Татьяна Демешко
Профильная программа «Дворик наших дней» для обучающихся в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества «Кировский»
Утверждаю
Директор ДДТ «Кировский»
___Г. Л. Фомина
«__»___2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дворик наших дней»
Возраст участников от 8 до 14 лет
Срок реализации с «13» августа 2024г. по «15» августа 2024г.
Автор программы :
Демешко Татьяна Анатольевна,
методист.
Новосибирск - 2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Публикация «Профильная программа „Дворик наших дней“ для обучающихся в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Целевой блок
1.1 Цель и задачи программы
1.2 Планируемые результаты
2. Основное содержание
2.1 Принципы, формы, методы
2.2 Ключевые события смены
2.3 Система мотивации и поощрения смены
3. Кадровое обеспечение
4. Список использованной литературы
5. Приложение
Информационная карта программы профильной смены
Наименование образовательной организации : Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДДТ «Кировский»
Номинация конкурса: Районная профильная смена
Название программы : Дворик наших дней
Направленность: Социально-гуманитарная
Продолжительность смены (количество календарных дней смены) : 3
Сроки проведения 13.08.2024; 14.082024; 15.08.2024
Цель программы : Создание условий для социальной адаптации и развития познавательных интересов детей посредством их активного вовлечения в творческую, игровую, исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. Создание необходимого интерактивного фонда экспонатов.
2. Адаптирование материалов программ и сценариев экскурсий в Дисперсном парке, в музее «Мастерская предков»;
3. Приобщение к творческим и интеллектуальным видам деятельности, стремлению к познанию истории малой Родины, культуре наших предков;
4. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность экологической направленности.
Ожидаемые результаты: Дети:
-Приобрели опыт коллективного творчества и навыков самоорганизации;
-Повысили уровень духовно-нравственных ценностей, гражданственности;
-Расширили кругозор в ходе проведения исследовательских работ, экскурсий, мастер-классов;
-Приблизились к целостной системе нравственных ценностей и культуре традиций через погружение в атмосферу игры и познавательной деятельности микросоциума;
Педагоги:
- Познакомятся с образовательными общеразвивающими программами,
сценарным экскурсионным материалом, экологическими проектами
Дома творчества «Кировский»;
- Установят доверительные и деловые отношения между учреждениями
общего и дополнительного образования, которые приведут к созданию
единой системы выявления, поддержки, развития способностей и
талантов детей.
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий: 1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
3 этап. Итоговый
Информация об участниках смены:
Количество детей: 40 человек
Возраст детей-участников: 8-14 лет
Количество детей ТЖС: 3-5
Кадровое обеспечение программы :
Количество педагогов-сопровождающих: 6
Ф. И. О., должность: Алферова Елена Львовна, ПДО
Перцева Елена Юрьевна, ПДО
Хребтова Наталья Александровна, ПДО
Клюнк Галина Александровна, ПДО
Величко Надежда Викторовна, ПДО
Демешко Татьяна Анатольевна, методист
Партнеры программы : Волонтёрский отряд «Надежда» ДДТ «Кировский»; МБОУ СОШ №65, №41, Гимназия7 «Сибирская», Затулинский Дисперсный парк.
Автор программы
(Ф. И. О., должность) : Демешко Татьяна Анатольевна
Материально-техническая база: Территория Дисперснго парка:
- танцевальная площадка;
- спортивная площадка;
- игровая площадка;
- зелёные зоны и зоны отдыха;
- туалеты.
ДДТ «Кировский» :
- игровой зал;
-танцевальный зал с выходом в Интернет;
- спортивный зал;
- музей «Мастерская предков»;
- кабинеты, мастерские;
- рекреация с ТВ;
- переносная интерактивная доска «Go Smart»;
- компьютер;
- комнаты гигиены (туалеты, раздевалки).
Пояснительная записка
Август – последний месяц уходящего лета, период окончания каникул. Взрослые на работе, и не всегда могут предоставить своему ребёнку полноценный организованный отдых. Участие детей в летней профильной школе позволяет решить проблему занятости свободного времени, расширить сферу межличностного взаимодействия, способствовать приобретению разнообразного социального опыта.
В основе программы лежит феномен советского дворика. Двор представлял собой отделённое от внешнего мира довольно обширное пространство, в котором хватало место для скверика, детской и спортивной площадки, сушки для белья и прочих атрибутов коллективной жизни. Двор служил центром жизни всей детворы игр и забав, правил и понятий. Всегда кипела жизнь. Прошло время и дворики приобрели другой оттенок жизни.
Программа «Дворик наших дней» предполагает привлечение детей и подростков к познавательной творческой деятельности в краеведческом музее «Мастерская предков» и Затулинском Дисперсном парке. Музей является структурным подразделением МБУ ДО Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска. Дисперсный парк расположен рядом с ДДТ «Кировский» (3 минуты ходьбы).
Деятельностный подход в программе, обеспечивает включение детей в разнообразные виды и формы взаимодействия по освоению окружающего мира, мира прошлого и истории своей малой Родины. Почти все задания программы рассчитаны на совместную работу, на сплочение коллектива. Данная программа предполагает не только получение знаний, но и формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего района, города.
Программа разработана на основании законодательных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2020 г.);
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Деятельность программы планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 .05 .2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
6. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
7. Методические рекомендации по составлению программ педагогической деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
8. Устав МБУДО «ДДТ» Кировский»
9. Программа воспитательной работы МБУДО ДДТ «Кировский» на 2022-2024 г. г.
Участники программы - обучающиеся ДДТ «Кировский», учащиеся общеобразовательных учреждений Кировского района в возрасте 8-14 лет. Количество участников программы : 40 детей. Набор на программу производится посредством сайта Навигатора дополнительного образования детей. Продолжительность программы – 3 дня.
Направленность программы «Дворик наших дней» социально-гуманитарная и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, развития и воспитания в условиях лагеря дневного прибывания.
1.1 Цель и задачи программы
1 Цель программы : создание условий для социальной адаптации и развития познавательных интересов детей посредством их активного вовлечения в творческую, игровую, исследовательскую деятельность с учетом их собственных интересов и возможностей.
Организационно-методические задачи:
1. Создание необходимого интерактивного фонда экспонатов.
2. Адаптирование тематических программ и сценариев экскурсий на территории Дисперсного парка, в музее «Мастерская предков»;
3. Приобщение к творческим и интеллектуальным видам деятельности, стремлению к познанию истории малой Родины, культуре наших предков;
4. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность экологической направленности.
1.2. Планируемые результаты
Программа будет считаться реализованной, если по окончанию смены:
Дети:
Приобретут опыт коллективного творчества и навыков самоорганизации;
Повысят уровень духовно-нравственных ценностей, гражданственности;
Расширят кругозор в ходе проведения исследовательских работ, экскурсий, мастер-классов, пополнят жизнь интересными культурными событиями;
Приблизятся к целостной системе нравственных ценностей и культуре традиций через погружение в атмосферу игры и познавательной деятельности микросоциума;
Педагоги:
Познакомятся с образовательными общеразвивающими программами, сценарным экскурсионным материалом, экологическими проектами Дома творчества «Кировский»;
Установят доверительные и деловые отношения между учреждениями общего и дополнительного образования, которые приведут к созданию единой системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов детей.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Принципы, формы, методы и технологии деятельности
Принцип деятельности – указание на саму действительность человеческого бытия как на исходный момент любого исследования человека и общества.
Принцип активности – участие каждого члена группы (коллектива) в совместной деятельности.
Принцип научности – раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития наук.
Принцип системности - требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов.
Принцип доступности - соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
Принцип коллективности - социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации.
Принцип открытости - создание условий для реализации непрерывности в образовании, воспитании — социализации.
Принцип личностного подхода – учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Принцип поощрения – создание ситуации успеха.
Направления, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
- спортивно-оздоровительное «Территория здоровья»;
- духовно-нравственное «Учимся у прошлого» :
- творческое направление «Город мастеров»;
- эколого-исследовательское «Горизонты открытий».
«Территория здоровья»
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в городских условиях. Подвижные игры на спортивной площадке, пешие прогулки, принятия солнечных ванн на территории Дисперсного парка.
«Учимся у прошлого»
Краеведческая работа в музее «Мастерская предков». Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Мероприятия в формате экскурсий: «Затулинсий Дисперсный парк», музей «Мастерская предков», контактный зоопарк на территории Дисперсного парка.
«Город мастеров»
Создание условий для творческой самореализации детей, раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Мероприятия проходят в форме творческих мастерских «Бабушкин комод», «Старинные народные промыслы»
«Горизонты открытий»
Исследовательская деятельность в области экологии. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
Краткосрочный лагерь с дневным пребыванием «Дворик наших дней» - это реальная программа для обычных ребят с нашего двора, где каждый может найти себе дело по душе.
Программа реализуется через использование индивидуальных, коллективных и групповых форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов (экскурсии, беседы, конкурсы, мастер-классы) и интерактивных методов (ролевые игры, мини-исследования)
2.2 Ключевые события смены
1. Мастерская «Бабушкин комод» - мастер-классы, направлены на просвещение природоохранной деятельности и ресурсосбережения; продвижение экологической тематики, поощрение научно-исследовательской и проектной активности детей в области решения актуальных экологических задач.
2. Фольклорная игра «Четыре стены» –подвижная игра на ловкость и находчивость, быстроту и координацию с элементами славянских национальных традиций.
3. Экологическая тропа «Найди меня!» - познавательное путешествие по изучению древесно-кустарниковой флоры дендропарка с помощью карточек-подсказок. Тропа проложена по территории Затулинского Дисперсного парка.
5. Экспериментальная лаборатория «По следам невиданных зверей» - экскурсия в музей «Мастерская предков», изучение подъёмного материала с раскопок археологического клуба «Потомки».
6. Подвижные игры «Славянские игры» - состязания на быстроту, логику, взаимовыручку на площадке Затулинского Дисперсного парка.
7. Экспериментальная лаборатория «Чистый воздух» - определение запылённости воздуха на листовых пластинках древесных растений Затулинского Дисперсного парка. При дождливой погоде объектом исследования могут быть растения в кабинетах Дома творчества «Кировский».
8. Мастерская «Старинные народные промыслы» - изучение русских народных художественных промыслов, обладающих значительными эстетическими ценностями и отражающие духовную сторону народной культуры. Сотрудничество ребят на мастер-классах с опытными педагогами декоративно-прикладного творчества даёт возможность прикоснуться к русским традициям, зародившимся ещё много веков назад.
9. Квартирник «В парке» - концерт, проводится в Дисперсном парке, в зоне «лобного места» в непринуждённой обстановке. Ребята исполняют дворовые песни под гитару вместе с волонтёрами отряда «Надежда».
10. Творческая мастерская «Современный музей». Ребята создают свой музей, используя подручные материалы (карандаши, шишки, желуди, ветки деревьев, листья деревьев) обыгрывают их, придумывают сценарий и проводят экскурсию.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный (апрель – май) :
• проведение совещания при директоре и заместителе директора по учебно-методической работе по подготовке к профильной смене;
• разработка программы «Дворик наших дней» с дневным пребыванием детей;
• подготовка методических материалов;
• отбор кадров для работы в лагере дневного прибывания;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря;
• информированность на сайте Навигатора дополнительного образования детей, рассылка средним общеобразовательным школам.
II этап. Организационный (август)
• формирование отрядов;
• ознакомление педагогов с программой «Дворик наших дней», с режимом работы лагеря, правилами прибывания.
III этап. Основной (13.08.2024 г. – 15.08.2024 г.) :
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей в различные виды деятельности;
• работа творческих мастерских.
IV этап. Итоговый:
• закрытие смены;
• подведение итогов смены;
• сбор отчётного материала;
• анкетирование детей и педагогов;
• анализ предложений (детей, педагогов, родителей) по деятельности профильной смены;
• выпуск фотодневника.
2.3 Система мотивации и поощрения смены
Каждый день участники, зарабатывает за активность и творчество рейтинговые бонусы:
- 3 балла, задание выполнено успешно;
- 2 балла, задание выполнено с недочетами;
-1 балл, задание выполнено частично.
На церемонии закрытия смены все участники получают грамоты за успешное прохождение программы, памятные дипломы «Герои нашего двора».
3. Кадровое обеспечение
Начальник лагеря – 1
Волонтёры – 8
Педагоги дополнительного образования - 5
Начальник лагеря.
– Обеспечивает общее руководство деятельностью смены, издаёт приказы и распоряжения, руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
- Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, сотрудников лагеря: осуществляет подготовку помещений к открытию лагеря, проводит инструктажи с персоналом, создаёт безопасные условия для проведения образовательной, воспитательной и оздоровительной работы.
- Несёт ответственность за соблюдение санитарно - гигиенических норм, правил техники безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.
- Проходит профилактический медицинский осмотр, посещает обучающие занятия и семинары для начальников лагерей.
Волонтёры (обучающиеся студии «Надежда» ДДТ «Кировский», прошедшие собеседование в рамках проекта «Школа вожатского мастерства»).
- Совместно с педагогом организуют работу в своем отряде.
Педагог дополнительного образования.
– Участвует в подготовке общественных мероприятий, проводит мастер – классы, занятия с детьми согласно плану.
- Обеспечивает качество предоставляемой досуговой деятельности, отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий, несет ответственность за соблюдение распорядка дня, санитарно–гигиенических норм.
- Анализируют деятельность отряда.
- Своевременно проходит профилактический медицинский осмотр.
4. Списк использованной литературы
1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. -Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-304 с.
2. Иванченко В. Н. Инновации в образовании : общее и дополнительное образование детей : учебно-методическое пособие/ В. Н. Иванченко - Ростов н/ Д: Феникс, 2011.-341 с. -(Сердце отдаю детям)
3. Играем круглый год. Сборник игр. - Киев. : Изд-во «Видавництво», 2012.- 128 с.
4. Коноваленко С. В. До школы 3 месяца? Альбом заданий иупражнений. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 64с.
5. Сценарии интеллектуальных игр – Новосибирск: Изд-во «Эгида», 2009.-124 с. Выпуск1.
6. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. -М. : ТЦ Сфера, 2002.- 128 с.
7. Харари Ю. Н. 21 урок для ХХI века/ Юваль Ной Харари; (пер. с англ. Ю. Гольдберга). - М. : Синдбад,2019.-416с.
Приложение 1
План – сетка мероприятий Программы «Дворик наших дней»
Дни Мероприятия
День 1 «Навстречу неизвестному»
13 августа 2024 10.00 – Знакомство! Экскурсия в Дисперсном парке
10.30 – Славянские подвижные игры в Дисперсном парке.
11.00 –Мастер-класс «Народные промыслы) (мастерские в ДДТ)
11.30 - «По следам невиданных зверей» Экскурсия в музей «Мастерская предков» (ДДТ)
День 2 «Интересное рядом»
14 августа 2024 10.00 – «Бабушкин комод» (мастерские в ДДТ)
10.30 – Экологическая тропа «Найди меня!» (территория Дисперсного парка)
11.00 – Экспериментальная лаборатория «Чистый воздух» (территория Дисперсного парка)
11.30 – Игра «Четыре стены» (территория Дисперсного парка)
День 3 «Вот и всё!»
15 августа 2024 10.00 – «Современный музей» (территория Дисперсного парка, мастерские ДДТ)
10.30 – Презентации современных музеев. (игровой зал ДДТ)
11.00 - Игра на гитаре «В парке» (территория Дисперсного парка)
11.30 – Подведение итогов. Вручение дипломов, анкетирование (стратегия цветограммы, рисунки)
Если на улице неблагоприятные условия, все мероприятия могут быть перенесены в мастерские, залы ДДТ «Кировский»