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Зима».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование восковыми мелками + акварель «Зимняя сказка». Рисование губкой «Снежинки».

Раздел 6. Лепка. Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Точечная роспись. Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.

Практика: Роспись «Закладка».

Раздел 8. Работа с бумагой. Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Подводный мир»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование. Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

Литература для педагога

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. –М. : ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.

2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М. :ИКЦ “МарТ”; Ростов н/ Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с. ,илл.

4. Творческая терапия - Терапия творчеством. У. Баер, класс, 2015

5. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. А. Будза, АСТ, 2002

6. Практикум по креативной терапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сфера

7. Арт-терапия в работе с детьми. Киселева М. В. Речь, 2007

Практикум по арт - терапии. Копытин А. И. Институт общегуманитарных исследований, 2015

8. Смирнова Е. «Игрушки своими руками. Сухое объемное валяние». – СПБ. : Питер, 2014.

9. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. Копытин А. И. Речь, 2007

10. Теория и практика арт-терапии. Копытин А. И.

11. Руководство по групповой арт-терапии. Копытин А. И.

12. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л. Д.

13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Левченко И. Ю.

14. Интуиция, творчество и арттерапия. Одриосола М. В.

15. Арт-терапия для детей с задержкой психическою развития. Рыбакова С. Г.

16. Практикум по арт-терапии : шкатулка мастера. Тарарина Е. вариант, 2017

Интернет ресурсы:

1. Арт-терапия. Методические рекомендации. Колошина Т. Ю. https://rideo.tv/koloshina

2. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала. Копытин А. И. Психотерапия 2016 год https://rideo.tv/kopitin_a

Публикации по теме:

Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования»Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования» Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Понятие «обучение грамоте» в современной научно-методической литературе 4 2.1. Обучение грамоте.

Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка…3 2. Учебно-тематический план ….7 3. Содержание программы…10.

Программа дополнительного образования в детском саду «Арт-терапия в работе с детьми» Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность.

Сценарий выставки в учреждении дополнительного образования «Радуга красок» Сценарий выставки рисунков «Радуга красок» Художник: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я рада видеть всех присутствующих в этом.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования Качественный скачок в развитии новых технологий в последнее.

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образованияСтанция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 20:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шадрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД