Олеся Безызвестных
Программа детско — родительского клуба «Страна сенсорики» по взаимодействию детского сада с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа Детско - родительского клуба «Страна сенсорики»
по взаимодействию детского сада с семьями
воспитанников групп младшего возраста.
Содержание:
1. Положение о родительском клубе.
2. Пояснительная записка.
3. Актуальность проблемы.
4. Концептуальные основы и прогнозируемый результат.
5. Критерии результативности.
6. Методы и формы работы с родителями.
Публикация «Программа детско — родительского клуба „Страна сенсорики“ по взаимодействию детского сада с семьей» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
7. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.
8. Этапы реализации программы клуба.
9. Тематический план программы родительского клуба.
10. Анкета для родителей
11. Список литературы
Положение о родительском клубе
«Страна сенсорики»
Общие положения
Правовой основой деятельности клуба являются :
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
• устав МДОУ;
• типовое положение «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
• в состав Клуба входят воспитатель, психолог, родители и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения;
• руководство работы клуба осуществляет воспитатель группы.
Цель Клуба :
Оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии детей раннего возраста для формирования предпосылок умственного развития
Задачи Клуба :
• Повышение педагогической культуры родителей
• Активное включение родителей в процесс воспитания детей
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом
• Обучение изготовлению пособий для самостоятельных занятий
• Приобщение родителей к участию в жизни МДОУ путем поиска и внедрения эффективных форм работы
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка
• Расширение воспитательного потенциала семьи
• Установление между педагогами и родителями доверительных отношений.
Организация работы Клуба
• Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
• Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом МДОУ.
• Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
Руководитель клуба :
• составляет план работы Клуба;
• организует деятельность клуба;
• информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.
Права и обязанности участников клуба
Родители - члены Клуба имеют право :
• на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
• получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
• давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
• участвовать в планировании работы Клуба.
ДОУ имеет право:
• на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
• внесение корректировки в план работы клуба «Страна сенсорики» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
ДОУ обязано:
• планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
• предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
• соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Родители - члены Клуба обязаны :
• уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
• соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
• принимать активное участие в заседаниях Клуба.
Пояснительная записка
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Детский сад и семья - два очень важных института в жизни маленького ребенка. От того, как пройдет жизнь в них, зависит, каким он вырастет. Именно здесь закладываются основы воспитания подрастающего поколения.
Педагоги ДОУ обладают большим багажом знаний о правилах воспитания и развития маленького ребенка, о возрастных особенностях каждого периода детства. В детском саду работа ведется по определенному плану, в системе.
Чтобы воспитать гармонически развитую личность, необходимо, чтобы и семья принимала активное участие в воспитании и развитии своего ребенка. Но не каждая семья знает, какие методы и приемы нужны при воспитании ребенка. Вот здесь и нужна родителям помощь от детского сада.
У детей, пришедших в детский сад в младшем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе с детьми раннего возраста является – сенсорное развитие.
Актуальность проблемы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого строится фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Семья – основной место социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию межсемейного детско – родительского клуба «Страна сенсорики». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направленны на повышение педагогической культуры родителей : сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и сенсорного развития детей.
Концептуальные основы и прогнозируемый результат
Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка.
Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательно - образовательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».
Для предупреждения и преодоления трудностей сенсорного развития недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно.
Родительский клуб «Страна сенсорики» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба будет способствовать формированию и развитию семьи как основного места обогащения и накопления сенсорного опыта. В процессе реализации программы будут проведены : анкетирование, информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба.
Клуб «Страна сенсорики» - это ежеквартальные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в квартал. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Прогнозируемый результат
для детей: формирование познавательно – речевой активности, развитие творческих способностей и интеллекта ; ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей, успешное формирование сенсорных эталонов;
для родителей : тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами МДОУ; формирование психолого – педагогической компетентности в вопросах сенсорного развития; умение самостоятельно изготовить и применить пособие по сенсорному, речевому развитию, создать условия для игр по сенсорному развитию.
для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей; установление партнерских отношений МДОУ и семьи; повышение педагогической компетентности и качества работы с детьми, через использование различных видов деятельности.
Риски:
- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;
- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.
Критерии результативности:
- согласованность действий педагога и родителей;
- заинтересованность родителей в работе МДОУ;
- рост посещаемости родителями мероприятий, организуемых и проводимых в детском саду;
- возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- способность рефлексии родителями собственных возможностей.
Методы и формы работы с родителями.
Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба.
Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную.
Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.
Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
Основными формами взаимодействия с семьей являются :
Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
Образование родителей : организация клуба, проведение мастер-классов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации выставок, совместных мероприятий по благоустройству группы и детского сада.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
• заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей сенсорное развитие;
• создавать у родителей мотивацию к обогащению социально опыта детей
• привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
• изучать особенности общения взрослых с детьми в семье;
• показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира;
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• обращать внимание родителей на возможности интеллектуальное развития ребенка в семье и детском саду;
• обогащать и расширять компетенции родителей
• ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра фильмов;
• показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.
• Проводить мастер – классы по изготовлению пособий для сенсорного развития
Образовательная область «Речевое развитие» :
• познакомить родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 2-3 лет;
• проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка;
• познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством речевого развития детей;
• расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка;
• привлекать родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, формировать педагогическую культуру родителей;
• проводить беседы, консультации для родителей по тематике, связанной с речевым развитием ребенка «Особенности развития речи детей младшего возраста»; «Воспитываем любовь к книге»; «Как организовывать праздник в семье»; «Волшебный мир книги»; «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» и т. д.
• проводить мастер – классы по изготовлению пособий для развития речевого аппарата
Образовательная область «Физическое развитие» :
• объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
• проводить индивидуальные беседы, консультации с родителями «О вреде недосыпания»; «Если ребенок часто устраивает истерики» и т. д;
• дать представление родителям о формировании здорового образа жизни, физическом развитии, методов закаливания ребенка;
• расширять представления родителей о формах семейного досуга;
• информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение, рассказать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др, наносящих непоправимый вред здоровью малыша;
• помогать родителям, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
• знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
• организовать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
• привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующих возникновению творческого вдохновения;
• провести беседы, консультации по вопросам эстетического воспитания на которых уделить больше внимания развитию мелкой моторике рук: «Эстетическая атмосфера в детском саду и дома», «Развитие творчества детей»; «Я рисую с мамой»; «Как организовать домашнее задание по рисованию»; «Музыка в жизни ребенка» и т. д. ; привлекать родителей к участию в совместных с детьми конкурсах рисунков и поделок;
Этапы реализации программы клуба.
Подготовительный этап:
- знакомство с темой, изучение методических материалов
- проведение анкетирования родителей;
- выявление проблем, целей
- подбор методического материала по теме
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление плана работы клуба;
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме ;
- подбор информации для родителей по данной теме;
- привлечение специалистов для работы в клубе;
- подбор материалов для создания памяток для родителей
- создание развивающей среды для работы
Оценочный этап:
Об эффективности работы данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба.
Заключительный этап:
Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагога в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.
Тематический план программы родительского клуба
«Страна сенсорики».
Тема мероприятия Цели и задачи Форма организации Сроки проведения и ответственные
Анкетирование родителей «Анкета-знакомство». Получение информации для построения оптимальных условий сотрудничества Опрос - анкета Декабрь- январь
Воспитатель
Определение целей и задач программы Выстроить систему работы Организационная работа Декабрь
Воспитатель
Сбор информации Выявить проблемы волнующие родителей по вопросам воспитания детей Обработка вопросов Декабрь - январь
Воспитатель
Родительское собрание «Страна сенсорики»
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей первой младшей группы, обозначить основные проблемы в сенсорном развитии детей и наметить пути их решения. Презентация, беседа по содержанию презентации. Февраль
Воспитатель
Психолог
Мастер – класс «Сделай сам» Познакомить со способами изготовления пособий из бросовых материалов Консультации, личные беседы с родителями. Апрель
Воспитатель
Итоговое собрание в форме чаепития Подведение итогов работы, определение перспектив Беседа Май
Воспитатель
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! В детском саду планируется организация родительского клуба «Страна сенсорика». В нашем клубе вы сможете узнать много нового и интересного о развитии и воспитании вашего ребенка, поделиться своим опытом, а мы поделимся с вами своими профессиональными умениями. Вас ожидают открытость, доброжелательная и непринужденная атмосфера и интересные формы встреч.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью учета ваших пожеланий и потребностей в работе клуба.
1. Хотели бы вы стать членом родительского клуба?
2. Отметьте направления, которые вызывают у вас интерес:
- сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук
- взаимоотношения родителей и ребенка
- речевое развитие
- здоровье и физическое развитие
- духовно-нравственное развитие
- проблемы поведения ребенка
- игровая деятельность
- творческое развитие
3. Какое время наиболее удобно для встреч в клубе (периодичность 1 раз в квартал) :
- 16: 00-17:00
- 16: 30-17:30
4. Какую помощь вы можете оказать в работе родительского клуба :
- представление опыта в виде презентаций, видео, фото
- организация совместных походов и выездных мероприятий, экскурсий
- мастер-классы
Благодарим за сотрудничество!
Литература:
1. Рудова Е. А., Голованчук Н. Ф. Проект сенсорного развития детей младшей группы «Играя, познаем мир» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6.1. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/128/4243/
2. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое обьединение Сфера – М,2012г
3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М,1988г
4. Развитие восприятия у детей. Башаева Т. В. ,Ярославль, 1997г.
5. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, Высокова Т. В., 1999г.
6. Сенсорная комната в ДОУ, Колосс Г. Г.
7. Интернет рессурсы