Оксана Пуминова
Программа дополнительного образования «Семицветик» (оригами) для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
Оригами «Семицветик»
Для детей 4-7 лет
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребёнка, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».
Публикация «Программа дополнительного образования „Семицветик“ (оригами) для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.
Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Изготовление оригами для детей - является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листике скрыты невероятное множество различных образов. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка : доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; оригами не требует больших материальных затрат; оригами - коллективное творчество.
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами-это искусство, которое:
- помогает развивать художественный вкус и логику;
- эффективно способствует формированию пространственного воображения;
- развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме,
- способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
- активизирует мыслительные процессы;
- совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
- развивается глазомер;
- дисциплинирует;
- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Направленность данной дополнительной программы - развивать комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт, формировать навыки исполнительского мастерства и вырабатывать сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложнокоординированные движения пальцами с развитием интеллекта. Оригами развивает мелкую моторику, а следовательно, и речь. Но самое главное - оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Актуальность программы. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Новизна программы Заключается в развитии мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами и повышению эффективности при подготовке их к школе. Так же и в создание коллективных поделок и объединение детских работ в большие настенные панно интегрируя с нетрадиционными способами изобразительной деятельности, помогает сформировать у малышей умение работать в коллективе, договариваться между собой, искать и находить оптимальные композиционные решения.
Цель программы. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, образного мышления и воображения. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.) и базовыми формами оригами.
• Формировать умение следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
• Развивать умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами.
• Совершенствовать трудовые навыки и умения работы с бумагой, ножницами, клеем.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Формировать культуру труда.
Данная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. и с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Отличительные особенности программы.
Особенностью программы является блочно-тематическое планирование, которое позволяет детям лучше усвоить ее. Планируя непосредственную образовательную деятельность, педагог может выбирать ту или иную форму работы, учитывая оснащенность изостудии. Форма непосредственной образовательной деятельности должна определяться поставленными задачами.
Реализация программы осуществляется через систему непосредственной образовательной деятельности, которая строится в соответствии с этапами формирования эстетического сознания воспитанников.
Такими этапами являются:
1. Операционально-технологический, на котором дети приобретают первоначальные умения, получают первоначальные знания, осваивают технические навыки владения различными изобразительными средствами.
2. Деятельностно-мотивационный, в котором преобладает усвоение эстетических знаний, предлагаемых в системе, и ребенок приобщается к эстетической художественной деятельности.
3. Итеграционно-креативный, на котором формируется оценочное эстетическое суждение и ребенок включается в самостоятельную творческую деятельность.
Программа рассчитана на три года обучения и адресована детям 4-7 лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы непосредственная образовательная деятельность в группе должна сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе не должно быть более 12 человек. Занятия объединены в тематические блоки. Кроме того, педагог помогает детям оформить свои поделки с использованием иллюстрации-основы в различных изобразительных техниках. Непосредственная образовательная деятельность проводится один раз в неделю, продолжительность в средней группе - 15-20, в старшей - 20-25 и подготовительной - 25-30 минут.
Формы работы:
1. Практическая и теоретическая непосредственная образовательная деятельность, в т. ч. рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение на прогулке. Чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам (еженедельно).
2. Оформление текущих поделок в коллективные и индивидуальные работы.
3. Посещение выставки детей из других групп. (раз в год).
Структура занятия:
1. Создание мотивации (2-3 мин).
Работа по формированию мотивации проводится с целью создания у ребенка желания выполнить учебное задание. Педагог достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-либо игровых персонажей и побуждает детей помочь им.
2. Показ работы(1мин).
Показ и рассматривание качественно выполненного образца, чтобы заинтересовать детей и побудить детей к созданию такой же фигурки.
3. Показ приемов работы (2-3 мин).
Анализ схемы с выполнением операций.
4. Практическая часть (10-20 мин).
Складывание игрушек; оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
5. Заключительная часть (3-5 мин).
Просмотр и анализ детских работ сопровождаемый беседой, цель которой - обратить внимание детей на результат деятельности.
Ожидаемые результаты:
По итогам первого года обучения дети должны:
Проявлять интерес к изготовлению новой игрушки поделки.
Складывать квадрат пополам, по вертикали или по диагонали подравнивая стороны к противоположным углам.
Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Украшать игрушки простым способом (глазки, нос, рот,расположив правильно и симметрично.
Подбирать цвет соответствующий фигурке-игрушке.
По итогам второго года обучения дети должны:
• Умение сделать простейшие базовые формы оригами : «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
• Умение вырезать фигуры из квадрата: круг, треугольник.
• Умение украшать игрушки - фигурки разными способами (аппликация, рисование)
• Умение правильно - композиционно расположит работу, подобрать соответствующий ей фон (открытка).
По итогам третьего года обучения дети должны:
Умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
Умение сделать несложное изделие по схеме.
Умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок
Умение работать в паре.
Умение работать в коллективе при оформлении коллективной работы
Умение правильно - композиционно расположить свою работу, в коллективной работе.
Способы определения результативности:
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
1. Участие в поселковых, районных и окружных выставках детского творчества
2. Открытые просмотры для родителей и педагогов.
3. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка.
4. Размещение фото отчёта детских работ на сайте детского сада.
Для эффективного развития художественно -творческих способностей дошкольников созданы все необходимые условия для непосредственной образовательной деятельности.
1. Непосредственно образовательная деятельность проходит в специально
оборудованном помещении.
2. Подобраны все необходимые материалы и инструменты.
3. Систематизирован литературный материал (стихи, загадки, пословицы, поговорки).
4. Изготовлена картотека схем.