Ольга Ваньшина
Программа долгосрочного воспитательного проекта «Добрые ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный воспитательный проект
«Добрые ладошки»
Дети из ладошек
Солнышко сложили,
Чтобы непременно люди все дружили,
Чтобы это солнце для людей сияло,
В каждое оконце в гости забегало!
Федеральный государственный стандарт, принятый в 2013году, направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Публикация «Программа долгосрочного воспитательного проекта „Добрые ладошки“» размещена в разделах
В воспитательном процессе в ДОО основными средствами воспитания являются : игра, познание, элементарный бытовой труд, развитие духовной культуры. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости.
Очень важно объединить усилия семьи и ДОО для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно – деятельностный подход, который предполагает определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим задачам построения российского гражданского общества и инновационной экономики.
Нормативно – правовой и методологической основой долгосрочного воспитательного проекта «Добрые ладошки» на ступени дошкольного образования являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный стандарт
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка
Долгосрочный воспитательный проект «Добрые ладошки» предназначен для детей 3 – 7 лет. Основными идеями, которые легли в основу данного проекта, являются идеи всестороннего развития личности, гуманизации образования, идеи сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства. Научным основанием проекта стали идеи и педагогические системы В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. Л. Люблинской, Ш. А. Амонашвили.
Воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в настоящее время является приоритетным направлением в педагогической деятельности и непосредственно в моей работе с детьми. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которые, как я считаю, необходимо воспитать в каждом ребенке.
Основной принцип программы – это любовь к ребенку, доброта. «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» (В. А. Сухомлинский).
Ведущим методом для реализации данного проекта является личный пример, а также словесные, наглядные, поисковые методы, методы самостоятельной работы и работы под руководством воспитателя. При реализации проекта я использую следующие современные педагогические технологии:
личностно – ориентированная технология;
игровая технология;
информационно – коммуникативные технологии;
технология проектной деятельности;
здоровьесберегающие технологии.
Сроки реализации долгосрочного воспитательного проекта :
сентябрь 2012 – август 2016 года.
Цель проекта :
Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.
Задачи проекта :
Способствовать нравственному развитию детей, приобщать к социокультурным ценностям посредством игровой деятельности.
Формировать гражданско – патриотические чувства воспитанников.
Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья воспитанников.
Способствовать формированию коммуникативных умений.
Развивать творческие способности детей.
Основные направления (ступени)
воспитательного проекта «Добрые ладошки» :
1 ступень – «Мир, в котором мы живем»
(Способствовать нравственному развитию детей, приобщать к социокультурным ценностям посредством игровой деятельности.)
Задачи направления:
• прививать любовь к родному краю, стране;
• формировать бережное отношение к природе, знакомить с правилами поведения в природе;
• знакомить детей с традициями детского сада, семейными традициями, традициями разных народов;
Формы работы: познавательные беседы «Мы живем в России», «Доброе сердце, добрые дела», «Моя история» (составление совместно с родителями рассказов о родственниках, которые участвовали в военных действиях); конкурс творческих работ «Моя Родина – Россия»; экологические акции: операция «Кормушка для пичужки», «Столовая для друга»; акция «Мир без опасности» : мероприятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности; развлечения: «В разных странах побываем…», «Новый год у ворот», «Осень, осень, в гости просим…», «В гости к Солнышку» и др.
2 ступень – «В дружбе наша сила!»
(Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.)
Задачи направления:
• формировать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
• развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям;
• воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Формы работы: беседы с детьми «Добрые слова», «Что такое дружба?», «Как мы можем порадовать близких?»; образовательная деятельность «Сказочный денек», «Остров дружбы», «Поздравляем пап и мам» (изготовление поздравительных открыток); чтение художественной литературы: Е. Благинина «Подарок», А. Кузнецова «Подружки», ненецкая сказка «Айога», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкая сказка «Три сына» и др. произведения; ситуативные игры: «Случай в малине», «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку» и др.
3 ступень – «Здоровые дети – счастливые дети!»
(Создавать условия для поддержания стабильного здоровья воспитанников.)
Задачи направления:
• формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
• формировать представления о своем теле;
• о необходимости сохранения своего здоровья;
• создавать условия для развития культурно – гигиенических навыков;
Формы работы: беседы «Как правильно мыть руки», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!», «Чистота – залог здоровья!», «По утрам зарядку делай»; непосредственно образовательная деятельность «Чтоб кусался зубок», «Здоровым быть здорово», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Виды спорта», «Физкультура на кубиках», «Найди пару»; совместные с родителями мероприятия и развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные старты», «Наши мамы самые, самые», спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей и др. ; подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
4 ступень – «Волшебные краски»
(Развивать творческие способности детей).
Задачи направления:
• развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей;
• приобщение к традициям родного края;
• знакомство с народным творчеством.
Формы работы: беседы «Моя любимая игрушка», «Игрушки наших бабушек», «Кто такой художник – иллюстратор», «Народы России и их костюмы»; развлечения: «Золотая хохлома», «Зимушка – зима», «Подарок для мамы»; акции «Подарим малышам книгу», «Народная игрушка»; участие в конкурсах «Разноцветные матрешки», «Моя любимая игрушка» и др. ; изготовление совместно с родителями для малышей «книжек – малышек», оформление групповой комнаты по временам года и др.
Планируемые результаты реализации долгосрочного воспитательного проекта
«Добрые ладошки» :
Воспитанник
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активный, заинтересованно познающий мир;
• доброжелательный, эмоционально отзывчивый, готовый помочь товарищу;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
• умеющий договариваться с другими участниками проекта, высказывать свое мнение, оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей;
• творческий, умеющий эстетично оформлять свои работы.
План мероприятий
по реализации долгосрочного воспитательного проекта
«Добрые ладошки»
№ Мероприятия Сроки
«Мир, в котором мы живем»
1. Участие в творческих конкурсах разного уровня, создание проектов. В течение года
2. Организация социально – значимых дел, акций:
• Акция «Кормушка для пичужки».
• Акция «Столовая для друга».
• Акция «Спасибо за мир!» (Изготовление поздравительных открыток ветеранам).
• Акция «Красивый детский сад – красивый город». В течение года
3. Познавательные беседы: «Мы живем в России», «Доброе сердце – добрые дела», «Моя история», «Народы, живущие в Самарском крае» и др. В течение года
4. Тематические беседы и развлечения по профилактике безопасного поведения на дорогах, дома, в природе:
• «Огонь – друг, огонь – враг».
• «Поможем Мишутке перейти дорогу».
• «Мы друзья природы» и др. В течение года
(1 раз в месяц)
5. Фотовыставка на тему «Мой город – Октябрьск!»
Конкурс творческих работ «Моя Родина – Россия». Январь
Июнь
6. Месячник военно – патриотического воспитания :
• Чтение и разучивание произведений о Великой отечественной войне.
• «Русские богатыри», «Летят самолеты», «Военная техника» (непосредственно образовательная деятельность).
• Эстафеты: «Переправа», «Разведчики».
• Выставки детских рисунков «Защитники Отечества», «Нам нужен мир».
• Проектная деятельность : «Мой город в истории победы», «Наша Армия родная». Февраль, май
(ежегодно)
«В дружбе наша сила!»
7. Тематические беседы «Что такое дружба», «Как мы можем порадовать близких», «Секрет дружбы» и др. В течение года
8. Чтение художественной литературы: А. Барто, Е. Благинина, русские народные сказки и сказки народов мира и др. В течение года
9. Тематические мероприятия и развлечения:
• Праздник доброты и дружбы «Морское путешествие».
• «Мама, папа, я – дружная семья» (Спортивное развлечение).
• «По следам Колобка».
• Акция «Гирлянда дружбы» (Совместная с родителями деятельность).
• Акция «Радуга настроения».
• Фотовыставка «Наша дружная семья». Июль, октябрь
(ежегодно)
10. Изготовление «Дерева добра», творческая работа «Ладошки дружбы». Июнь
11. Проектная деятельность «Дружба народов». Ноябрь
12. Развлекательное мероприятие «Фестиваль народных игр». Июль
«Здоровые дети – счастливые дети!»
13 Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья детей. Октябрь, март
(ежегодно)
14. Месячник спортивно – оздоровительной работы:
• Тематические беседы «Как правильно мыть руки», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!», «Где прячется здоровье?», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» и др.
• Спортивные праздники совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всей семьей на старт!».
Февраль, июль
(ежегодно)
15. Утренняя гимнастика. Ежедневно
16. Конкурсы рисунков. Апрель
17. Консультации для родителей «Предупреждение плоскостопия», «Чтобы зубки не болели», «Здоровье ребенка в наших руках», «Игры для здоровья вашего ребенка» и др.
«Волшебные краски»
18. Выставки рисунков, декоративно – прикладного творчества «Чудеса природы», «Мир глазами детей», «Красота родного края» и т. д. В течение года
19. Беседы «Игрушки наших бабушек», «В гости к матрешке», «Золотая хохлома», «Кто оформляет книги?» и др. В течение года
20. Развлечения:
• «Осень, осень, в гости просим».
• День матери.
• «Зимушка – зима».
• «В гости к солнышку».
• «Наши мамы самые, самые».
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
21. Акции «Подарим малышам книгу», «Народная игрушка». Январь, май
(ежегодно)
22. Участие в конкурсах «Разноцветные матрешки», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый сказочный герой». Декабрь, март, апрель
23. Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования» Сентябрь
24. Театрализованная деятельность по русским народным сказкам. В течение года
Достоверность представленных материалов заверяю
Краткое описание проекта
Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности.
На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Выпускник детского сада любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Создание в группе условий для сознательного, активного участия детей в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели – основная идея долгосрочного проекта «Добрые ладошки».
Передо мной стоял ряд вопросов:
• Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы с его помощью можно было осуществлять не только всестороннее и гармоничное развитие личности, но создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок, прежде всего, гражданин своего Отечества - человек, который может подставить другу плечо, поступиться чем – то своим ради общего, может творить.
• Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность.
• Как осуществить единство умственного, нравственного и физического воспитания.
• На что следует обратить внимание при определении содержания и форм деятельности.
Поэтому возникла идея создания программы воспитания «Добрые ладошки».
Её особенность - «дойти до каждого» на демократической основе.
Ребенку, чтобы стать зрелым человеком, богатой личностью, требуется пройти большой и сложный путь, решить большие и малые проблемы. Любовь, уважение, дружба – есть чувства, несущие в себе ощущение защищенности, уверенности в будущем, возможности развития, роста, становления личности.
Цель проекта :
Создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.
Задачи проекта :
• Способствовать нравственному развитию детей, приобщать к социокультурным ценностям посредством игровой деятельности.
• Формировать гражданско – патриотические чувства воспитанников.
• Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание к ближнему.
• Создавать условия для поддержания стабильного здоровья воспитанников.
• Способствовать формированию коммуникативных умений.
• Развивать творческие способности детей.
Основные направления (ступени) воспитательного проекта «Добрые ладошки»
• Нравственное развитие детей, приобщение к социокультурным ценностям.
• Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• Развитие творческих способностей.
Об эффективности воспитательной работы свидетельствуют следующие результаты мониторинга. Мониторинг, проводимый в 2013, 2014, 2015 гг., осуществлялся через различные формы:
• Беседы с детьми на тему «Моя малая родина», «Друг познается в беде».
• Анализ детских рисунков «Мир глазами детей», «Моя семья».
• Наблюдение за деятельностью детей в развивающих уголках.
• Анкетирование родителей.
• Диагностика определения уровня сформированности представлений о родном крае, народах, живущих на территории области.