Елена Савчук
Программа дополнительного образования по изобразительному творчеству «Гениальные малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Гениальные малыши
Я, Савчук Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР» с. Яковлевки.
Слайд 1.
Я хочу познакомить вас с программой дополнительного образования Надежды Михайловны Савельевой «Гениальные малыши».
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.
Слайд 2.
Публикация «Программа дополнительного образования по изобразительному творчеству „Гениальные малыши“» размещена в разделах
Василий Александрович Сухомлинский сказал : «Истоки способностей и дарования детей —
на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, вызвала интерес программа «Гениальные малыши» в которой осуществляется возможность применения как традиционных, так и нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми раннего возраста для развития ручной умелости и творческой активности.
Данная программа является первой ступенью и направлена на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, который считается переходным этапом в развитии ребенка — от «доизобразительного» в «изобразительный» период.
Слайд 3.
Актуально ли использование программы?
Рисуя, дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение – все то, что составляет загадку обучения.
Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, конструировать, играть и т. п. Дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях я слышу детский смех, вижу блестящие от восторга глаза ребят, то, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, — я в восторге!
Работа начинается постепенно, как и принято — «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму». Я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность сделать малышам то, что они хотели и умели делать, то есть рисовать. Здесь нет правильного или неправильного способа рисования — есть только детский способ.
Слайд 4.
Главная цель программы — создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически-развитой творческой личности.
Это позволяет :
1. Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности.
2. Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира с их изображениями на рисунке.
3. Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
4. Учить правильно держать карандаш, кисть и оставлять «следы» на бумаге.
5. Знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности (правила) пользования кистью. Показать детям, что красками можно рисовать не только кистью, но и подушечками пальцев и ладошками.
6. Побуждать детей задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызвать чувство радости от штрихов, линий, пятен, которые нарисовали дети сами.
7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Формировать правильную позу при художественно-творческой деятельности детей.
Слайд 5.
Достижение этой цели невозможно без реализации задач, данная программа решает следующие задачи:
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Слайд 6.
В процессе реализации программы использовались различные методические приемы. Предусмотрены как теоретические, так и практические.
Слайд 7.
Методы, необходимые для реализации программы :
1. Для создание эмоционального настроя – в своей работе использую музыкальные произведения, музыка настраивает детей на единый лад: смиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание.)
2. Использование художественного слова. (Художественное слово и изобразительное искусство дополняют друг друга и активизируют художественное восприятие образа).
3. Использование педагогической драматургии. (На занятиях дети часто «путешествуют». Это помогает развивать у детей эмоции и воображение).
4. Использование пластики - направлено на ощущение ребенком свободы, эмоционального самовыражения.
5. Игра. (Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В. А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.
Слайд 8.
Материалы, необходимые для реализации данной программы, которые я использую в своей работе: восковые мелки; фломастеры (толстые, на водной основе); пальчиковые краски; гуашь; кисти №10, 6, 4, 5; бумага цветная; бумага для рисования; цветной картон; банки – непроливайки; салфетки; цветные карандаши.
Слайд 9.
Рисование начинается от более простого: Рисование красками.
Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев.
Слайд 10.
Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Слайд 11.
Рисование на мокрой бумаге – нанесение краски на лист бумаги, предварительно смоченный водой. Получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешивание красок.
Слайд 12.
Рисование кисточкой – нанесение красок на бумагу при помощи кисти.
Рисовать при помощи кисти можно следующими способами.
Слайд 13.
1. Примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской.
Слайд 14.
2. Нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.).
Слайд 15.
К более сложному : Рисование карандашами, восковыми мелками или фломастерами.
Приемы обучения рисованию
«Рисование» в воздухе - изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
Совместное рисование – использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (восковой мелок или фломастер, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и рисовать фигуры.
Слайд 16.
Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать.
Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Слайд 17, 18, 19
Для успешной реализации данной программа тесно взаимодействую с родителями:
Родительские собрания, консультации, мастер-классы, выставки, творческие конкурсы.
Слайд 20.
Планируемые результаты:
К концу освоения программы дети 3-х лет будут знать: - основные эталоны сенсорного развития за счет работы с разными изобразительными материалами; - алгоритм выполнения творческой работы, самостоятельные подходы к процессу деятельности.
Будут уметь: - использовать нетрадиционные техники и приемы в продуктивных видах деятельности за счет развитой мелкой моторики рук; -применять практические навыки в процессе изобразительного творчества за счет мотивации к процессу деятельности.
Слайд 21.
В своей работе использовала следующую литературу.
На этом работа не заканчивается, я перейду работать по программе этого же автора Н. М. Савельевой «В мире красок»
Слайд 22.
Спасибо за внимание!