Плешакова Анжелика
Программа детского оздоровительного лагеря «Лазорик»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Лагерь дневного пребывания «Лазорик» - это успешная совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Участники смены имеют возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенному направлению деятельности, продемонстрировать свои способности и талант. Ведущее значение в программе уделяется формированию у детей, подростков гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия, морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях. Укреплению здоровья, закаливанию организма детей. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в пришкольных оздоровительных лагерях.
Публикация «Программа детского оздоровительного лагеря „Лазорик“» размещена в разделах
Во время каникул происходит разрядка накопившейся за четверть напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание программы для организации каникулярного отдыха учащихся. Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
• повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
• проблемой формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма;
• модернизацией старых форм работы и введением новых тесно связанных с воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению;
• необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Вся воспитательная работа по казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
• Человек - воспитание гуманности.
• Семья - первый коллектив ребенка.
• Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
• Знания - поиск истины.
• Культура - воспитание духовности.
• Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Поэтому, система работы в лагере предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, спортивное и трудовое воспитание.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного оздоровительного лагеря.
Концепция программы
История - это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины. У них до сих пор сохранился боевой дух, и они готовы нести службу, жить и работать на земле одной семьей. Казачество невозможно без России, как и Россия без казачества. И сегодня оно вновь становится активным творцом одним из надежных гарантов национальных интересов России.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Мы являемся свидетелями того, как российское казачество возрождается и крепнет. Поэтому изучение истории казачества в лагере представляется достаточно актуальным. Самая доступная форма освоения ребятами культурных традиций казачества - это знакомство с историей казачества, традициями, песнями казаков.
Комплексная программа призвана обеспечить знакомство детей с казачеством.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение двух лагерных смен.
Основной состав лагеря – это учащиеся в возрасте 7–10 лет.
Программа реализуется через основные идеи:
1. Детство – это самоценный период, а не подготовка к будущей жизни.
2. Каждый ребенок – уникальная и неповторимая личность.
3. Здоровый ребенок – жизнерадостный ребенок.
4. Шанс на успех - каждому ребенку.
Цель программы - формирование у детей целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре.
Задачи программы :
• формирование у детей познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
• изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков своей родословной;
• совершенствование физического и психологического здоровья обучающихся на примере традиций казачества;
• воспитание гражданственности, патриотизма;
• способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
• раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.
Формы работы
встречи, беседы с представителями казачества;
просмотр фильмов о казаках, фотографий;
использование мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов;
экскурсии;
участие в культурно-массовых мероприятиях.
Принципы работы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы :
1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания: обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
3. Культуросообразность воспитания: изучение и освоение культуры народа
4. Гуманизация межличностных отношений.
Данная программа способствует формированию у школьников эмоционально–положительного отношения к казачеству, гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции.
Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Содержательные ориентиры деятельности
№
п\п. Основные направления деятельности Формы проведения Результаты
1. Подготовительный период:
- работа с педколлективом;
- работа с обслуживающим персоналом.
Семинары-практикумы; творческие мастерские, педсовет, тренинг.
Собеседование, знакомство с программой лагерной смены, инструктажи. Ознакомление сотрудников лагеря с их обязанностями, утверждение внутреннего распорядка лагеря, системы деятельности, работы лагеря по охране жизни и здоровья детей, знание особенностей и специфики смены.
Выстраивание системы работы педагогического коллектива по реализации поставленных целей и задач.
2. Организационный период:
формирование отрядов;
знакомство с лагерем;
Распределение участников смены по службам;
Кол-ное планирование предстоящей деят-ти;
организация деятельности служб.
Праздник «Здравствуйте каникулы», день ПДД, викторина по ПДД, конкурс рисунков «Дорога и мы», «Эти забавные животные» викторина, игра «Зов джунглей», концерт «Звонче лейся казачья песня», брейн-ринг по истории казачества, конкурс рисунков «Я люблю тебя, мой край Донской», конкурсная программа «Казачьи традиции», конкурсная программа «Казачка лагеря», анкетирование, интервью, беседа, планирование, выбор лидеров. Общее представление о смене, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены, выбор ролей и видов деятельности.
Формирование служб самоорганизации.
Принятие законов коллективной жизнедеятельности.
3. Основной период:
Учебный блок: освоение участниками смены знаний, приобретение умений, навыков Тренинги, беседы, анализ ситуаций, конкурсы, технологические, проектные игры, творческие мастерские.
Обучающая игра «Казачьи посиделки», игра «Атаман (лидер) и его команда». Овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений, навыков выбранного вида деятельности
4. Здоровьетворящий блок: ориентация на здоровьетворение, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, самомассажа, здоровьесберегающих технологий Составление программ личного оздоровления, практикумы по здоровьесберегающим тех-нологиям, тренинги, факультативы, фан – клубы спортивно – оздоровительной направленности, занятия по моделированию, поиску собственного решения выхода из экстремальных ситуаций, Малые олимпийские игры, спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, экскурсии. Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, выявления спортивных лидеров, накопления методического опыта, форм конкурсов и состязаний: открытие секретов здоровья; выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми
5. Организационный блок. Работа служб самоорганизации: аналитической, службы здоровья, информационной, хозяйственной, методической, хорошее настроение, чистоты, оформительской. Разработка анкет, подготовка, проведение, анализ конкурсных мероприятий. Приобретение навыков по становлению и работе служб самоорганизации.
6. Досугово-познавательный блок: реализация исполняющей части программы, работа творческих объединений, презентации, реализация проектов участников смены Интеллектуально – творческие игры: конкурсная игра «Хочу быть атаманом (лидером)», праздник открытия смены, тематический день «Знакомьтесь братцы – это мы!», презентация и реализация детских проектов. Приобретение знаний об организаторской, просветительско – оздоровительной, досугово-познавательной деятельности, выявление лидеров, развитие творческого совершенствования форм досугово-познавательной деятельности.
7. Итоговый период.
Подведение итогов работы всех направлений. Награждение активных участников смены. Технологическая игра «Я и лагерь», итоговые игры: «Ты – организатор», «Знаем, умеем, действуем!», творческий отчет органов самоуправления, операция «Подарок близким и далеким друзьям», анкетирование, праздник закрытия смены, определение результативности программы. Сбор методического материала по итогам смены.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЛАЗОРИК»
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Дата Главная тема дня Отрядные дела Ответственный
1 день
«Здравствуйте, будем знакомы!» - открытие смены Сбор детей
Богатырские потешки. (зарядка)
Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства.
Самоуправление. Выбор атамана, оформление отрядных уголков: название отрядов, речёвка, девиз, эмблема.
Игры на сплочение коллектива «Цепи кованы», «В трех словах»
Проведение инструктажа по ТБ (поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, санитарные и гигиенические требования, поведение в столовой, питьевой режим)
Знакомство с фольклорными казачьими ансамблями
Игра – знакомство «Кто такие казаки?»
Оздоровительное мероприятие «Здоровым будешь, всё добудешь!»
Подготовка к торжественному открытию смены.
Праздник открытия лагерной смены Презентация отрядов.
Инаугурация АТАМАНА.
Беседа «Быт казаков».
Подготовка к конкурсу «Я и моя казачья семья».
«Казачата» конкурс газет
Игры на свежем воздухе. «Чемпион таится в каждом казаке» спортивные соревнования.
Отчет + фото «Как мы прожили этот день»
2 день
«Посвящение в «Юные Дончата», «Дончата».!»
Сбор детей
Минутка здоровья «Польза утренней зарядки»
Урок безопасности «Один дома…»
Инструктаж по ПДД «Дорожная азбука в загадках»
Конкурс казачьей песни «Любо, братцы, любо».
Создание презентаций «Обычаи и традиции казачьей культуры»
Знакомство с казачьими регалиями и символами.
Интеллектуальная игра «События в истории казачества»
Праздник «Посвящение в «Юные Дончата», «Дончата».
Инструктаж о поездке в автобусе.
Экскурсия в лес (поездка на берег реки Дон в ст. Романовскую)
Выпуск газеты «Экскурсия в лес!»
Спортивная эстафета «Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас» под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»
Игры по интересам на свежем воздухе.
Отчет + фото «Как мы прожили этот день»
3 день
«Час весёлых испытаний!»
Сбор детей
Минутка здоровья «Как стать неболейкой?»
Экологический десант: «Все на борьбу с дедушкой Мусором»
Настольные игры: лото, шашки, шахматы, теннис, мозаика.
Конкурс «А ну-ка, казаки!»
Создание книги кулинарных рецептов казачества.
Конкурс песни «Голос. Дети»
Спортивная передача “Весёлый мяч”.
Экспресс – газета «Лазорик»
«Путешествие в страну ПДД» - игра-викторина «В стране ПДД»
Конкурс рисунков и плакатов «Моя фантазия»
Отчет + фото «Как мы прожили этот день»
4 день
«Азбука здоровья»
Акция «Сегодня здоровые дети – завтра здоровое общество» Сбор детей
Минутка здоровья «Нет вредным привычкам»! «Личная гигиена»
Казачьи посиделки Подготовка к закрытию смены: разучивание казачьих танцев
Мастер-класс «Чудеса аппликации.»
Игра «Поле чудес» (фрукты, овощи, ягоды)
«Жизнь без улыбки – это просто ошибка» фотосессия «Мы – в объективе»
Веселые старты «Я и моя казачья семья»
Игра «Правила дорожного движения»
Конкурс рисунков на асфальте «Мои друзья»
Отчет + фото «Как мы прожили этот день»
5 день «Лагерь закрывается – осень продолжается!»
Сбор детей
Минутка здоровья «Да здравствует, физкультура!»
Мисс лагеря – казачка лагеря
Конкурс казачьих пословиц
Казачьи подвижные игры
Игра «Музыкальный стул»
Беседа. Презентация. История праздника «День народного единства»
Практикум «Твои действия при пожаре»
Просмотр видеофильма
Шахматно-шашечный турнир
Творческий конкурс «Основные традиции, обычаи и заповеди казаков»
Конкурс рисунков «Ай да, казаки!»
Поездка в г. Волгодонск. Кинотеатр «Комсомолец»
Отчет + фото «Как мы прожили этот день»