Елена Тимофеева
Программа дополнительного образования по физической культуре «Юный спортсмен»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Юный спортсмен»
(образовательная область «Физическое развитие»)
Рассчитана на возраст:
детей подготовительной
логопедической группы(6-7лет)
Срок реализации:1год
Составитель: инструктор по
Тимофеева Е. В.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования по физической культуре „Юный спортсмен“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Искусству сохранения и укрепления здоровья на фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации» необходимо уделять как можно больше внимания.
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения — дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют ДОУ, являясь первой ступенью общей системы образования.
Проблема оздоровления детей — не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего коллектива ДОУ на длительный период.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относит-ся гипер- или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осинки и др.
Речевой дефект в ряде случаев приводит к задержке психического развития (ЗПР). Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям.
Статистика приема детей в МКДОУ д/с№41 «Сказка» показывает, что речевая патология носит многообразный характер; дети поступают с логопедическими заключениями: общее недоразвитие речи II, III уровня.
Приоритетное направление деятельности нашего учреждения — коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок» и особенностей развития детей, посещающих ДОУ, педагогический коллектив поставил перед собой следующие
Задачи:
1. Изучить особенности речевого и психического развития, состояния здоровья и физической подготовленности детей.
2. Определить содержание педагогического процесса, способствующее сохранению и укреплению здоровья.
3. Разработать план совместной деятельности педагогических и медицинских работников детского сада, направленной на коррекцию речевых и психических нарушений, формирование, сохранение и укрепление здоровья.
4. Определить эффективность проделанной работы.
Для целенаправленной помощи детям с ОВЗ был создан физ-культурно-оздоровительный кружок «Юный спортсмен», в организации которого приняли участие старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медсестра, учитель-логопед. Для разработки основ-ных направлений работы кружка изучались вопросы и пожелания родителей по физкультурно-оздоровительной работе; анализировались научно-методическая литература, программы по физическому воспитанию и развитию детей. Коррекционно-оздоровительные виды деятельности описаны ниже:
Дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения.
Корригирующая ходьба — для развития координации движений, профилактики плоскостопия.
Логоритмика — для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения.
Психогимнастика — для восстановления и сохранения эмо-ционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики.
Ритмическая гимнастика для укрепления опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой системы, что способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
Пальчиковая гимнастика — для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга.
Артикуляционная гимнастика — для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи.
Этюды — для коррекции эмоциональной сферы ребенка, понимания эмоционального состояния другого человека, развития выразительной речи, умения познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.
Оздоровительно-развивающие игры — для решения интересных двигательных задач разной сложности, получения новых ощущений, помогающих освоить различные виды движений.
Элементы акробатики — для развития общей моторики, координации движений, гибкости.
Релаксация — для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Кинезиологическая гимнастика — для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма.
Беседы — для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представле-ния о состоянии собственного тела, здоровья.
Программа работы кружка базируется на:
-комплексной оценки здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях (днях) на одного ребёнка)
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристики физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
По полученным данным была подобрана методика коррекции отклонений в психофизическом развитии дошкольников и проведены физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Цель работы кружка
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности.
Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.
Задачи
Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
Принципы работы кружка
Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
Активность (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске и применении эффективных методов оздоровления).
Сознательность (осознанное отношение детей к своему здоровью).
Систематичность и последовательность (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
Оптимальность (сбалансированность, строгая дозированность психофизической нагрузки).
Комплексность и интегративность (решение оздоровительных задач в рамках целостного педагогического процесса и всех видов деятельности).
Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получение положительного результата незави-симо от возраста и уровня развития детей).
Предполагаемые результаты
Снижение уровня заболеваемости детей.
Овладение навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
Повышение уровня физической подготовленности
Основные направления работы кружка:
оздоровительное;
физическое развитие;
психоэмоциональное благополучие;
коррекционное;
комплексная диагностика.
Форма организации занятий: кружковая;
возраст детей — подготовительная к школе логопедическая группа (6—7 лет);
количество детей — подгруппа (8—9 человек);
периодичность — 1 раз в неделю;
цикличность — комплекс занятий рассчитан на полгода (сентябрь—январь, январь—май);
продолжительность 20— 25 мин.
План работы кружка представлен в таблице.
В результате занятий в кружке «Юный спортсмен» были отмечены повышение речевой и двигательной активности детей, укрепление функциональных возможностей сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развитие координации, гибкости и пластики, укрепле-ние костно-мышечной системы и др.
Неделя Группа Содержание
СЕНТЯБРЬ
1-я
Дыхательная гимнастика: упражнение «Ладошки» .
Динамическое упражнение «Вылез мишка из берлоги».
Кинезиологическая гимнастика: упражнения «Глазки», «Домик», «Колечко» для развития межполушарного взаимодействия.
Профилактическая гимнастика на больших мячах.
Игра «Непослушные кольца».
Этюд «Штанга» на расслабление мышц
2-я
Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнения «Поиграем животиками»; «Узнай по запаху» для развития речевого дыхания.
Динамическое упражнение «Как у кошки в гостях»
Профилактическая гимнастика: упражнение «Сухое плавание».
Игра «Музыкальные стулья». Массаж «Утром лисонька проснулась».
Этюд «Худышки и толстушки»
3-я
Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнения «Птичий переполох», «Носик и ротик поучим дышать»
Корригирующая ходьба «Кто?». Кинезиологическая гимнастика.
Игра «Густой туман».
Пальчиковые игры «Смешные человечки», «Бабочка», «Рыбка».
Статико-динамические упражнения «Улыбка-трубочка», «Чашечка» для развития артикуляционного праксиса.
Игровое упражнение «Злой и добрый человек»
4-я
Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Ладошки».
Динамическое упражнение «Как у кошки в гостях».
Профилактическая гимнастика с большими мячами.
Офтальмотренаж «Филин», «Метелки», «Жмурки».
Подвижная игра «Ножки-сороконожки». Массаж «Дятел».
Упражнение «Снежная баба» (расслабление мышц)
ОКТЯБРЬ
1-я
Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнения «Болтушка», «Качели»,
«Крокодил» на автоматизацию звуков [ш] и [с].
Оздоровительный бег.
Ритмическая гимнастика.
Игра «Найди и промолчи».
Упражнение «Снежная баба» (расслабление мышц)
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «С флажками»
Динамическое упражнение «Аист»
.Ритмо-акробатический комплекс на стульчиках.
Подвижная игра «Каракатица».
Упражнение «Бубенчики» (расслабление мышц)
3-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Вогончики»
Корригирующая ходьба. Оздоровитальный бег.
Корригирующая гимнастика с большими мячами.
Упражнения с карандашами для профилактики плоскостопия.
Игровое упражнение «Кто ты, маска?».
Игра «Фабрика дров».
Релаксация
4-я Подготовительная к школе логопедическая группа
Дыхательная гимнастика: упражнение «Погончики» [14]. Корригирующая ходьба.
Кинезиологическая гимнастика: упражнения «Глазки», «Ушки», «Домик», «Колечки» Ритмическая гимнастика.
Этюды «Котик с клубочком» и «Любопытный» на выражение эмоций.
Игра «Чужие колени».
Релаксация
НОЯБРЬ
1-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Насос» .
Корригирующая ходьба.
Пальчиковые кинезиологические упражнения.
Комплекс с гимнастической палкой для профилактики сколиоза.
Комплекс упражнений для профилактики респираторных заболеваний.
Игра «Каракатица».
Мини-этюд «Из семени в дерево»
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Насос». Динамическое упражнение «Как у кошки в гостях» ЛФК.
Игра «Кооперативная игра». Игровое упражнение «Тяжелый мяч».
Этюды «Сердитый зайчик». «Разъяренная медведица». «Золотые капельки»
3-я Подготовительная к шкале логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Кошка» .
Динамическое упражнение «Поход»
ЛФК.
Упражнение «Крик в пустыне».
Офтальмотренаж «Метелки», «Жмурки».
Игровое упражнение «У кого дальше улетит платочек?».
Этюд «Улыбнись — рассердись»
4-я
Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Кошка» .
Корригирующая гимнастика.
Пантомима: «Спящий котенок», «Веселый Петрушка».
Комплекс для кистей рук с малыми резиновыми мячами.
Комплекс упражнений для профилактики респираторных заболеваний.
Офтальмотренаж «Далеко-близко».
Игра «Обруч-помощник».
Этюд «Улыбнись — рассердись»
ДЕКАБРЬ
1-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Обними плечи»
Динамическое упражнение «Ходит кошка по-кошачьи».
Беседа «Береги здоровье смолоду».
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Упражнение «Звуковая зарядка».
Пантомима: «Спяший котенок», «Веселый Петрушка».
Игра «Обруч-помощник»
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Обними плечи»
Динамичесое упражнение «Поход».
Беседа «Что такое здоровье?».
Комплекс с кольцами для кистей рук.
Игра «Перетяни шнур».
Упражнение «Звуковая ниточка».
Игра-медитация «Я — солнышко».
Релаксация
3-я
Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Большой маятник».
Динамическое упражнение «Вылез мишка из берлоги».
Беседа «Здоровье свое сберегу — сам себе помогу».
Гимнастика для глаз: упражнение «Кукушка».
Игра «Повтори движение».
Игра-медитация «Я — облачко»
4-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Большой маятник».
Динамическое упражнение «Теремок»
Беседа «Страна волшебная – здоровье»
Акробатические упражнения «Корзинка», «Кольцо», «Берёзка».
Игра «Мыльные пузыри»
ЯНВАРЬ
1-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика : упражнение «Поворот головы»
Динамические упражнения «Овощи»
Упражнения с кольцами для кистей рук
Офтальмотренаж «Далеко-близко» «Филин»
Артикуляционная гимнастика: упражнения «Вкусное варенье», «Качели»
Пантомима «Лесные зверушки»
Игра «Мыльные пузыри»
Этюд «Тишина»
2-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Поворот головы»
Корригирующая гимнастика
Жестовая игра «Оркестр»
Самомассаж «Части тела»
Пантомима «кто как спит»
Игра «Ракушки»
Этюд «Замедленное движение»
3-я Подготовительная
школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Ушки»
Динамическое упражнение «Ходит кошка»
Беседа «С утра до вечера»
Массаж «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками».
Игра «Прыжковый марафон».
Релаксация
4-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Ушки» [14].
Динамическое упражнение «Овощи».
Беседа «Что я могу делать руками и ногами?».
Комплекс упражнений с карандашами для пальцев рук и ног.
Игра «Смешные черепашки».
Этюд «Любящие родители»
ФЕВРАЛЬ
1-я Подготовительная
к школе группа логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Малый маятник» [14].
Динамическое упражнение «Вылез мишка из берлоги».
Беседа «Зачем мы спим?».
Уражнение «Повтори движение».
Офтальмотренаж «Круглые глаза».
Игра «Черепашьи бега».
Этюд «Спать хочется»
2-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Малый маятник» [14].
Динамическое упражнение «Ходит кошка».
Беседа «Палка, палка, огуречик — получился человечек».
Упражнения с шелковыми платками для стоп.
Игра «Пять названий».
Упражнение «Крик в пустыне».
Этюд «Доброта»
3-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Поворот головы»
Динамическое упражнение «Овощи»
Беседа: «Какой я, какие другие?»
Кинезиологическая гимнастика: упражнения «Внимание» «Поворот» «Дерево»
Игра «Между льдинами»
Этюд «Ласка»
4-я Подготовительная
к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика : упражнение «Поворот головы»
Корригирующая ходьба, бег.
Беседа: «Будем стройные и красивые»
Ритмические упражнения
Игра «Передай шарф»
Этюд : «Вкусные конфеты»
МАРТ
1-я Подготовительная
к школе логопедическая группа
Дыхательная гимнастика: упражнение «Перекаты»
Динамическое упражнение «Теремок»
Артикуляционная гимнастика
Ритмические упражнения
Игра «У кого мяч?»
Этюд «Сосулька»
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Перекаты»
Динамическое упражнении «Ходит кошка»
Игра «Мяч по кругу»
Пантомима «Три настроения»
Игра «Так бывает или нет?»
Этюд «Встреча с другом»
3-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Шаги»
Динамическое упражнении «Поход»
Упражнения с массажными мячами для стоп
Массаж «Части тела»
Игра «Жужа»
Этюд «Любопытный человек»
4-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Шаги»
Динамическое упражнении «Как у кошки в гостях»
Ритмические упражнения
Артикуляционная гимнастика: упражнения «Грибок», «Горка» «Иголочка»
Игра «Перетяни шнур»
Этюд «Цветок»
АПРЕЛЬ
1-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Задний шаг»
Динамическое упражнение «Дружное семейство»
Ритмические упражнения
Массаж «Дятел»
Артикуляционная гимнастика: упражнения «Грибок», «Горка» «Иголочка»
Игра «У кого игрушка?»
Этюд «Спящий ребёнок»
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Задний шаг»
Динамическое упражнение «Дружное семейство»
Ритмические упражнения
Массаж «Части тела»
Игра «Замри»
Этюд «Худышки и толстушки»
3-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Ладошки»
Динамическое упражнении «Эй, весёлый народ»
Упражнения для рук «Умывайка»
Упражнения с карандашами для ступней ног
Массаж «Лисонька»
Игра «Надень варежку»
Этюд «Ласковый ребёнок»
4-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Ладошки»
Ходьба: упражнения «Наш весёлый хоровод», «Как у наших у ворот»
Ритмические упражнения
Пантомима «Циркачи»
Игра «Летает – не летает»
Этюд «Добрый снеговик»
МАЙ
1-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Вагончики»
Динамическое упражнение «Дружное семейство»
Комплекс ритмической гимнастики
Упражнения на тренировку Равновесия
Игры на перераспределение мышечного тонуса
Игра «Поймай платок»
Этюд «Хорошее настроение»
2-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Вагончики»
Динамическое упражнение «Дружное семейство»
Комплекс ритмической гимнастики
Упражнения на больших гимнастических мячах
Игра «Переложи карандаши»
Этюд «Солёный чай»
3-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Насос»
Динамическое упражнение «Поход»
Комплекс ритмической гимнастики
Упражнения на больших гимнастических мячах
Массаж ног
Игра «Найди свою пару»
Этюд «Страна плакс»
4-я Подготовительная к школе логопедическая группа Дыхательная гимнастика: упражнение «Насос»
Динамическое упражнение «Вылез мишка из берлоги»
Комплекс ритмической гимнастики
Игра «Угадай,на чём играю?»
Этюд «Перекати палку»