Невоспитатель
Профориентация детей дошкольного возраста как актуальное направление работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация детей дошкольного возраста, как актуальное направление работы воспитателя
Одной из направлений стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996-р до 2025 г) является ранняя профориентация. Данная стратегия учитывает положения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов, затрагивающих сферы образования.
Публикация «Профориентация детей дошкольного возраста как актуальное направление работы воспитателя» размещена в разделах
Кем стать? Кем работать? С какой профессией связать всю свою жизнь? Когда чаще всего человек осознанно, серьезно, решительно задает себе эти вопросы и отвечает на них? Конечно, в основном, это случается в подростковом возрасте, в старших классах, когда нужно окончательно определиться с выбором учебного заведения и сдаваемых экзаменов.
По данным Росстата почти 60 % россиян работают не по специальности – это огромное число людей. Из этого следует, что крайне важно и необходимо совершенствовать работу по профориентации и начинать ее как можно раньше.
Итак, профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это действия, направленные на помощь в выборе профессии.
В психологии труда существует формула выбора идеальной профессии, которая называется «Хочу, могу, надо». На пересечении этих трех компонентов находятся наиболее подходящие для человека профессии.
Мы, как педагоги, как воспитатели, не можем повлиять на требования рынка труда, но имеем возможность познакомить детей с актуальными, а также с новыми профессиями рынка труда, с их особенностями, можем помочь выявить задатки, способности, таланты ребенка и способствовать их развитию, можем поддержать желания, стремления, интересы ребенка.
Поэтому, главная задача ранней профориентации – это подведение детей к выводу о том, что любой труд является важным, нужным и значимым в жизни человека.
На каждом возрастном этапе дошкольного детства решаются свои профориентационные задачи.
В младшем дошкольном возрасте – это формирование первоначальных представлений о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах, а так же обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Василиса премудрая, три поросенка, царевна-лягушка, Золушка). В этом возрасте дети начинают повторять действия людей разных специальностей: водителя, летчика, повара.
В среднем дошкольном возрасте профориентационные задачи постепенно усложняются и заключаются в формировании представлений о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; формировании первичных представлений о мотивах труда людей. В данном возрасте формируются представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе (Айболит, почтальон Печкин, Никита Кожемяка, Солдат). В этом возрасте появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в расширении и систематизации представлений о труде взрослых, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о современных профессиях, знакомстве с трудом людей творческих профессий, расширении представлений о профессиях, связанных со спецификой местных условий, то есть решение задач национально-регионального компонента. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: в больнице есть зубной врач, педиатр, медсестра; на корабле есть капитан, штурман, матрос, кок и так далее. В сюжетно-ролевых играх дети изображают работу членов семьи, быт, труд людей.
Путь взрослеющего человека к будущей профессии закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации.
Сотрудничество с родителями как активными участниками процесса ранней профориентации заключается в способствовании проявления интереса к экскурсиям проводимых для детей, в педагогическом сопровождении родителей при оказании ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе «вхождения в мир профессии».
В ранней профориентации используются индивидуальные (беседа, консультация, индивидуальная диагностика, групповые (занятие, игра, групповая диагностика, тренинг) и массовые (мероприятия в детском саду) формы работы.
Формы работы по другой классификации делятся на пассивные (беседы, просмотр видеофильмов, консультации для родителей, оформление стендов) и активные (экскурсии, мастер-классы, СРИ).
Методы используются стандартные в сочетании друг с другом.
Реализовать работу по профориентации можно в следующих детских видах деятельности: игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической. Так же это возможно сделать в процессе специально организованных формах работы : педагогических ситуациях, экскурсиях, праздниках и развлечениях, выставках, НОД, ситуативных беседах, дидактических играх, СРИ, чтении художественной литературы,
просмотре мультфильмов про профессии, викторинах, квест-играх, театрализованных игры.
Наиболее действенные формы работы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Мы можем наглядно познакомить не только с распространенными профессиями (повар, врач, библиотекарь, но и с новейшими только внедряющимися с нашу жизнь профессиями : аудитор, риелтор, дистрибьютор, интервьюер, тьютор, корреспондент, маркетолог, веб-копирайтер.
Например, организовав экскурсию в банк, дети узнают, что кроме обобщенного понятия «банкир», там есть и другие должности (финансовый аналитик, финансовый консультант, бухгалтер, аудитор, эксперт по кредитам, операционист, управляющий банком, заместителей управляющего и др.)
Таким образом, мы погружаем детей в мир профессии, знакомим с рабочим местом специалиста, инструментами, наблюдаем за деятельностью; видим форму одежды; проводим интервьюирование и узнаем, чем конкретно занимается человек прямо с его слов.
В работе по данному направлению подходят практически все современные технологии (технология проектной деятельности, педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр, технология интегрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированные технологии, технология ТРИЗ и др.)
Существует множество способов интеграции детской деятельности. Например, в изобразительной деятельности (изображение представителей профессий + рассказы о них, в физкультурных занятиях, комплексах гимнастики (выполнение физических упражнений в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом, в музыкальной деятельности (игры-импровизации, например «Веселые шоферы», «Плыви, плыви, кораблик», в ФЭМП (сосчитать, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество лок у лесника) и т. д.
Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий и увеличит самостоятельную активность детей дошкольного возраста; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
Требуется постоянное обогащение предметно-развивающей среды (создание мастерских, картотек, игр и т. д.).
Для взаимодействия с социальными партнерами нужно выбирать организации, с которыми можно сотрудничать в нашем населенном пункте (библиотека, банк, ГИБДД и т. д.).
Таким образом, тема ранней профориентации является очень актуальной, ведь практически каждый человек рано или поздно определяет
для себя, в какой профессии себя реализовать и важно, чтоб эта профессия максимально ему подходила.