Елена Минаева
План работы родительского клуба «Университет для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Первое заседание родительского клуба будущих школьников «Университет для родителей»
Тема: «Готовность ребёнка к школе»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности детей к школьному обучению.
Задачи:
• дать представление о психологической подготовленности детей в предшкольный период;
• расширять знания родителей о важнейших задачах обучения и воспитания, образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста;
• формировать умение выделять основные и главные направления подготовки ребёнка к школе;
Публикация «План работы родительского клуба „Университет для родителей“» размещена в разделах
• стимулировать доверительные родительские отношения к педагогам ДОУ.
Предварительная работа:
• анкетирование «Что главное в подготовке ребёнка к школе?»,
• диагностика детей (для знакомства родителей с общей картиной подготовленности,
• диагностика для родителей - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
Содержание заседания:
1 Тренинг (психологическая игра) - «Давайте познакомимся»: взаимное представление участников, создание благоприятной атмосферы для эффективного начала (психолог.
2 Устный журнал – «Психологическая готовность детей к школе» -психологическая, личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая (психолог.
3 Просмотр презентации: «А знаете ли вы родители?»: физическая, социальная, интеллектуальная подготовленность детей к школьному обучению (педагог группы).
4 Обсуждение результатов анкетирования детей и сообщение результатов (психолог, педагог группы).
5 Дискуссия-беседа за круглым столом: «Поменялось ли ваше мнение о том, какие главные направления необходимо учитывать при подготовке вашего ребёнка к школьному обучению? Почему?» (психолог, педагог, родители).
6 Подведение результатов опросника (Дж. Чейпи) Вывод: важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки (психолог, педагог, родители).
7 Советы родителям: памятка-буклет «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу» (социальный педагог).
Второе заседание родительского клуба будущих школьников «Университет для родителей»
Тема: «Физическая подготовленность детей к школе»
Цель: повышение уровня знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и влияния активной двигательной деятельности на уровень развития ребёнка в предшкольный возраст.
Задачи:
• Дать представление о физической подготовленности детей в предшкольный период;
• Расширять знания родителей о необходимости соблюдения здоровье-сберегающих технологий, методов, форм двигательной активности для повышения результативности образовательного процесса в подготовке ребёнка к школе.
• Совершенствовать навыки и умения родителей в правильности выполнения методических комплексов.
Предварительная работа: консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», буклет «Физкультура – это залог здоровья и успеха!».
Содержание заседания:
1 Просмотр презентации: «Что включает в себя физическая готовность к школе» - состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных видов движения (инструктор по физической культуре).
2 Мастер-класс: «Утренняя гимнастика» - методика основных частей утренней гимнастики, последовательность упражнений, дозировка физических упражнений для данной возрастной группы детей (инструктор по физической культуре).
3 Устный журнал: «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» - динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика (педагог, психолог.
4 Игровое упражнение на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика «Братцы» - (педагог, родители.
5 Реклама услуг: офтальмо-тренажеры В. Ф. Базарного - гимнастика для глаз «Слонёнок», «Африка», «Пингвины», необходимость выполнения для снижения утомления, укрепления мышц глаз (родители.
6 Памятка для родителей: «Здоровье ребёнка в ваших руках» - двигательная активность старшего дошкольника (социальный педагог.
Третье заседание родительского клуба будущих школьников «Университет для родителей»
Тема: «Речевая готовность к школе»
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в целом.
Задачи:
• активизировать знания родителей о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; закреплять навык звукового анализа слова;
• воспитывать мотивацию у родителей заниматься с ребенком.
Предварительная работа: анкетирование родителей «Как вы оцениваете уровень подготовки к обучению грамоте детей?»; анализ проведённого анкетирования. Диагностика речевого развития и обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной логопедической группы.
Содержание заседания:
• Лекция: «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе» - звуковая сторона, сформированность фонематических процессов (логопед).
• Просмотр презентации: «Маленькие трудности для больших и маленьких» - умение различать на слух, владение навыками звукового анализа и синтеза, соответствие словарного запаса возрасту, грамматически правильная речь, связная речь, мелкая моторика (логопед, педагог).
• Выполнение заданий родителями на интерактивной доске: - звук и буква, гласность и согласность, мягкость и твёрдость; игры – «Раздайте картинки мышке и мишке», «Собери слово», «Домики» (логопед).
• Обсуждение результатов анкетирования детей и сообщение результатов (логопед).
• Рекомендации с учетом результатов диагностикипо формированию речевой готовности детей к обучению в школе (логопед).
• Памятка для родителей: «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы…».
Четвертое заседание родительского клуба будущих школьников «Университет для родителей»
Тема: «Скоро в школу»
Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Задачи:
• подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
• повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия;
• формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения.
Предварительная работа: консультация «Уровни готовности ребенка к школе в организации подготовки к школьному обучению», анкетирование «Готовы ли родители к школе?», подготовка родителей к выступлению.
Содержание заседания:
• Круглый стол - «Скоро в школу» (учитель начальных классов, педагог, социальный педагог).
• Проигрывание проблемных ситуаций: «Приемы эффективного взаимодействия с будущими школьниками» (педагог, психолог, родители).
• Сообщение результатов анкетирования «Готовы ли родители к школе?».
• Просмотр презентации: «Готовы ли родители к школе?» - к новому педагогу, к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям (педагог группы).
• Обсуждение педагогических ситуаций - оперативная реакция, выбор ориентира, постановка педагогической цели и задачи, реализация способов разрешения сложившейся ситуации, умение предвидеть результат (педагог, родители).
• Презентация семейного опыта: «Мой ребенок скоро пойдет в школу» - выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (родители)
• Советы родителям: буклет «Обязанности родителей будущих первоклассников» (социальный педагог).
Заключение
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников «Университет для родителей», организованный на базе нашей группы.
В работе родительского клуба педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед используют разнообразные формы и методы по осуществлению преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Результативность работы клуба оценивается в течение всего учебного года. Эффективность работы «Университета для родителей» оценена не только родителями, для которых был организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями. Родительский клуб работает для того, чтобы наши дети, родители которых посещают заседания, были успешны в дальнейшем в школе. В этом и заключается формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития.
Родительский клуб «Университет для родителей» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба будущих первоклассников «Университет для родителей» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
В результате создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых, рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
Родительский клуб будущих школьников «Университет для родителей» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.