Любовь Утенкова
Программа деятельности клуба для родителей «7-Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №31
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«7 - Я»
Родители воспитывают, а дети
воспитываются той семейной жизнью,
какая складывается намеренно или
ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,
что ее впечатления постоянны, обыденны,
что она действует незаметно, укрепляет
или отравляет дух человеческий,
как воздух, которым мы живы.
А. Н. Острогорский
Актуальность и значимость программы в деятельности детского сада :
Темочки:
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, общественную, личную и др. Социальная грамотность — важный феномен сознания.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?
Именно это послужило толчком создания Клуба «7 - Я», на базе нашего детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ.
Работа Клуба в целом является шагом в направлении формирования психологического мышления и психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач.
ЦЕЛЬ - повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
ЗАДАЧИ:
• создать систему психолого - педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;
• повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
• выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
• содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Работа клуба строится на основе следующих
принципов:
• удовлетворение познавательного интереса;
• уважение жизненных позиций;
• обеспечение свободы мнений;
• отказ от критики участников процесса обучения.
Функции:
• коммуникативная - создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
• личностно-ориентированная – направленная на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
• содержательная - направленную на решение проблем;
• инструментальная - позволяющая выработать навыки анализа
реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой
деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа состоит из девяти встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.
На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы клуба :
предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей;
все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой.
Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
Сентябрь:
«Формирование положительных детско – родительских отношений?»
Цель: показать родителям значимость семейного воспитания, познакомиться с психологическими законами общения, узнать психологические особенности дошкольного возраста.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
ТЕСТ «КАКИЕ ВЫ РОДИТЕЛИ»
Организационные моменты:
1. Записать на магнитофон ответы детей.
2. Подготовить анкеты для родителей : «Какие Вы родители?»
3. Подготовить раздаточный материал:
Карточки с ситуациями
Октябрь:
«Эмоциональный мир ребенка»
Цель: Познакомить родителей с эмоциональным миром личности «Кувшин эмоций», дать возможность прожить разные эмоции, познакомить с методами релаксации.
1. Темперамент и эмоции личности
Упр. «Что есть Я?»
2. Что такое агрессивность.
3. Игра «Чайник» - снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат.
4. Игра «Бумажный мячь»
Практическая работа «Способы выплескивания гнева»
Организационные моменты:
1. «Кувшин эмоций» (увеличенный рисунок)
2. Подготовить листы бумаги для игры: «Бумажный мяч»
Ноябрь:
«Приучение к дисциплине без слез»
Цель: Научить родителей адекватным и эффективным методам в общении с дошкольниками, воспитывать в родителях терпеливое и уважительное отношение к ребенку.
2. Игра «Слепой и поводырь»
Организационные моменты:
1. Подготовить памятки для родителей «Приучаем к дисциплине без слез»
Декабрь:
«Игра и игрушка в жизни ребенка»
Цель: Ознакомление родителей с приемами изготовления игрушек из бумаги; развития творчества, самовыражения взрослых и детей; формирование внутрисемейных связей, гармоничных отношений.
Семейная игротека:
1. Игра «Угадай - ка»
Цель: развить крупную и мелкую моторику, воображение.
2. Игра «Спичечный узор»
Цель: развить познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителями и ребенком.
Организационные моменты:
1. Игрушки из бумаги.
2. Презентация буклета «Зарядка рядом с загадкой»
3. Советы «Играем с детьми»- семейная игротека
Январь:
«Учимся слушать друг друга»
Цель: Сплочение группы, создание эмоциональной обстановки; Развитие невербальных средств общения; развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника.
1. Мини-лекция «Приемы активного слушания и средства невербального общения.»
2. Справочник «Мой помощник на каждый день»
3. Игра «Испорченный телефон»
Организационные моменты:
1. Мини-лекция «Приемы активного слушания и средства невербального общения.»
2. Справочник «Мой помощник на каждый день»
Февраль:
«Влияние полоролевых стереотипов родителей на развитие ребенка»
Цель: расширить представление родителей об особенностях полоролевого развития детей.
Вопросы для обсуждения:
• Семья - основной институт формирования полоролевых представлений ребенка;
• Виды детско – родитекльских отношений в семье;
• Влияние полоролевых стереотипов родителей на детей;
Памятка для родителей : цель – познакомить родителей с правилами «полового воспитания»
Организационные моменты:
1. Анкеты для родителей
2. Памятка для родителей.
3. Практические задачи.
Март:
«Особенности периодов возрастных кризисов у детей»
Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей в период возрастных кризисов, формировать навыки общения родителей с детьми, развивать позитивное отношение с детьми.
Организационные моменты:
1. Подбор педагогических ситуаций. (3года, 6-7 лет)
2. Деловая игра.
Апрель:
«Конфликт»
Цель: Познакомить родителей с категориями конфликтов, активизировать их на обсуждение темы, познакомить с путями выхода из конфликтных ситуаций.
1.«Как вы представляете конфликт?»
2. «Категории конфликтного поведения»
3. Обзор рисунков детей «Конфликты в нашей семье»и детских мнений.
Организационные моменты:
1. Шесть шагов разрешения конфликта (раздаточный лист)
2. Подготовительный этап: «Конфликт в нашей семье»рисунки
Май:
«Коррекция детско – родительских отношений»
Цель:Познакомить родителей с профилями родительского отношения к детям, выявить их профиль отношения в семье. Показать стили воспитания в ответ на агрессивные действия ребенка.
1. О семейном воспитании.
2. Профили родительских отношений.
3. Стили воспитания родителей в ответ на агрессивные дейтвия.
4 Коррекционные упражнения: Ребенок жаждет; Стрелы воспитания родителей; Мир общения ребенка:
Организационные моменты:
1. Подготовка таблиц:
-Профили родительских отношений.
- Стили поведения взрослых.
2. Ситуации для обсуждений.
Методическая литература:
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ «Сфера»2007г.
2. Научно-практический журнал Психолог в детском саду 2012 №4
3. Ивлева И. А. Млодик И. Ю. Консультирование родителей
4. Е. Е. Алексеева Проблемы детей дошкольного возраста Из. «Речь»2007
5. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве М. 2008
6. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями – Волгоград, 2010г.
7. Е. В. Коробицина Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет – Из. «учитель»2009г.
8. Н. А. Баранникова О мальчишках и девчонках, а также их родителях, М. 2012г.
Составила педагог – психолог детского сада №31
Л. Н. Утенкова