Екатерина Катаева
Программа дополнительного образования «Фиксики» для детей 7–10 лет
▼ Скачать +Заказ
Программа дополнительного образования
«Фиксики»
для детей 7-10 лет.
Составила: Катаева Е. С.
Пояснительная записка
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания детей, помогали детям при обучении в школе.
Публикация «Программа дополнительного образования „Фиксики“ для детей 7–10 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов «Знаток» позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Важная задача сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.
Конструкторы "Знаток" позволяют получить первые сведения о мире электричества и электроники. Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме.
Разработкой конструкторов занимался знаменитый мастер на все руки, ведущий программы «Очумелые ручки» Андрей Бахметьев. Конструктор проверен временем и десятками тысяч детей и взрослых. С 2002 года он признается в России самым популярным конструктором для детей.
В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Задачи программы :
Обучающие:
• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;
• изучить виды конструкций и соединений деталей;
• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;
• повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».
Развивающие:
• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;
• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику кисти рук, последовательность в выполнении действий;
• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;
• нравственное воспитание.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста Занятия 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 40 минут.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает мир техники.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструктор «Знаток» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование этого конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет младшим школьникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в дополнительном образовании «ЗНАТОКИ» открывает возможности для реализации новых концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Этот конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Отличительной особенностью программы является то, что серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает учеников.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Формы и режимы занятий.
Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых педагогических технологий, использование занимательных материалов.
Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология развивающего обучения и личностно-ориентированный подход способствуют развитию творческой личности.
Здоровьесберегающие технологии
(физкультминутки, смена видов деятельности, игры) способствуют укреплению здоровья воспитанников.
Принципы проведения занятий:
- систематичность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей, отработка полученных навыков на практике)
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.
ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал : просмотр познавательного мультфильма (уроки осторожности тетушки Совы, Фиксики и т. д.); различного плана задания, игры на логику.
Подготовка к занятию (установка на работу)
Повторение пройденного
Введение в новую тему: просмотр мультфильма по теме, познавательные беседы, игры и задания на логику
показ схемы, готового продукта
Повторение правил безопасности.
Практическая часть:
Показ, рассматривание образца, анализ (какие детали нам необходимы для сборки)
Самостоятельная работа детей по схеме с конструктором ЗНАТОК
Рефлексия
Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели мониторинга результативности образовательной деятельностивоспитанника, ориентированной на задачи Программы (Таблица 1).
Ожидаемые результаты:
В результате освоения Программы воспитанники должны уметь:
организовывать рабочее место;
собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности;
соблюдать технику безопасности при выполнении практико- ориентированных заданий;
должны знать:
основные элементы электрических схем и способы их обозначения;
основные приемы выполнения работ при сборке простейших электрических цепей;
технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной Программы «Знаток" открытое занятие.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
конструкторы «Знаток» (по количеству детей); технологические карты, книга с инструкциями.
Особенности реализации.
Общий срок реализации исходной
программы
1 год
Год обучения первый
Возраст воспитанников 7 -9 лет
Количество воспитанников в группе в
текущем году
Не более 8
Количество часов в неделю 40 мин.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Фиксики"" - 1 год.
Таблица 1
Модель мониторинга результативности
образовательной деятельности учащегося
№
Параметры
Критерии
Показатели
Методы
Система
знаний
умений
и
навыков
Знание и владение
сведениями
о
природе
электрического тока
Уровень
усвоения
теоретического
материала,
уровень
личных достижений
Опрос, тесты
Общие
Профессиональ-ные
компетенции
Развитие
технического
мышления
Развитие
мелкой
моторики
Развитие
коммуникативных
качеств
Качество
сборки
схемы, в том числе с
использованием
мелких деталей
Уровень
общительности
и
культура
общения
в
группе
Анализ
готового
изделия, наблюдение
Наблюдение
Социальная
воспитанность
Приобщение
к
научным ценностям
и
достижениям
современной
техники
Положительное
отношение к труду
Формирование
первоначальных
профессиональных
предпочтений
Желание
изучать
достижения
современной техники
Увлеченность
выполнением работы
Желание
получить
первоначальные
сведения
о
профессиональных
предпочтений
Беседа
Анализ
готового
изделия, наблюдение
Наблюдение
Тематический план
№ п/п Тема Количество занятий Дата проведения
1. Знакомство с электронным конструктором «Знаток»
Правила работы с электронным конструктором 1
2. Мир электроники (знакомство с видами деталей). Техника безопасности и правила поведения
Работа со схемой электролампа 1
3. Работа со схемой Электрический вентилятор 1
4. Работа со схемой Летающий пропеллер 1
5. Работа со схемой
Лампа, управляемая магнитом 1
6. Работа со схемой Вентилятор, управляемый магнитом
1
7. Работа со схемой
Лампа, управляемая звуком Модель лампы, управляемая звуком 1
8. Работа со схемой
Лампа с изменяемой яркостью Модель лампы, меняющая яркость 1
9. Работа со схемой
Лампа с выдержкой времени Модель лампы, выдерживающая время 1
10. Работа со схемой
Последовательное соединение лампы и электродвигателя 1
11. Работа со схемой
Вентилятор с переменной скоростью вращения 1
12. Вентилятор, управляемый воздухом Воздухоуправляемый ветилятор 1
13. Вентилятор, управляемый сенсором Сенсороуправляемый вентилятор 1
14. Вентилятор, останавливаемый светом Модель вентилятора, с помощью света останавливается 1
15. Вентилятор с выдержкой времени Модель вентилятора, выдерживающего время 1
16. Летающий пропеллер Модель пропеллера. Учить запускать пропеллер 1
17. Музыкальный дверной звонок Музыкальный дверной звонок с ручным управлением 1
18. Громкий дверной звонок громкий дверной звонок с ручным управлением 1
19. Музыкальный дверной звонок, управляемый магнитом Модель звонка, управляемая магнитом 1
20. Музыкальный дверной звонок, управляемый струей воздуха Модель звонка, управляемая струей воздуха 1
21. Светомузыкальный звонок с ручным управлением Светомузыкальный звонок с ручным управлением 1
22. Сигналы полицейской машины Модель, издающая звуки полицейской машины 1
23. Сигналы полицейской машины, со световым сопровождением Модель, издающая звуки полицейской машины, сопровождаемая светом 1
24. Сигналы полицейской машины (управление сенсором) Модель сигналов полицейской машины, включаемых сенсором 1
25. Сигналы пожарной машины
Модель, издающая звуки пожарной машины
1
26. Сигналы пожарной машины, со световым сопровождением Модель, издающая звуки пожарной машины, сопровождаемая светом 1
27. Сигналы машины скорой помощи Модель, издающая звуки машины скорой помощи 1
28. Сигналы машины скорой помощи, со световым сопровождением Модель, издающая звуки машины скорой помощи, сопровождаемая светом 1
29. Звёздные войны (управление вручную) Модель звуков звёздных войн, управляемых вручную. Получаем звуки различного оружия, и лампа загорается 1
30. Звёздные войны (управление магнитом) Модель звуков звёздных войн, управляемых магнитом. Получаем звуки различного оружия, и лампа загорается 1
31. звёздные войны (управление воздухом) Модель звуков звёздных войн, включаемых струей воздуха 1
32. Звёздные войны (управление сенсором) Модель звуков звёздных войн, включаемых сенсором 1
33. Звуки теплохода Модель, издающая звуки теплохода 1
34. Звуки большого теплохода Модель, издающая звуки большого теплохода 1
35. Звуки колокольчика Модель, издающая звуки колокольчика 1
36. Простая мигающая лампа Модель мигающей лампы 1
37. Музыкальная радиостанция Модель радиостанции, управление вручную (находим радиостанцию) 1
38. Радиоприемник с регулируемой громкостью Модель радиоприемника, с ручным управлением громкости 1
39. Красный и зеленый светодиоды Модель светодиодов (красный, зеленый). Загорание одновременно 1
40. Тихий комариный писк Модель, издающая комариный писк 1
41. Громкий комариный писк Модель громкого комариного писка 1
42. Комариный писк, управляемый сенсором Модель комариного писка, включаемая сенсором 1
43. Комариный писк, управляемый светом Модель комариного писка, включаемая светом 1
44. Звук полицейского свистка Модель, издающая звук полицейского свистка 1
45. Лампа, управляемая воздухом Модель лампы, гасимая струей воздуха 1
46. Звуки пулемета Модель, издающая звук пулемета 1
47. Звуки пулемета со световым сопровождением Модель, издающая звуки пулемета, сопровождаемая светом 1
48. Усиленная звуковая сигнализация Модель усиленной звуковой сигнализации с ручным управлением 1
49. Защитная сигнализация, срабатывающая на движение модель сигнализации, срабатывающей на движение 1
50. Музыкальная Защитная сигнализация, срабатывающая от света модель музыкальной сигнализации, срабатывающей от света 1
51. Простой автоматический уличный фонарь Модель уличного фонаря с ручным управлением 1
52. Детектор лжи Детектор лжи с ручным управлением 1
Список использованной литературы:
1. Т. В. Лусс Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
2. О. В. Дыбина, «Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
3. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ. -М. : Инт, 2008.
4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз», Москва 2012
5. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
6. Интернет ресуры.