МААМ-картинки

Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дарья Селькова
Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Данная программа формирования сенсорных эталонов (далее – Программа) предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) и рассчитана на 1 учебный год.

Целью Программы является формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Программа строится на следующих принципах:

• комплексность коррекционной-развивающей работы;

Публикация «Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

• системность коррекционно-развивающей работы;

• доступность коррекционно-развивающей работы;

• концентрический принцип построения коррекционно-развивающей работы;

• учет индивидуальных особенностей воспитанников.

Функции Программы :

• Обучающая.

• Воспитательная.

Развивающая.

Субъекты:

• Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.

• Родители (законные представители) детей, имеющих задержку психического развития.

• Учитель-дефектолог и воспитатели группы.

Этапы реализации:

Информационно-аналитический.

• Диагностический.

• Деятельностный.

• Результативно-оценочный.

Ожидаемые результаты:

После обучения дошкольники с ЗПР перейдут с уровня несформированности или частичной сформированности сенсорных эталонов на уровень сформированности сенсорных эталонов. Дети выполняют предлагаемые задания по словесной инструкции, то есть самостоятельно.

После апробирования Программы учителя-дефектологи смогут использовать ее при работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.

Привлечение воспитателей группы к организации работы по формированию сенсорных эталонов позволит обобщить педагогический опыт, тем самым повысив их профессиональные компетенции в вопросе формирования сенсорных эталонов.

Включение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс позволит повысить их уровень педагогической грамотности. Получив необходимые знания и умения, родители (законные представители) смогут эффективнее закреплять изученный материал с детьми в домашних условиях.

Программа включает в себя три направления:

1) Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР.

2) Проведение консультаций и серии обучающих занятий с воспитателями группы.

3) Проведение консультаций и серии обучающих занятий с родителями (законными представителями) детей средней группы ЗПР.

Первое направление: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР, направленных на формирование сенсорных эталонов (конспекты занятий представлены в приложении 1).

Цель – формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины.

Задачи:

1) формировать у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;

2) формировать у детей умение самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);

• словесный (устное изложение, разъяснение, повтор инструкции);

• практический (выполнение задания).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно в педагогом.

Форма работы : подгрупповая.

Количество занятий – 2 раза в неделю. Первое занятие целиком посвящено формированию сенсорных эталонов. В рамках второго занятия (по формированию элементарных математических представлений) второстепенно закрепляются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.

Программные блоки :

1. Вводный блок

Вводный блок наполнен двумя занятиями, в рамках которых дошкольникам даются представления о том, что находящиеся вокруг нас предметы могут быть разных цветов и форм.

2. Основной (коррекционный) блок

Данный блок содержит коррекционно-развивающие занятия, направленные на изучение основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, на ознакомление с величинами (длина, ширина, высота).

3. Заключительный блок

Представлен рядом занятий, которые посвящены закреплению знаний, полученных в течение учебного года.

Тематическое планирование

№ Тема Количество занятий

Вводный блок

1 Предметы вокруг нас (цвет) 1

2 Предметы вокруг нас (форма) 1

Основной (коррекционный) блок

3 Цвет предметов: желтый, красный 1

4 Понятия «большой - маленький» 1

5 Величина. Пирамидка. 1

6 Форма предметов : круг 1

7 Цвет предметов: красный, зеленый 1

8 Понятия «длинный - короткий» 1

9 Форма предметов : квадрат 1

10 Цвет предметов: синий 1

11 Цвет предметов: черный, белый 1

12 Форма предметов : треугольник 1

13 Цвет предметов (основные цвета, черный, белый). Группировка по цвету. 1

14 Понятия «высокий - низкий» 1

15 Форма предметов : круг, квадрат, треугольник 2

16 Форма предметов : прямоугольник 1

17 Понятия «широкий - узкий» 1

18 Группировка по 1-2 признакам 3

Заключительный блок

19 Сравнение 3-х предметов по длине 1

20 «Волшебный мешочек» (геометрические фигуры) 1

21 Сравнение 3-х предметов по высоте 1

22 Цвет предметов: основные цвета, черный, белый 1

23 Сравнение 3-х предметов по ширине 1

Второе направление: проведение консультаций и серии обучающих занятий с воспитателями группы (содержание коррекционных мероприятий представлено в приложении 2).

Цель – обучать воспитателей приемам и методам формирования сенсорных эталонов на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах.

Задачи:

1) обобщать передовой опыт, повышать профессиональные компетенции педагогов в вопросе формирования сенсорных эталонов;

2) развивать творческую активность воспитателей группы;

3) обучать конструктивным способам взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методы, в основе которых лежит способ организации работы:

• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);

• словесный (объяснение, рассказ, беседа);

• практический (упражнения, практические работы).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитателей группы:

• объяснительно-иллюстративный – взрослые воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – воспитатели воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Форма работы : фронтальная.

Количество встреч в месяц – 2 раза.

Программные блоки :

Вводный блок

1. Вводный блок представлен беседами, в рамках которых воспитателям предлагается подробнее рассмотреть процесс формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с ЗПР, его значимость в дальнейшем умственном развитии детей.

2. Основной (коррекционный) блок

Данный блок содержит открытые занятия для воспитателей группы, мастер-класс по применению методов и приемов, направленных на формирование сенсорных эталонов на занятиях и в режимных моментах.

3. Заключительный блок

Представлен двумя занятиями, на которых педагоги продемонстрируют применение методов и приемов по формированию сенсорных эталонов.

Тематическое планирование

№ Сроки Мероприятие/тема

Вводный блок

1 Сентябрь Беседа «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с ЗПР».

Беседа «Анализ условий (предметно-развивающая среда в группе) для формирования сенсорных эталонов».

Основной (коррекционный) блок

2 Октябрь Мастер-класс «Разнообразие методов и приемов формирования сенсорных эталонов».

Открытое занятие «Цвет предметов: желтый, красный».

3 Ноябрь Открытое занятие «большой - маленький».

Открытое занятие «Форма предметов : круг».

Заключительный блок

4 Декабрь Открытое занятие, проведенное воспитателем.

Открытое занятие, проведенное воспитателем.

Третье направление: консультации и серии обучающих занятий с родителями (законными представителями) детей, посещающих среднюю группу ЗПР (содержание коррекционных мероприятий представлено в приложении 3).

Цель – обучать родителей приемам и методам работы по закреплению сенсорных эталонов в домашних условиях.

Задачи:

1) повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе;

2) повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);

3) познакомить родителей (законных представителей) с методами и приемами формирования сенсорных эталонов.

Методы, в основе которых лежит способ организации работы:

• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);

• словесный (объяснение, рассказ, беседа);

• практический (упражнения, практические работы).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности родителей (законных представителей) :

• объяснительно-иллюстративный – взрослые воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – родители (законные представители) воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Форма работы : фронтальная.

Количество встреч в месяц – 2 раза.

Программные блоки :

1. Вводный блок

В данном блоке родителям (законным представителям) рассказывается о том, кто такие дети с ЗПР, какие должны быть вопросы к детям на данном этапе развития. Подробно рассматривается определение «сенсорные эталоны» и как они формируются у детей в норме, какие проблемы встречаются у детей с задержкой психического развития при формировании сенсорных эталонов. Подчеркивается важность включения родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный процесс.

2. Основной (коррекционный) блок

Основной блок включает проведение мастер-классов, открытых занятий с детьми, которые помогут родителям (законным представителям) ознакомиться с методами и приемами, направленными на формирование сенсорных эталонов.

3. Заключительный блок

В заключительном блоке родители (законные представители) проводят открытые занятия.

Тематическое планирование

№ Сроки Мероприятие/тема

Вводный блок

1 Сентябрь Родительское собрание по теме: «Кто такие дети с задержкой психического развития.

Групповая консультация «Формирование сенсорных эталонов – это важно.

Создание совместно с родителями (законными представителями) библиотеки (медиатеки) по данной тематике.

Основной (коррекционный) блок

2 Октябрь Мастер-класс «Разнообразие методов и приемов формирования сенсорных эталонов».

Оформление информационного стенда, создание буклетов.

Открытое занятие «Цвет предметов: красный, зеленый».

3 Ноябрь Открытое занятие «Форма предметов : квадрат».

Открытое занятие «Понятия «длинный-короткий».

Заключительный блок

4 Декабрь Открытые занятия, проведенные родителями (законными представителями).

Открытые занятия, проведенные родителями (законными представителями).

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 11:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Селькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД