Получи документы

Программа дополнительного образования «Я в Мире профессий»

Чубанова Джейран
Программа дополнительного образования «Я в Мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

дополнительного образования

«Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

ГКУ №1 «Детский дом №1 Колосок»

с. Нижняя Александровка Минераловодского района

Ставропольского края

Пояснительная записка

Выбор профессии – важное решение в жизни каждого ребенка подросткового возраста. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам выпускник детского дома. Не всегда данная категория детей учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Дети чаще всего сталкиваются с проблемой обучения в профессиональных учреждениях, а после окончания НПО, СПО и ВПО, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что не правильно выбрали специальность, либо эта работа слишком сложна для них. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности, связанные с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники и т. д., позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Формирование профессионального самоопределения воспитанников в условиях детского дома включает: развитие самосознания; формирование системы ценностей; моделирование своего будущего; построение идеального образа профессионала.

Публикация «Программа дополнительного образования „Я в Мире профессий“» размещена в разделах

Предлагаемая программа дополнительного образования «Я в мире профессий» (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору выпускником детского дома своего профессионального пути.

Обоснование актуальности.

У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен. В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребёнка, тем самым, способствуя его самоопределению. Система активных методов работы с участниками занятий, призвана включить их в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут, где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от ошибок и необдуманных шагов. Профориентационная работа с воспитанниками детского дома — это вклад в решение острых социальных проблем современного общества.

К выпуску из детского дома, дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии дефицита рабочих мест.

Педагогическая целесообразность.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных. Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматриваться, как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов. Профессиональная ориентация в детском доме представляет собой ряд социально - психолого - педагогических и медицинских мероприятий с участием специалистов детского дома. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности. Серьезная задача для воспитанников - правильно выбрать профессию. Посещение кружков, секций в детском доме (Кружок «Уроки финансовой грамотности», Кружок «Уроки Правознайки», Кружок валеологический «Уроки Мой - додыра», «Юный овощевод и садовод», Кружок «Хозяин и хозяюшка», Кружок компьютерной грамотности «Интернешка», Кружок «Созвездие талантов» и др.) дает возможность обретать умения, навыки, которые сделали бы их ценными в своих собственных глазах и среди людей. Значительным фактором в жизни воспитанников, способствующим формированию их представлению о профессии и успешной адаптации, являются примеры успешности бывших воспитанников детского дома в выборе профессии и своего будущего. Поэтому на занятия приглашаются воспитанники – выпускники детского дома – студенты СПО и ВПО. Важную роль в становлении молодого человека играет его участие в работе детского дома. Ведь для наших ребят характерно стремление к самоуправлению, к участию в решении жизненно важных вопросов. Поэтому работа Совета воспитанников «Новые горизонты» дают возможность ребятам постигнуть азы планирования, организационной деятельности, почувствовать свою значимость для окружающих, что является одном из факторов успешной профориентационной работы.

Цель программы

Целью программы является помощь подросткам в профессиональном самоопределении (самостоятельном и осознанном профессиональном выборе, отвечающем способностям ребенка и возможностям, его желаниям и актуальным тенденциям рынка труда) и развитии универсальных навыков, необходимых для подготовки к успешной профессиональной деятельности и к самостоятельной жизни в будущем.

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:

Основные задачи:

- научить воспитанников выделять основные признаки профессии (получение образования; радости, удовлетворения; достижение материального благополучия; совпадение интересов, желаний, возможностей и способностей);

- учить ориентироваться в мире профессий, избегать ошибок, сопутствующих выбору той или иной профессии;

- учить высказывать свою точку зрения, взгляды и отношение к профессии;

- познакомить с основами трудового законодательства Российской Федерации;

- формировать потребности и желания осуществлять трудовую деятельность;

- показать воспитаннику роль профессиональной деятельности в жизни человека;

- сформировать умения гибкой ориентации в той профессиональной сфере, которую выбрал для себя каждый воспитанник;

- формировать умения правильно держаться в любой обстановке, сдерживать проявления своих эмоциональных реакций, индивидуальный стиль поведения;

- учить ориентироваться в сложной профессиональной конъюктуре рынка;

- формировать положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;

- учить применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Программа строится на следующих принципах воспитательно-образовательного процесса :

- принцип адаптивности воспитательно-образовательного процесса к уровню развития, способностям и возможностям детей;

- принцип социально-практической направленности воспитательно-образовательной работы;

- принцип преемственности и непрерывности в содержании воспитательно-образовательного процесса;

- принцип личностного подхода к каждому воспитаннику;

- принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создания условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения, создания условий для выбора воспитанниками форм участия в жизни детского дома.

- принцип активности субъектов профессионального выбора (психолога, социального педагога, воспитателей детского дома, учителей школы, профконсультантов центра занятости населения).

Реальность профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома обусловлена реализацией данной программы. Расширению поля профессионального самоопределения помогает целенаправленная работа в этом направлении, которую мы организуем в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией программы являются дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в государственных учреждениях, обучающиеся в восьмых - одиннадцатых классах школы в возрасте от 15 до 18 лет.

Программа дополнительного образования «Я в мире профессий» рассчитана на 52 часа (1 час в неделю)

Длительность занятия от 45 минут до 1 часа. Количество часов в год 52 часа.

Приоритетные направления профориентационной работы :

- вовлечение воспитанников в деятельность кружков, секций в детском доме и в школе;

- система воспитательных мероприятий по профессиональному самоопределению;

- трудовая деятельность в каникулярное время;

- профориентационная диагностика и консультирование.

Методы деятельности

Методы профориентационной работы

- элементы профинформации (мотивационные беседы, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области профессионального самоопределения);

- профдиагностики (анкетирование, тестирование);

- помощь в использовании своих личных особенностей (ролевые игры, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию, использование профессиональных проб).

Методы организации деятельности и формирование готовности к профессиональному самоопределению

(педагогическое требование, требование коллектива, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов).

Методы стимулирования деятельности

(соревнования, создание ситуации успеха, поощрения, групповые экскурсии на предприятия и учреждения, посещение дней открытых дверей в учебных заведениях, встречи с деловыми людьми и ветеранами производства).

Формы проведения занятий по профориентации :

- игра;

- практикум самопознания;

- диагностики и анкетирование;

- групповые беседы;

- дискуссии;

- индивидуальные и групповые консультации;

- экскурсии.

Ожидаемые результаты

Реализация данной Программы позволит :

- сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда,

- воспитать в воспитанниках уважение к людям труда,

- повысить уровень знаний о мире профессий,

- выяснить профессиональные предпочтения и сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии.

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Личностные, метапредметные результаты освоения программы

1 уровень – приобретение воспитанниками знаний:

- о видах профессий;

- об учебных заведениях, в которых обучают той или иной профессии;

- о своих индивидуальных особенностях.

2 уровень – формирование позитивного отношения детей к социальной реальности в целом:

- адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии,

- выбирать наиболее значимые жизненные ориентиры для приобретения будущей профессии.

3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия:

- применять свои способности для выбора профессии.

- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Форма подведения итогов работы: презентация, защита творческих проектов, круглый стол, рефлексия результатов, буклет.

Тематический план

Таблица 1

Тематический план

Тема Количество часов

Часть 1. Профориентация и основы социализации личности

Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения (6 ч)

Введение «Основы профессионального самоопределения» 1

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека 1

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития 1

Значение, ситуация и правила выбора профессии 1

Типичные ошибки при выборе профессии 1

Творческий проект «Мой выбор». Сущность и структура 1

Раздел 2. Мир труда и профессий (6 ч)

Профессия и специальность : происхождение и сущность 1

Многообразие мира труда 1

Классификация профессий. Формула профессии 1

Профессиональная деятельность и карьера человека 1

Практическое занятие «Город мастеров» 1

Диагностика по теме «Мир труда и профессии» 1

Раздел 3. Человек и профессия (11 ч)

Профессионально важные качества личности 1

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии 1

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 1

Особенности психических процессов и выбор профессии 1

Темперамент и выбор профессии 1

Характер и выбор профессии 1

Роль способностей в профессиональной деятельности 1

Тип личности и выбор профессии 1

Здоровье и выбор профессии 1

Профессиональная пригодность и самооценка 1

Диагностика по теме «Человек и профессия» 1

Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (11 ч)

Анализ профессиональной деятельности 1

Профессиональные пробы и творческие проекты 1

Круглый стол «Калейдоскоп профессий» 1

Пути получения профессионального образования 1

Профессиональная консультация (экскурсии на предприятия, в центр занятости) 2

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание 1

Творческий проект «Мой выбор» : разработка и оформление 3

Практическое занятие «Я и мир профессий» 1

Раздел 5. Я и профессия (18 ч)

Что такое профессия? 1

Интересы и выбор профессии 1

Склонности и профессиональная направленность 1

Как достичь успеха в профессии? 1

Рынок труда и его требования к профессионалу 1

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий 2

Уверенность. Саморегуляция 1

Рынок труда. Резюме. Собеседование 2

Защита творческого проекта «Я в мире профессий» 3

Информационная работа 5

Всего 52

ИТОГО по курсу «Профориентация»

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Я в Мире профессий»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 15:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Я в Мире профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Чубанова Джейран (УИ 3474645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД