Оксана Верболь
Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Верболь Оксана Анатольевна,
студентка 5 курса,
Шадринский государственный педагогический университет
г. Шадринск
Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Публикация «Программа формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
Аннотация. В статье предлагается рекомендательная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня, намечены цель и задачи программы, отмечаются критерии ее эффективности.
Ключевые слова:эмоциональная лексика, ОНР III уровня, старшие дошкольники, мимика, интонация, коррекционно-развивающая программа.
В настоящее время достаточно острой является проблема развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития.
Данные исследований Алексеевой, Яшиной, Бавыкиной, Гербовой и т. д., показывают, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто используют лишь общеупотребительные слова и выражения, относящиеся к нейтральной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется данной категорией детей лишь выборочно, в определенные моменты речи [1].
Поэтому, изучение особенностей эмоциональной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня, особенно важно и актуально, так как от своевременной диагностики и коррекции зависит социальная адаптация ребенка, его дальнейшее речевое развитие.
Обобщение данных по изучению эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня позволило выявить :
– низкие способности в определении и назывании эмоциональных состояний людей;
– недостаточную дифференциацию схожих по внешним проявлениям эмоциональных понятий (страх, удивление);
– недостаточность развития словаря эмоциональной лексики и использования его детьми в связной речи;
– низкие способности при демонстрации эмоций с помощью мимики, пантомимики, интонации голоса.
По данным эксперимента для старших дошкольников с ОНР характерно не дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, дети смешивают различные эмоции, заменяют не известные им эмоциональные состояния на более общеупотребительные, частота употребления эмоциональной лексики в устной речи снижена.
Исходя из выявленных особенностей эмоциональной лексики и старших дошкольников с ОНР III уровня, мы предлагаем рекомендательную коррекционно-развивающую программу, целью которой является развитие эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Критерии отбора детей для реализации коррекционно-развивающей программы : дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющие низкие показатели развития эмоциональной лексики по методикам обследования эмоциональной лексики В. М. Минаевой [2], Н. Я. Семаго. «Эмоциональные лица» [3].
Направление работы с детьми с ОНР III уровня
Этап Задачи этапа Примерные игры и упражнения
1. Подготовительный этап 1. Установить позитивный контакт с ребенком. 1. Игра «Привет! Пока!»
2. Игра «Лови мячик»
3. Игра «Коготки – царапки»
2. Снять напряжения, развить чувство общности, выразительности движений. 1. Игра «Хоровод»
2. Игра «Оживи камешки»
3. Игра «Джунгли»
4. Игра «Наседка и цыплята»
5. Игра «Доктор Айболит»
2. Основной этап 1. Сформировать у детей представление об эмоциональных состояниях человека и навыки их определения. 1. Беседа по эмоционально насыщенным картинкам
2. Задание, нарисуй черты лица.
3. Задание, опиши свое настроение [45].
4. Игра «Снежинки»
5. Игра «Пасьянс» [1].
2. Развить невербальные средства общения: мимики, пантомимики. 1. Психогимнастика [5].
2. Игра «Отгадай настроение»
3. Игра «Люблю-не люблю»
4. Игра «Пантомима»
5. Игра «Имитация» [1].
3. Учить с помощью интонации демонстрировать эмоции разного плана. 1. Задание, изобразить сказку по ролям.
2. Игра «Чей домик» [4].
3. Игра «Эхо»
4. Задание повтори наоборот.
4. Ввод эмоциональной лексики в связную речь. 1. Беседа о настроении.
2. Задание расскажи по картинке.
3. Игра «Чья это чашка?»
4. Игра «Необычный букет»
3. Заключительный этап 1. Совершенствовать навыки использовать эмоциональную лексику в связной речи. 1. Игра «Что случилось»
2. Задание опиши картинку.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картин [4].
4. Упражнение «Скажи почему?»
5. Игра «Прочитай письмо».
2. Закрепить навыки, полученные на основном этапе работы. 1. Игра «Кто больше придумает слов» [4].
2. Игра «Лото настроений»
3. Игра «Море волнуется»
4. Игра «Кубик»
5. Игра «Исправь ошибку»
Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 2 месяца, занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Коррекционно-развивающая программа будет эффективна, если после ее реализации у старших дошкольников с ОНР III уровня будут сформированы :
– представления об эмоциональных состояниях человека и навыки их определения;
– навыки активного использования невербальных средств общения: мимика, пантомимика;
– способности с помощью интонации демонстрировать эмоции разного плана.
Список литературы
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Белопольская, Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2008. – 36 с.
3. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст] / В. М. Минаева. – М. : АРКТИ, 2001. – 48 с.
4. Семаго, Н. Я. Диагностический комплект психолога. Методика Эмоциональные лица [Текст] / Н. В. Семаго. – М. :АПКиППРО, 2007. – 17 с.
5. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О. Ю. Филимонова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 128 с.
6. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.