Оксана Кривенко
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Человек – неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. При этом деятельность людей оказывает масштабное, часто негативное воздействие на природу, в результате чего погибают леса, исчезают редкие виды животных, птиц, растений, мелеют реки, сокращаются запасы чистой пресной воды. Всё это может привести к экологической катастрофе, предотвратить которую можно только общими усилиями. Для этого важно не только бережно относиться к природе, но и формировать экологическую культуру, как у взрослых, так и у детей. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Публикация «Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитания человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное образование уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое внимание мира как объекта постоянной заботы. Формирования экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. И в связи со сложившейся экологической обстановкой в настоящее время большое значение имеет экологическое образование и воспитание дошкольников.
В настоящее время экологическое образование в ДОУ рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в восприятии дошкольником себя как неотъемлемой части окружающего природного мира, эмоционально-положительном отношении к природе, соблюдении экологических правил и норм поведения.
В дошкольном детстве закладываются основы личности ребёнка, происходит интенсивный духовный и интеллектуальный путь его развития, и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встаёт важная задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Решение задач экологического образования детей невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребёнка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Однако часто у них не хватает достаточных знаний и времени, чтобы показать ребёнку всю красоту и многообразие окружающей природы, понаблюдать за животными, изменениями происходящими в разные сезоны года, рассказать о правилах поведения в природе и т. д.
Эффективной формой взаимодействия нашего ДОУс семьями воспитанников, в частности по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций. Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин. Прежде всего это то, что природоохранные акции направленны на формирование у воспитанников активной жизненной позиции, помогают убедить их в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей среды. В рамках природоохранной акции дети имеют возможность применять полученные знания в ходе посильной практической деятельности, что позволяет избежать их механического запоминания.
Данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов детской деятельности. Совместное участие в экологической акции ребёнка, его семьи, воспитателей, других представителей общественности способствует формированию у детей ответственного отношения к природе, желанию беречь её и заботиться о ней.
Новизна нашего кружка «Эколята-дошколята» заключается в том, что проведение природоохранных акций оформлено как педагогический проект, что позволяет нам комплексно подойти к решению поставленных задач, а выбор структурных компонентов акции (даты экологического календаря, информационно-коммуникационных технологий, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь) позволяет сделать данную работу интересной и привлекательной.
Пояснительная записка.
Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Программа предназначена для обогащения представлений об окружающем мире, формирования знаний о природе родного края, воспитания любви и бережного отношения ко всему живому. Программа предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве, способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора и направлена на освоение детьми задач образовательных областей.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Причинами создания и реализации программы «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» стали:
-участие во Всероссийском проекте «Эколята–молодые защитники природы»
- согласно ФГОС необходимо обеспечить предшкольную подготовку детей 6-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
- воспитание и развитие будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
Основной целью программы является :
- Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (московская область)
-воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.
Формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.
Применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, города.
Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.
Задачи природоохранного направления.
Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.
Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд
Общие сведения о кружке:
возраст детей – 6-7 лет,
количество занятий – в 1 раз в неделю
место занятий – МБДОУ д/с № 24 «Аленький цветочек»
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 25-30 минут, в соответствии с нормами СанПин.
Список детей:
Аузина Арина
Гришанов Илья
Лопатин Максим
Одинокова Каролина
Прохоренко Степан
Романова Ева
Синявский Михаил
Щербакова Диана
Полосин Матвей
Украинская Мария
Формы и методы
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения организованной образовательной деятельности :
экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно - экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
частично-поисковый (участие в коллективном поиске). -исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются :
Словесные методы: (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
Наглядные: показ презентаций, наблюдения, рассматривание,
экскурсии, целевые прогулки).
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,
трудовая деятельность.
Индивидуальная работа.
Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды
Ожидаемые результаты:
1. У детей повышается уровень экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе.
2. У детей совершенствуются познавательные умения, развиваются
наблюдательность и познавательный интерес.
3. Совершенствуется способность понимать последствия поступков
и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
4. Дети должны знать названия животных и растений, основные признаки живого, устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.
5. Использовать наблюдения для познания закономерностей
природы.
6. Владеть трудовыми умениями.
7. Эмоционально воспринимать природу и видеть её красоту.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей (памятки, буклеты)
2. Организация выставки детских работ по результатам наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3. Воспитательные мероприятия : дидактические игры; экологические форумы, конкурсы и игры; коллективные творческие дела.
Список средств обучения
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. Флешкарта
3. Музыкальный центр
4. Телевизор
5. Мультимедийная установка
6. Интерактивная доска
7.DVD – плеер
Обучающие презентации
«Планета Земля в опасности»
«Природы жалобная книга»
«Кто какую пользу приносит природе
«Маленькие батарейки-большая опасность для нас и природы»
«Источники энергии»
Оборудование и материалы, используемые на занятиях
- Растения участка, комнатные растения;
- Карточки с моделями и схемами, мнемотаблицы:
- Карта, глобус;
- Иллюстрации животных, растений, насекомых
- Энциклопедии:
- Карточки с явлениями природы, трудовой деятельностью людей;
- Сюжетные картинки о природе:
- Изображения экосистем : «Лес, «Луг», «Водоём».
- Плакаты;
- Коллекции камней, образцы земли, глины, песка;
- Природный материал;
- Карточки с примерами живой природы;
- Гербарий;
- Листы с заданиями, кроссворды:;
- Магнитная доска;
- Различные виды календарей;
- Художественная литература о природе:
- Муляжи овощей, фруктов, грибов;
- Карточки «Правила поведения в природе» :
- Фигурки животных для моделирования:
- Изопринадлежности;
- Аудиокассеты, диски с музыкальными записями, звуками природы;
- Дидактические игры о природе;
- Красная книга природы России
.
Наглядные пособия и иллюстративные материалы
Наглядно-дидактические пособия: «Птицы перелетные и зимующие». «Насекомые». «Рыбы морские и пресноводные», «Цветы луговые, лесные, полевые», «Деревья и листья, «Фрукты», «Плодовые деревья», «Как устроен человек.
Альбомы: «Домашние животные». «Животные жарких стран», «Дикие животные».
Открытки «Лекарственные растения».
Дидактические игры: «Путаница», «Значение растений», «Кому что, «Вершки - корешки», «Домашние и дикие животные и птицы», «Где чей хвост», «Какое время года», «Четвертый лишний», «С какой ветки детка»
Сюжетные игрушки
Кормушка с изображениями птиц на подставках
Колбы, ёмкости
Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
Оборудование для экспериментирования (лупы, баночки разной емкости, мерные стаканчики, пипетки, коробочки для семян, тазик, лейки, клеенка, тряпочки и др.)
Ё мкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы.
Красители: пищевые, гуашь, акварель.
Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
План работы кружка «Эколята-дошколята» на 2021-2022 уч. г.
Сентябрь
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема: Планета Земля в опасности (День рождения Всемирного фонда дикой природы)
2. Игра «В поисках сундука королевы Осени»
3. Экодесант «Мусор надо разделять»(Акция «Очистим планету от мусора»)
4. Всемирный день журавля
Октябрь
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема: «Природы жалобная книга»
2. Всемирный день защиты животных.
3. Конкурс чтецов стихотворений о природе.
4. Международный день без бумаги
Ноябрь
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Кто какую пользу приносит природе»
2. Синичкин день
3. Выпуск буклета «Пусть город будет чистым»
4. Международный день домашних животных
Декабрь
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Источники энергии»
2. Драматизация экологической сказки про полиэтиленовый пакет
3. Изготовление книги «Правила поведения в природе»
4. Экологическая игра «Букварь природы»
Январь
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Что мы знаем о природе. Почва»
2. Оформление альбома «Жизнь птиц зимой».-День перелетных птиц
3. Всемирный День Снега
4. Оформление альбома Красная книга Ростовской области
Февраль
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Что мы знаем о природе. Водоемы»
2. Акция «Нарисуй знак «Закрывай скорее кран, чтоб не вытек океан»
3. «Пишем письмо природе»
4. Международный день полярного медведя
Март
1 Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Что мы знаем о природе. Облака»
2. Викторина «Что я знаю об охране природы. Источники энергии»
3. Всемирный День Воды
4. Международный день леса.
Апрель
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Маленькие батарейки-большая опасность для нас и природы»
2. Международный день птиц.
3. День Земли
4. Всемирный день экологических знаний
Май
1. Урок «Азбука Природолюбия»
Тема «Сохрани природу от пожара»
2. Выпуск памятки «Не разоряйте муравейники»
3 Изготовление альбома Мой гербарий
4. .День эколога и Всемирный день окружающей среды
Используемая литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. Интернет ресуры
3. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (6-7 лет) С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
4. Экологический календарь.
5. Экологическое воспитание старших дошкольников дошкольников С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва
6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду (6-7лет, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016