Александра Терёшкина
Программа «Давайте жить дружно». Тема: «Гумманизация межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Направленность программы.
Программа направлена на привлечение ребёнка к другому, его различным проявлениям: внешности, настроениям, действиям, поступкам, а через это - порождение сочувствия, сопереживания, содействия. Улучшение взаимоотношений между детьми.
Причины создания программы.
Рост агрессивности среди детей.
1.2. Новизна данной программы.
• Безоценочность.
Публикация «Программа „Давайте жить дружно“, Тема: „Гумманизация межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Любая оценка фиксирует внимание ребёнка на собственных положительных или отрицательных качествах. На достоинствах или недостатках другого и в результате он сравнивает себя с другими. Всё это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
• Отсутствие соревновательности.
Игры - соревнования направляют внимание ребёнка на собственные качества и достоинства, порождают «яркую» демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном счёте - разобщённость со сверстниками.
• Отказ от игрушек и предметов.
Часто многие ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребёнок начинает видеть претендента на игрушку, а не интересного партнёра.
• Минимизация речевого взаимодействия.
Часто поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия: «дразнилки», «обзывалки». Если положительные эмоции ребёнок может выразить улыбкой, смехом, жестикуляцией и т. д., то обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций являются словесные выражения: ругательства, жалобы и т. д. Поэтому речевое взаимодействие детей сводится к минимуму, а вместо этого в качестве общения использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т. д.
• Исключение принуждения.
Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизм, замкнутость. Отсутствие принуждения снимают напряженность, страх, что тебя могут обидеть, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущения тепла, безопасности с другими детьми, обращают внимание ребёнка на другого.
1.3 Актуальность.
В последние годы рост агрессивности среди детей все больше волнует родителей и педагогов. А родители часто не знают, как реагировать на агрессию ребёнка или на то, если его обижают и чаще звучит: «Дай сдачу!», что не решает проблемы, а только усугубляет её.
В дошкольных учреждениях наиболее распространёнными методами нравственного воспитания являются объяснение, чтение литературы, приведение положительных примеров, поощрение правильных и осуждение неправильных действий детей.
Эти методы необходимы. Однако правильные моральные суждения далеко не всегда вызывают соответствующее поведение. Так, прекрасно понимая, что помогать и делиться - хорошо, в реальной ситуации ребёнок может действовать исключительно в свою пользу и никогда не уступать другому.
Это происходит потому, что он действует на основе своих чувств, своего опыта. А часто и в воспитании мы концентрируем внимание ребёнка на самом себе. Такая фиксация на себе закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник воспринимается не как равный партнёр, а как конкурент, соперник. Всё это порождает разобщённость.
II. Цель программы.
• Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей
друг на друга.
• Учить точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать
чувства, эмоции, действия, отношения других детей; учиться
сопереживать.
III. Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы.
Задачи программы.
• Обучение способам внутреннего расслабления, сброса
беспокойства, напряжения.
• Учить детей точно выражать и переживать свои чувства, а также
понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей.
• Улучшение взаимоотношений между детьми.
Возраст детей.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю.
Формы работы.
Групповые игровые занятия.
Методы и приёмы.
• Психогимнастика.
• Упражнения на расслабление мышц тела.
• Упражнения на напряжение мышц тела.
• Этюды и игры на отображение отдельных черт характера.
• Этюды на выражение основных эмоций.
• Ритуал прощания.
Прогнозируемые результаты реализации программы.
• Повышение участия застенчивых детей в совместных играх.
• Улучшение взаимоотношений между детьми.
• Уменьшение количества демонстративных реакций.
• Самостоятельность детей при разрешении конфликтов.
• Повышение сплочённости детей в группе.
Формы подведения итогов.
Групповые игровые занятия.
IV. Содержательная часть программы
4.1 Тематический план
№ п/п Тематический план. Количество упражнений.
1
Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. 2 упражнения
2 Упражнения на расслабление по представлению. 2 упражнения
3 Упражнения на расслабление мышц ног. 2 упражнения
4 Упражнения на расслабление мышц ног и корпуса. 2 упражнения
5 Упражнения на расслабление мышц живота. 1 упражнение
6 Упражнение на расслабление мышц шеи. 1 упражнение
7 Упражнения на расслабление. 8 упражнений
8 Упражнения на выплеск гнева. 2 упражнения
9 Игры на расслабление. 2 упражнения
10 Основные упражнения. 10 упражнений.
11 Упражнения на тренировку общих способностей несловесного воздействия. 7 упражнений
12 13 Этюды и игры на воспроизведение особых черт характера.
Этюды на отображение положительных черт характера. 4 этюда.
3 этюда.
14 Этюды на отображение отрицательных черт
характера.
4 этюда.
15 Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения. 3 этюда
16 Приветствие 8 упражнений
17 Ритуал прощания 4 упражнения
4.2. Приветствие.
1. Воспитатель подходит к каждому ребё нку и говорит:
«Положи свои ладони на мои. Я рада тебя видеть». «Передай «сердце» и улыбнись («сердце» сделано из ткани).
2. «Я рада тебя видеть. (Тимур)» и так дети передают друг другу по кругу.
3. «У меня в руках клубок, мы будем передавать его по кругу, приветствуя словами: «Я рада тебя видеть.».
4. Положи свою ладонь на ладонь соседа (по кругу, взялись за руки, подняли руки вверх и сказали: «Доброе утро!».
5. Передай тепло друг другу (обнявшись руками).
6. Ребёнок бросает мяч кому-то из детей, ласково называя его по имени, получивший мяч бросает мяч другому, также ласково называя его.
*** Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения: смотреть в глаза, улыбаться или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия.
4.3 Психогимнастика (расслабление).
Цель:
1. Восстановление сил, концентрация внимания, снятие общего и мышечного напряжения.
2. Обучение способам внутреннего расслабления.
Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук:
«Поза покоя».
«Кулачки».
Упражнения на расслабление по представлению:
«Волшебный сон».
«Поляна волшебных цветов».
Упражнения на расслабление мышц ног.
«Пружинки
«Загораем».
Упражнения на расслабление мышц ног и корпуса,
«Штанга».
«Кораблик».
Упражнения на расслабление мышц живота.
«Шарик».
Упражнение на рассление мышц шеи.
«Любопытная Варвара».
Упражнения на расслабление.
«Насос и мяч».
«Качели».
«Конкурс лентяев».
«Связующая нить».
«Снежинки».
«Котёнок спит».
«Солнце, дождь, ветер».
«Свеча».
Упражнения на выплеск гнева.
Цель: Учить ребёнка адекватным приёмам выплеска агрессии на какой либо предмет, действие.
«Мешочек гнева».
«Кукла «Бобо»».
Игры на расслабление.
«Тряпичная кукла и солдат».
Цель: Помочь детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.
«Путешествие на облаке».
Цель: Помочь привести детей в «рабочее» состояние перед началом занятий.
Все упражнения в приложении №1
4.4 Основная часть.
Цель:
1. Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей
друг на друга.
2. Учить точно выражать и переживать свои чувства, а также
понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей.
3. Учиться сопереживать.
Этап первый.
«Жизнь в лесу».
«Муравьи».
«Волны».
«Ожившие игрушки».
Этап второй.
«Общий круг».
«Переходы».
«Испорченный телефон».
«Выбери партнёра».
«Радио».
«Из семечка - дерево».
Упражнения.
«Поводыри».
«Какой Я?».
«Скучно, скучно так сидеть».
«Мы разные».
«Дождь - радуга»
«Цвет и настроение».
«Дерево дружбы».
Этюды и игры на воспроизведение отдельных черт характера.
«Тон будет справедливо».
«Справедливый папа».
«Чуня просит прощения».
«Два рыболова».
Этюды на отображение положительных черт характера.
«Капитан».
«Честный шофёр».
«Монетка на мороженое».
Этюды на отображение отрицательных черт характера.
(затем должны быть повторены так, чтобы в них была показана модель желательного поведения в точно такой же ситуации).
«Робкий мальчик».
«Эгоист».
«Ябедник».
«Наглец».
Этюды на выражение внимания, сосредоточения и интереса.
«Любопытный».
«Раздумье».
«Собака принюхивается».
4.5 Ритуал прощания.
Цель:
1. Закрепление положительного эффекта занятия.
2. Приведение в равновесие эмоционального состояния детей, улучшение их самочувствия.
3. Способствовать дальнейшему сплочению группы.
Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу и
все говорят «Спасибо!»
Стоя в кругу, все кладут руки на плечи друг друга. Пение «Вместе
весело шагать по просторам.».
Все стоят в кругу. Сначала тихо произносят «Я хороший», затем
громко и очень громко. Затем делают шаг к центру и произносят
«Мы хорошие», сначала шепотом, затем громко и очень громко.
Дети обнимают друг друга и выражают свою признательность за
взаимодействие.
Приложение №1
«Поза покоя».
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Медленно, тихим голосом, с длительными паузами произнести:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - очень лёгкая, простая, Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно - расслабление приятно!
«Кулачки».
Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно - сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох- выдох (повторить 3 раза).
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты
(сжаты пальцы).
Пальчики сильней сжимаем - отпускаем, разжимаем. (Легко приподнять и уронить расслабленную кисть). Знайте, девочки и мальчики: отдыхают наши пальчики.
«Волшебный сон»
Дети находятся в позе покоя. Воспитатель даё т установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание! Наступает «волшебный сон» (стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами).
Реснички опускаются. глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают. ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко. ровно. глубоко.
(Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но уже пора вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
«Поляна волшебных цветов».
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отправимся на поляну волшебных цветов. Вы хотите? Тогда возьмёмся за руки и представим, что мы туда полетели на нежном, пушистом облаке (звучит тихая, спокойная музыка). Держитесь за руки, чтобы не упасть с облака (имитация полёта). Представьте, как дует ветер. И вот мы приземляемся на поляну, где много красивых цветов. А какие вы знаете цветы? Садитесь на поляну, кому как удобно: на корточках, на ковре. Ты бы каким хотел стать цветком? (обратиться к каждому ребёнку). Знаете ребята, а я волшебница и у меня есть волшебная палочка. Я сейчас вас могу превратить в семечко любого цветка. Вы хотите? Тогда закрывайте глаза. Я прикасаюсь к тебе, Настя, и ты превращаешься в маленькое семечко ромашки. (до всех детей). Вот теперь мы стали маленькими семечками цветов.
Этюд «Цветок» (выражение удовольствия и радости).
Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало тепло. Все почувствовали как стало тепло? (Музыкальное сопровождение.) И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться, мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются!
«Пружинки».
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох - выдох! (повторить 3 раза)
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок - отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены и расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.
«Загораем».
Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. Держим. Напрягаем.
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены,
А расслаблены.
Упражнение «Штанга».
Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперёд,
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим.
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
(во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребёнка и проверить, как они напряглись).
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
«Кораблики».
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратите внимание ребёнка на напряжённые и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног мы рекомендуем ещё раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени. Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Наши мышцы не устали и ещё послушней стали. Дышится легко, ровно, глубоко.
«Шарик».
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение не приятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряжённый!
Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко. ровно. глубоко.
«Любопытная Варвара».
Поверните голову влево, постарайтесь сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!
Любопытная Варвара
Смотрит влево.
Смотрит вправо.
А потом опять вперёд-
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена, а расслаблена.
(Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону).
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились.
Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!
А Варвара смотрит вверх! Выше всех, всё дальше вверх! Возвращается обратно
Расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена.
А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твёрдыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!
А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно Расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена.
«Насос и мяч».
Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвёртого надулись щёки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдёргивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
«Качели».
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения: Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесён на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Выдвинуть одну ногу вперёд, перенести на неё тяжесть тела, покачиваться вперёд-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».
«Конкурс лентяев».
Ведущий читает стихотворение В. Викторова
«Конкурс лентяев»
Хоть и жарко, Сладко спит
Хоть и зной, В норе прохладной.
Занят весь Лежебока видит сон,
Народ лесной. Будто делом занят он.
Лишь барсук - На заре и на закате
Лентяй изрядный Всё не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и стараются как можно глубже расслабиться.
Упражнение «Связующая нить».
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток. У того, кто держал клубок в руках, остаётся нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает ведущий. Когда клубок возвращается к ведущему, все закрывают глаза, предварительно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют сначала, что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом, а затем - какими они будут в будущем, как будут выглядеть, чем заниматься.
Упражнение «Снежинки».
Дети представляют, что они - снежинки, которые медленно летают в воздухе, кружатся и каждая в своём темпе опускается на землю. Ребёнок-«снежинка» садится на пол, спина и плечи у него расслаблены, голова наклоняется вперёд, всё тело как бы обмякло. Далее дети чувствуют своё дыхание, как оно становится постепенно тихим и плавным.
Упражнение «Котёнок спит».
Ведущий: «Котёнок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох - выдох. Приятно чувствовать своё дыхание, спокойное и ровное. У котёнка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котёнок и другие котята тоже хорошие. Котёнок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д., котёнок потянулся, выгнул спину и встал».
Упражнение «Солнце, дождь, ветер».
Солнце - руки вверх, улыбаются друг другу. Ветер - размахивают руками.
Дождь - присели.
Упражнение «Свеча».
Вы - свеча, прямая, стройная, красивая. Пришли гости и зажгли её. Свеча становится мягкой (голова опускается, руки расслабляются, она становится всё меньше и меньше, осталась только лужа воска (дети садятся на пол и одну минуту отдыхают).
«Мешочек гнева».
На каждого ребёнка иметь прочные, не надутые резиновые шарики (надувные). Через воронку насыпать в шар рис или песок, примерно 100 грамм на ребёнка и завязать. Сделать мишень, повесить на стенку. Бросать только в мишень или мять в руке, когда раздражены.
Кукла «Бобо».
Чехол продолговатой формы или в форме подушки набить синтепоном или песком. Эту куклу можно бить, пинать, вымещая на ней гнев. Она не обидится, а потом её можно пожалеть.
«Тряпичная кукла и солдат».
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, Чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Покажите детям позу).
А теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите детям и эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд).
Просить детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
«Путешествие на облаке».
Инструкция: Сядьте по удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните.
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно точно. Здесь ты почувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что - то волшебное и чудесное. (30 секунд).
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад в группу. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе.
Приложение №2
Этап первый.
«Жизнь в лесу».
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка, но ведь надо - же нам как- то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык: если мы хотим поздороваться то мы трёмся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходит к каждому ребёнку); Когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой. Готовы? Тогда начинаем. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко. Дальнейший ход игры
ведущий может выбирать произвольно. При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть.
«Муравьи».
Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит : «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравей занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьи закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьи приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребёнка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец.
«Волны».
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит «В море обычно небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
«Ожившие игрушки».
Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать это нужно молча, а то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр.», передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривая его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Этап второй.
«Общий круг».
Воспитатель собирает детей вокруг себя : «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел других ребят и меня, а я могла видеть каждого из вас (дети рассаживаются в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
«Переходы».
Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь
местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого по темнее, а крайним слева, на этом стуле, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Воспитатель помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить и т. д.
«Испорченный телефон».
Дети садятся в кругу. Воспитатель обращается к любому ребёнку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача -передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.
«Выбери партнёра».
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнёра, но так, чтобы другие не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнёром была Маша, я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счёт «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
«Радио».
Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся мальчик ( подробно описывает кого - нибудь из группы: цвет волос, глаза, рост, какие - то характерные детали одежды). Пусть он подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Из семечка - прекрасный цветок».
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на пору, убрать голову и закрыть её руками). Воспитатель - садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети - семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя, улыбается цветам - соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки и голова, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро наступит весна, и оно оживёт. Воспитатель ходит между детьми. Показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его.
Упражнения
«Поводыри».
Дети встают парами. Один с открытыми глазами стоит впереди. Другой -на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины первого, встаёт с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Через 5 минут пары меняются ролями. После выполнения упражнения дети отвечают на вопросы: «Что чувствовал каждый из вас, когда был поводырём? Когда был слепым?».
«Какой Я?»
У каждого ребёнка есть зеркало. Ребёнок, глядя в него, составляет свой портрет. Схема описания:
- какого цвета глаза; какие они (большие, небольшие);
- какого цвета волосы; какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые);
- какой формы лицо: круглое, овальное, с заострённым подбородком.
- какой формы нос.
«Скучно, скучно так сидеть».
Дети стоят у одной стенки комнаты. У противоположной - стулья в количестве на один меньше, чем детей. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться?
И местами поменяться?
После этих слов дети бегут к противоположной стене и занимают свободные стулья. Тот, кому не хватило места - проигравший. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
«Мы разные».
Все, вместе с ведущим, встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Ведущий задаё т ему вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- Кто из нас самый низкий?
- Кто из нас самый полный?
- У кого из нас самые светлые (тёмные) волосы?
- У кого есть бант? И т. д.
Подводя итог, ведущий говорит, что все мы разные, у каждого из нас есть что - то такое, чего нет у других. Каждый из нас уникален и хорош по - своему.
«Дождь - радуга».
Начался дождь (пощелкивание пальцами рук).
Дождь пошёл сильнее (трут ладони, ещё сильнее (удары руками по коленям).
Ливень (стучат ногами о пол). Затем обратный возврат движений : дождь стал затихать (удары по коленям, ещё тише (трут ладони, ещё тише (пощелкивание пальцами). Радуга! Все встают, руки на плечи друг друга.
«Цвет и настроение».
Каждый выбирает цветовую полоску бумаги в соответствии со своим настроением. Придумай движение в соответствии со своим настроением. Для тех, у кого грустное настроение, дети придумывают варианты, как их развеселить.
«Дерево дружбы».
Детям раздаются зеленые листья дерева. Дети сами или с помощью воспитателя пишут имена своих друзей группы, или тех, с кем хотел бы подружиться (или на небольших белых кружках рисуют лица своих ребят из группы, приклеивая их на зелёный лист). Важно, чтобы на листиках были все дети группы. Затем все листья приклеивают на ветви дерева. Это дерево дружбы, оно будет напоминать о том, что дети нашей группы умеют уважать и понимать друг друга.
Этюды.
«Так будет справедливо».
Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг в друга, словно это мячик, диванную подушку. Вдруг щё лкнул замок: это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Вот он подбросил подушку вверх и попал ею в люстру, люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся и встал рядом с братом.
- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? - спросила мама.
- Так будет справедливо, - серьёзно ответил ей старший сын.
- Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
«Справедливый папа».
Мальчик с папой отдыхал за городом. У них был свой огород. В нём на одной из грядок росла клубника. Как-то утром отец отправился в соседнюю деревню на почту, а сына попросил собрать покрасневшую клубнику. Мальчик выполнил поручение отца очень аккуратно: не смял ни одного листочка, не сорвал ни одной зелёной ягоды. Мальчик отнёс ягоды домой и побежал на речку. И вот, пока он купался, к ним в огород полез соседский поросёнок и стал ходить по грядке с клубникой. Соседка увидела поросёнка и увела его домой. Когда папа вечером пришёл домой и увидел истоптанную грядку, то очень рассердился на сына. Мальчик стал говорить, что это не он испортил грядку. Папа рассердился ещё больше, так как подумал, что сын у него ещё и лгун. Отец велел сыну пойти в другую комнату и подумать над своим поведением. В это время пришла соседка и рассказала о поросёнке. Папа пошёл к сыну, сел рядом с ним, обнял и сказал:
- «Я был не прав, что не поверил тебе. Прошу у тебя прощения».
«Монетка на мороженое»
Мама дала девочке 20 копеек на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как монетка выскочила у неё из кармашка. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там и нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежку?»- думает девочка. А монетку нашёл мальчик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «Ты не видел денежку? Мама дала мне 20 копеек, а я их потеряла». «Вот они»,- ответил мальчик девочке и протянул пропажу. «Ты честный»,- сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.
«Робкий ребёнок»
Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им не довольна, а дети вот- вот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, ладони лежат на коленях, голову опустить. Во время этюда звучит музыка Н. Римского- Корсакова «Сидел Ваня».
«Эгоист».
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала и сказала: «Мой сын - эгоист».
«Ябедник».
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он, то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к воспитателю и говорит, что его обидели. Во время этюда звучит музыка С. Слонимского «Ябедник».
«Наглец».
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только - только заснула больная дочка!» - «А мне то что!» - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл ещё громче. Во время этюда звучит музыка п. Чайковского «Мужик играет на гармошке».
«Любопытный».
По улице шел мужчина и нёс в руке спортивную сумку, из которой что - то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит сумке. Мужчина шёл большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо – так и вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил суку на землю, а сам зашёл в телефонную будку. Мальчик присел на карточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошёл домой.
«Чуня просит прощения».
От хвастунишки-поросёнка Чуни ушли его друзья - ёжик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовё т друзей:
Где вы верные друзья?
Чуне помогите!
За бахвальство и за смех
Вы меня простите.
Выразительные движения. Первая- вторая строчки: поворачивать головы в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперёд. Третья- четвё ртая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
«Капитан».
Ребёнок представляет себя капитаном. Напитан стоит на мостике корабля и смотрит вперёд. Вокруг тёмное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведёт свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлён вперёд, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
«Честный шофёр».
В такси (специально поставлены стулья) сел мужчина, у него был
фотоаппарат. Он сказал шофёру, куда ему надо ехать, и он быстро прибыл на
место. Пассажир расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофёр посмотрел на то место, где сидел пассажир, и увидел оставленный на сидении фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошёл к подъезду, в который вошёл владелец, фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живёт рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на втором этаже одну из дверей открыл сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему потерю. Мужчина поблагодарил водителя.
«Раздумье».
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Во время этюда звучит музыка Д. Львова «Раздумье».
Выразительные движения. Ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
«Собака принюхивается».
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряжённой позе, морда у неё вытянулась вперёд, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Список литературы:
1. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском
саду» Издательский дом «Воспитание дошкольника», М. 2004.
2. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми».
3. Куралева В. Ю. «Психологические занятия с дошкольниками» СПб
Речь, 2004.
4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», «Психологические
игры и занятия» М. Генезис,2000.
5. Алябьева В. А. «Психогимнастика в детских садах». Творческий
центр 2003.
6. Клюева «Учим детей общению». Ярославль, академия
развития, 1996.
7. Чистякова М. И. «Психогимнастика» М. Владос,1995.