Алла Корниецкая
Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
В проекте ФГОС образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.
Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги „Занимательная математика“ для детей старшего дошкольного возраста ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Проблема речи, которая встает в нашем детском саду, тесно взаимосвязана с развитием математических представлений, где дети учатся культуре общения: логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения и аргументировать высказывания; обогащают словарный запас.
Мышление детей с ТНР находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания
Для её достижения необходимо решение следующих задач:
1. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.
2. Содержание программы
Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и в соответствии с действующим ФГОС ДО.
Особенность обучения: Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
2.1. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Вводная диагностика.
2. Волшебные фигуры (блоки Дьенеша)
Цель: Уточнить представления о геометрических фигурах, упражнять
в их группировке.
3. Раздели фигуры.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
4. Магазин.
Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.
5. Логический поезд.
Цель: Учить видоизменять свойства предметов расшифровывать информацию, изображенную на карточке.
6. Угощение для медвежат
Цель: Упражнять в группировке геометрических фигур.
7. Игра с двумя обручами.
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.
8. Садовник
Цель: Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.
Октябрь
9. Художники.
Цель: Развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.
10. Логический поезд 2.
Цель: Закреплять умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
11. Архитекторы.
Цель: Закреплять умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.
12. Сложи узор (цветок, пила, бантик, гусь) (Никитин)
Цель: Учить из отдельных частей (кубиков) складывать узор по образцу.
13. Сложи узор (гриб, флаг, палатка, катушка) (Никитин)
Цель: Учить зарисовывать узор, который образуют кубики. Развивать графические способности.
14. Сложи узор.
Цель: Учить придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
15. Уникуб У – 3 Красный поезд.
Цель: Учить составлять поезд с вагонами в одном цвете со всех сторон.
16. Уникуб У – 30 Синяя вокзальная скамейка.
Цель: Учить создавать постройку по образцу.
Ноябрь
17. Уникуб У – 35 Сложи куб красного цвета.
Цель: Познакомить с трёхмерным пространством.
18. Уникуб У – 40 Собери двухцветный куб.
Цель: Закреплять представления о трехмерном пространстве.
19. Уникуб У 41 Высотный дом.
Цель: Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы.
20. Уникуб У 43 Красный крест.
Цель: Закреплять умение работать по образцу. Развивать комбинаторские способности.
21. Сложи квадрат.
Цель: Закреплять названия геометрических фигур, отбирать части по цвету и по оттенкам цветов.
22. Сложи квадрат.
Цель: Закреплять названия геометрических фигур, продолжать учить составлять квадрат из отдельных частей.
23. Внимание. (В – 1,2,3,4,5)
Цель: Развивать способность видеть и запоминать увиденное, умение находить зависимости и закономерности.
24. Внимание. (В – 6,7,8,9,10)
Цель: Развивать внимание, зрительную память, умение анализировать выполненное задание, сравнивая с образцом.
Декабрь
25. Точечки.
Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.
26. Точечки.
Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.
27. Точечки.
Цель: Упражнять в счёте до 10. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел.
28. Внимание – угадай-ка ВУ – 0, 1
Цель: Развивать умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости.
29. Внимание – угадай-ка ВУ – 3, 4,5
Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.
30. Внимание – угадай-ка ВУ – 6, 7,8
Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.
31. Портреты друзей.
Цель: Развивать умение составлять геометрические фигуры из частей. Понимать соотношения целого и части.
32. Игры с квадратом Воскобовича
Цель: Развивать творческие и конструкторские способности.
33. Змейка-волшебница.
Цель: Развивать внимание, память, гибкость мышления, пространственное воображение.
34. Поможем жителям Волшебной страны.
Цель: Развивать навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве.
Январь
35. Загадочные льдинки.
Цель: Закреплять названия геометрических фигур.
36. Провожаем Веснушку.
Цель: та же.
37. Математические корзинки.
Цель: Закреплять счет в пределах 10, состав числа из двух меньших.
38. Волшебный квадрат Воскобовича (пароход).
Цель:
Развивать творческие и конструкторские способности, пространственное и образное мышление.
39. Подарки для друзей.
Цель: Развивать познавательные процессы; расширять представления о геометрических фигурах.
40. Играем с палочками Кюизенера.
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.
Февраль
41. Новоселье (палочки Кюизенера).
Цель: Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
42.Ёлка.
Цель: Упражнять в определении длины предмета путём наложения.
43. Назови число – найди палочку.
Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет.
44. Дорога к дому.
Цель: Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки.
45. Кукла Маша.
Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения.
46. Зайка.
Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте.
47. Гости из космоса.
Цель: Закрепить знание состава числа 8 из двух меньших.
48. Как разговаривают числа?
Цель: Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>», «<».
Март
49. Заполни пустые клетки (А. Столяр).
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур.
50. Где какие фигуры лежат? (А. Столяр).
Цель: Закреплять умение детей классифицировать фигуры по двум свойствам: цвету.
51. Найди все дороги.
Цель: Развивать у детей комбинаторские способности, логическое мышление, сообразительность.
52. Где чей домик?
Цель: Закреплять умение сравнивать числа. Упражнять в умении определять направление движения.
53. Вычислительные машины.
Цель: Закреплять навыки устных вычислений.
54. Вычислительные машины II.
Цель: Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах десяти, в сравнении чисел.
55. Загадочный конверт.
Цель: Закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры для получения нового изображения.
56. Портреты друзей.
Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, умение работать по моделям
Апрель
57. Составление фигуры-силуэта зайца.
Цель: Учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
58. Волшебный зоопарк (звери).
Цель: Продолжать учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
59. Бегущий гусь.
Цель: Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.
60. Составление фигуры-силуэта домика.
Цель: Упражнять в умении составления фигуры-силуэта, проверяя его практически.
61. Головоломка «Вьетнамская игра» (Цветочек).
Цель: Учить детей обдумывать, планировать свои действия.
62. Головоломка «Вьетнамская игра» (Собачка).
Цель: Развивать логическое, пространственное мышление.
63. Головоломки с палочками.
Цель: Упражнять в составлении фигур из определённого количества палочек.
64. Головоломки с палочками.
Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.
Май
65. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.
Цель: Упражнять в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
66. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.
Цель: Учить планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования.
67. Решение задач на нахождение признаков отличия.
Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков.
68. Решение задач на нахождение признаков отличия.
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп.
69. Логические задачи.
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении логических задач.
70. Логические задачи.
Цель: Развивать логическое мышление.
71. Весёлые задачки Г. Остера.
Цель: Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.
72. Итоговая диагностика.
Список литературы:
1. Воскобович В. А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М. : Просвещение, 1990.
5. Новикова В. П., Л. И. Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.
7. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М. : Просвещение,1991.