Мария Ощепкова
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Храм души моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Публикация «Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников „Храм души моей“» размещена в разделах
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Государственная политика в области образования положила Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция определяет: 1) характер современного национального воспитательного идеала; 2) цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; 3) систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; 4) основные социально – педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цели программы:
1. Формировать общечеловеческие ценности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к национальному наследию русской христианской культуры.
2. Воспитание духовно – нравственной личности.
3. Расширение кругозора детей, любознательности, эмоциональной отзывчивости.
4. Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в форме кружковой работы в свободное время.
Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольника.
Принципы организации занятий:
Наглядности
Сознательности и активности
Доступности и меры
Научности
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Систематичности и последовательности
Прочности усвоения знаний
Связь теории с практикой обучения и жизнью
Воспитание в процессе обучения
Интеграции различных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Основное содержание программы:
Блок «Библия»
Блок «Уроки нравственности»
Блок «Семья»
Блок «Родина и чужбина»
Блок «Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа»
Работа с родителями
Планируемые результаты освоения программы.
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
1. первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др. нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
3. нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.