Дарья Селькова
Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Данная программа формирования сенсорных эталонов (далее – Программа) предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) и рассчитана на 1 учебный год.
Целью Программы является формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа строится на следующих принципах:
• комплексность коррекционной-развивающей работы;
Публикация «Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• системность коррекционно-развивающей работы;
• доступность коррекционно-развивающей работы;
• концентрический принцип построения коррекционно-развивающей работы;
• учет индивидуальных особенностей воспитанников.
Функции Программы :
• Обучающая.
• Воспитательная.
• Развивающая.
Субъекты:
• Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.
• Родители (законные представители) детей, имеющих задержку психического развития.
• Учитель-дефектолог и воспитатели группы.
Этапы реализации:
• Информационно-аналитический.
• Диагностический.
• Деятельностный.
• Результативно-оценочный.
Ожидаемые результаты:
После обучения дошкольники с ЗПР перейдут с уровня несформированности или частичной сформированности сенсорных эталонов на уровень сформированности сенсорных эталонов. Дети выполняют предлагаемые задания по словесной инструкции, то есть самостоятельно.
После апробирования Программы учителя-дефектологи смогут использовать ее при работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Привлечение воспитателей группы к организации работы по формированию сенсорных эталонов позволит обобщить педагогический опыт, тем самым повысив их профессиональные компетенции в вопросе формирования сенсорных эталонов.
Включение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс позволит повысить их уровень педагогической грамотности. Получив необходимые знания и умения, родители (законные представители) смогут эффективнее закреплять изученный материал с детьми в домашних условиях.
Программа включает в себя три направления:
1) Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР.
2) Проведение консультаций и серии обучающих занятий с воспитателями группы.
3) Проведение консультаций и серии обучающих занятий с родителями (законными представителями) детей средней группы ЗПР.
Первое направление: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР, направленных на формирование сенсорных эталонов (конспекты занятий представлены в приложении 1).
Цель – формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
Задачи:
1) формировать у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
2) формировать у детей умение самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);
• словесный (устное изложение, разъяснение, повтор инструкции);
• практический (выполнение задания).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно в педагогом.
Форма работы : подгрупповая.
Количество занятий – 2 раза в неделю. Первое занятие целиком посвящено формированию сенсорных эталонов. В рамках второго занятия (по формированию элементарных математических представлений) второстепенно закрепляются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
Программные блоки :
1. Вводный блок
Вводный блок наполнен двумя занятиями, в рамках которых дошкольникам даются представления о том, что находящиеся вокруг нас предметы могут быть разных цветов и форм.
2. Основной (коррекционный) блок
Данный блок содержит коррекционно-развивающие занятия, направленные на изучение основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, на ознакомление с величинами (длина, ширина, высота).
3. Заключительный блок
Представлен рядом занятий, которые посвящены закреплению знаний, полученных в течение учебного года.
Тематическое планирование
№ Тема Количество занятий
Вводный блок
1 Предметы вокруг нас (цвет) 1
2 Предметы вокруг нас (форма) 1
Основной (коррекционный) блок
3 Цвет предметов: желтый, красный 1
4 Понятия «большой - маленький» 1
5 Величина. Пирамидка. 1
6 Форма предметов : круг 1
7 Цвет предметов: красный, зеленый 1
8 Понятия «длинный - короткий» 1
9 Форма предметов : квадрат 1
10 Цвет предметов: синий 1
11 Цвет предметов: черный, белый 1
12 Форма предметов : треугольник 1
13 Цвет предметов (основные цвета, черный, белый). Группировка по цвету. 1
14 Понятия «высокий - низкий» 1
15 Форма предметов : круг, квадрат, треугольник 2
16 Форма предметов : прямоугольник 1
17 Понятия «широкий - узкий» 1
18 Группировка по 1-2 признакам 3
Заключительный блок
19 Сравнение 3-х предметов по длине 1
20 «Волшебный мешочек» (геометрические фигуры) 1
21 Сравнение 3-х предметов по высоте 1
22 Цвет предметов: основные цвета, черный, белый 1
23 Сравнение 3-х предметов по ширине 1
Второе направление: проведение консультаций и серии обучающих занятий с воспитателями группы (содержание коррекционных мероприятий представлено в приложении 2).
Цель – обучать воспитателей приемам и методам формирования сенсорных эталонов на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах.
Задачи:
1) обобщать передовой опыт, повышать профессиональные компетенции педагогов в вопросе формирования сенсорных эталонов;
2) развивать творческую активность воспитателей группы;
3) обучать конструктивным способам взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы, в основе которых лежит способ организации работы:
• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);
• словесный (объяснение, рассказ, беседа);
• практический (упражнения, практические работы).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитателей группы:
• объяснительно-иллюстративный – взрослые воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – воспитатели воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Форма работы : фронтальная.
Количество встреч в месяц – 2 раза.
Программные блоки :
Вводный блок
1. Вводный блок представлен беседами, в рамках которых воспитателям предлагается подробнее рассмотреть процесс формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с ЗПР, его значимость в дальнейшем умственном развитии детей.
2. Основной (коррекционный) блок
Данный блок содержит открытые занятия для воспитателей группы, мастер-класс по применению методов и приемов, направленных на формирование сенсорных эталонов на занятиях и в режимных моментах.
3. Заключительный блок
Представлен двумя занятиями, на которых педагоги продемонстрируют применение методов и приемов по формированию сенсорных эталонов.
Тематическое планирование
№ Сроки Мероприятие/тема
Вводный блок
1 Сентябрь Беседа «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет с ЗПР».
Беседа «Анализ условий (предметно-развивающая среда в группе) для формирования сенсорных эталонов».
Основной (коррекционный) блок
2 Октябрь Мастер-класс «Разнообразие методов и приемов формирования сенсорных эталонов».
Открытое занятие «Цвет предметов: желтый, красный».
3 Ноябрь Открытое занятие «большой - маленький».
Открытое занятие «Форма предметов : круг».
Заключительный блок
4 Декабрь Открытое занятие, проведенное воспитателем.
Открытое занятие, проведенное воспитателем.
Третье направление: консультации и серии обучающих занятий с родителями (законными представителями) детей, посещающих среднюю группу ЗПР (содержание коррекционных мероприятий представлено в приложении 3).
Цель – обучать родителей приемам и методам работы по закреплению сенсорных эталонов в домашних условиях.
Задачи:
1) повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе;
2) повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
3) познакомить родителей (законных представителей) с методами и приемами формирования сенсорных эталонов.
Методы, в основе которых лежит способ организации работы:
• наглядный (показ педагогом, иллюстрации, демонстрации);
• словесный (объяснение, рассказ, беседа);
• практический (упражнения, практические работы).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности родителей (законных представителей) :
• объяснительно-иллюстративный – взрослые воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – родители (законные представители) воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Форма работы : фронтальная.
Количество встреч в месяц – 2 раза.
Программные блоки :
1. Вводный блок
В данном блоке родителям (законным представителям) рассказывается о том, кто такие дети с ЗПР, какие должны быть вопросы к детям на данном этапе развития. Подробно рассматривается определение «сенсорные эталоны» и как они формируются у детей в норме, какие проблемы встречаются у детей с задержкой психического развития при формировании сенсорных эталонов. Подчеркивается важность включения родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный процесс.
2. Основной (коррекционный) блок
Основной блок включает проведение мастер-классов, открытых занятий с детьми, которые помогут родителям (законным представителям) ознакомиться с методами и приемами, направленными на формирование сенсорных эталонов.
3. Заключительный блок
В заключительном блоке родители (законные представители) проводят открытые занятия.
Тематическое планирование
№ Сроки Мероприятие/тема
Вводный блок
1 Сентябрь Родительское собрание по теме: «Кто такие дети с задержкой психического развития?».
Групповая консультация «Формирование сенсорных эталонов – это важно!».
Создание совместно с родителями (законными представителями) библиотеки (медиатеки) по данной тематике.
Основной (коррекционный) блок
2 Октябрь Мастер-класс «Разнообразие методов и приемов формирования сенсорных эталонов».
Оформление информационного стенда, создание буклетов.
Открытое занятие «Цвет предметов: красный, зеленый».
3 Ноябрь Открытое занятие «Форма предметов : квадрат».
Открытое занятие «Понятия «длинный-короткий».
Заключительный блок
4 Декабрь Открытые занятия, проведенные родителями (законными представителями).
Открытые занятия, проведенные родителями (законными представителями).