Мария Юртаева
Программа дополнительного образования «Художественный класс» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
Базовый уровень
«Художественный класс»
(название программы)
Возраст обучающихся: 3 -7 лет
Срок реализации программы : 1 год
1. Пояснительная записка.
1.1. Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования „Художественный класс“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в развитии эмоциональной сферы и интеллектуального развития обучающихся.
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО И ДОТ» от 20.03.2020г;
Направленность – художественная
Актуальность- в современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается, но вместе с тем, сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью, недооценивается значимость рисования в общем развитии дошкольников. Между тем (по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова, что «именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то, что им владеет.». Через рисование можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность.
Новизна. Использование в работе методике нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малышам отразить свои мечты, отобразить фантазии через изобразительную деятельность, формируя тем самым положительное отношение к ней. Изменение позиции педагога, его личностно – ориентирования направленность.
Отход от образца - шаблона, от общего анализа работ (каждая детская работа - индивидуальная, хороша по - своему). Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности. «Игра в сказку» по средствам изобразительной деятельности.
Адресат программы : Программа предназначена для работы с детьми. Возраст обучающихся – 3-7 лет.
Объем и сроки освоения. Программа рассчитана на 1 год, общее количество часов составляет для детей 3-4 лет 36 часов, для возраста 5-7 лет 72 часа.
Форма обучения: очная, групповая.
Особенности организации учебного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Состав группы: от 12 до 20 человек.
Режим занятий. Программа реализуется для возраста 3-4 года 1раз в неделю по 1 академического часу (продолжительность академического часа 20 минут).
Программа реализуется для возраста 5-7 лет 2 раза в неделю по 1 академического часу (продолжительность академического часа 25 минут).
1.2. Цель и задачи
Цель - В процессе рисования с использованием нетрадиционных техник и приемов развивать художественные, интеллектуальные, творческие способности, познавательный интерес, а также положительно эмоциональное восприятие окружающего мира.
Задачи:
Образовательные :
- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемов работы с ними.
- Закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, «чувство» цвета, формы.
- Развивать творческое мышление, воображение, зрительную память.
- Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук.
- Развивать у детей творческую активность, инициативность, креативность.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уверенность в собственных силах и возможностях.
- Формировать умение работать в коллективе.
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4х лет
Ведущая потребность в этом возрасте: потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка, которые необходимо учитывать при проведении занятий кружка. Физиологическая чувствительность: высокая чувствительность к дискомфорту. Ведущая психическая функция: восприятие, дети как «губки» впитывают в себя все новое. Отношения со взрослым: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству, общение – ситуативно-деловое. Наличие конфликтов: со взрослыми – как продолжение «я-сам».
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет
Ведущие потребности: потребность в общении, познавательной активности. Физиологическая чувствительность: уменьшение чувствительности к дискомфорту. Ведущая психическая функция: наглядно-образное мышление. Отношения со взрослым: взрослый – источник информации, общение – внеситуативно-деловое. Эмоции: более ровные, стараются контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания: вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Произвольность познавательных процессов: внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Воображение : репродуктивное; появление элементов творческого воображения. Восприятие: восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Развивается грамматическая сторона речи; обогащается словарный запас. Формируются навыки планирования последовательности действий.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут
создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В
аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Содержание учебного плана для возраста 3-4 года
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с материалами, которыми дети будут работать в течении года.
2. Работа карандашом
Теория. Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
3. Работа кистью красками гуашью.
Теория. самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
4. Работа красками пальчиками, ладошками, техника «тычкование»
Теория. Начинается работа с техники рисования пальцами, ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой, тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью) и т. д
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
5. Работа с бросовым материалом
Теория. Научить располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
6. Нетрадиционные техники рисования
Теория. создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Содержание учебного плана для возраста 5-7 лет
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с материалами, которыми дети будут работать в течении года.
2. Работа карандашом
Теория. Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
3. Работа кистью красками гуашью.
Теория. самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями).
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
4. Работа красками кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии.
Теория. В старшем дошкольном возрасте эти техники дополняют художественный образ, значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно- выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
5. Работа с бросовым материалом
Теория. Научить располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
6. Нетрадиционные техники рисования
Теория. Дети владеют элементарными приёмами нетрадиционного рисования при работе с краской пальчиками, печатками из пробки, тычком жесткой полусухой кистью.
Практика. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности, развивается мелкая моторика рук.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
1.4 Планируемые результаты освоения программы.
К концу года дети 3-4 лет должны уметь: проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
К концу года дети 5-7 лет должны уметь: самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете дополнительного образования. Для занятий используется: Бумага любого формата и цвета,гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, кисти, трафареты, штемпельные подушки из тонкого поролона, восковые мелки, мисочки для гуаши, свеча, жидкое мыло, трубочка (соломинка для напитков, нити (различной толщины, листья разных деревьев, кафельная плитка, зубная щетка и т. д.
Дидактические материалы.
1. Подборка готовых рисунков.
2. Образцы трафаретов, печаток.
3. Иллюстрации к игровым упражнениям.
4. Репродукции натюрмортов, пейзажей.
5. Педагогические эскизы.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Информацинно-методическое обеспечение.
Помещение. Кабинет «Фиолетовый лес».
Учебное оборудование
2.3. Формы аттестации
Для оценки результатов реализации программы проводится :
Наблюдение и итоговая диагностика;
Оценка результатов:
• 3 балла–ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
2.5. Методические материалы
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приёмов рисования, игровой метод, наглядное моделирование.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приё мы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых рисунков на выставках, на занятиях кружках;
- показ образца;
- показ способа рисования и другие.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить творческое воображение, внимание, мышление.
3. Список использованной литературы:
1. Данилова Лена, Михайлова Наталья. Школа рисования. – М. : ЗАО ОЛМА Медиа Групп. 2010. – 176 с.
2. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 80 с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М. : КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА, 2007. – 144 с.
4. Никитина А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб. : КАРО, 2010. – 96 с.
5. РумянцеваЕ. А. Аппликация. Простые поделки. – М: АЙРИС - пресс, 2010. - 144с.