Александра Грекова
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка…. ….2
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного образования…. ….5
1.3. Принципы программы…. …. 6
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми программы дополнительного образования…. ….7
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы….…8
2.2. Календарно-тематическое планирование…. ….12
3. Организационный раздел…. ….26
4. Методическое обеспечение программы
дополнительного образования…. …27
Публикация «Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста „Речевой фитнес“ (часть 1)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В последние годы значительно повысилось внимание к образованию детей раннего возраста, о чем свидетельствуют материалы Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. «Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни» [Материалы конференции, Москва, 2010].
На сегодняшний день появилась тенденция к позднему появлению у детей активной речи. Как отмечают специалисты, большинство родителей мало общаются с детьми, практически не читают им книг, растет количество детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте. В связи с этим появилась необходимость в создании программы дополнительного образования для детей раннего возраста «Речевой фитнесс».
Речевой фитнес – это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения с использованием артикуляционной и фонетической гимнастики, а также игр с речевым сопровождением и пальцами рук.
Данная программа дополнительного образования является актуальной в связи с отсутствием программ по формированию речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста. Также разработка этой программы подразумевает под собой поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование начатков собственной активной речи.
Программа дополнительного образования «Речевой фитнес» включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство с органами артикуляции, корректировка имеющихся знаний (специально организованные занятия).
2 этап. Закрепление знаний (игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики и координации движений тела).
3 этап. Самостоятельный контроль за выполнением правил игровых упражнений артикуляционной, фонетической, пальчиковой гимнастик и игр с речевым сопровождением.
Все этапы взаимосвязаны.
Артикуляционная гимнастика
Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребёнок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; челюсти двигаются вправо и влево; рот широко раскрывается и закрывается; делает оскал, показывая все зубы сразу; губы растянуты в улыбке, складываются в трубочку; язык может вытянуться как блинчик или иголочка.
Фонетическая гимнастика
Игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики, направлены на:
-нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
-формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
-правильное произношение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
-воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
При выполнении пальчиковой гимнастики главное – это согласовывать ритм движений руки со стихотворным ритмом.
Подвижные игры
Задачей подвижных игр с речевым сопровождением является развитие координации речи с движением, мелкой и общей моторики, памяти, внимания, а также способствуют развитию речи. При помощи игровых движений и ситуаций дошкольник познаёт мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Упражнения и танцевальные движения с использованием музыкального сопровождения
Использование музыкального сопровождения позволяет разнообразить образовательный процесс и позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие чувства ритма и координации движения.
2. При помощи музыки можно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и тем самым оптимизировать процесс восприятия материала, а также улучшить качество и выразительность движений.
3. Музыка активизирует физиологическое воздействие на организм, выполняемых упражнений.
4. Повышает двигательную, музыкальную культуру ребенка, развивает слух и является средством эстетического воспитания.
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы
Исходя из вышесказанного основной целью данной рабочей программы является поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование начатков собственной активной речи ребенка.
Задачи:
1. Формировать произвольные координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков.
4. Развивать мелкую и крупную моторику.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
6. Обогащать и активизировать словарный запас.
7. Развивать память и внимание.
8. Развивать координацию речи с движением.
9. Формировать темпо-ритмическую сторону речи.
10. Формировать музыкальную культуру.
11. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области развития речи детей раннего возраста, развития пальчиковой и общей моторики, развития темпо-ритмической стороны речи, а также развития высших психических функций.
1.3. Принципы программы
Программа дополнительного образования:
- соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям, возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство развивающих, воспитательных и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых, формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.4. Целевые ориентиры
К концу учебного года у ребенка должны быть:
1. сформированы произвольные координированные движения органов артикуляции.
2. Сформированы артикуляционные уклады для основных фонетических групп звуков.
3. Развита мелкая и крупная моторика.
4. Сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание
5. Уровень сформированности словарного запаса соответствует возрастной норме.
7. Развиты память и внимание.
8. Сформированы навыки координации речи с движением.
9. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи
Учитель-логопед:
Грекова Александра Александровна
Инструктор по физ. воспитанию:
Текутова Елена Александровна