Светлана Владимировна Масагутова
Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Оценка риска жестокого обращения в семье.
09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал, что они с женой находятся в состоянии развода, сам он работает вахтовым методом, их совместную дочь- Ж (5,5 лет) видит только когда приезжает с заезда. В последний раз, когда он взял дочь к себе - в августе 2016 г., он увидел у нее на теле синяки. Василий пояснил, что Ж ему рассказала о том, что ее побил сожитель мамы, с которым она ее неоднократно оставляла, когда уходила по своим делам. Василий показал видео, на котором девочка показывает синяки (незначительные – на лбу и спине) и отвечает на вопросы отца о том, что сожитель мамы наносил ей удары рукой. По его словам, мама девочки – часто злоупотребляет спиртными напитками.
Публикация «Методы выявления жестокого обращения с ребенком, Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье» размещена в разделах
Оценка риска ЖО : Высокий уровень- вероятность причинения серьезного вреда является значительной, требует проверки и вмешательства государственных органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка. Ребенку 5,5 лет-фактор риска – высокий по возрастным показателям; мать, по словам отца, игнорирует ребенка. Василий пояснил, мама Ж отрицает данный факт и не понимает, что оставляя свою дочь с чужими мужчинами, ей может грозить опасность жестокого отношения и насилия. С его слов, поведение матери – создает прямую угрозу жизни и здоровью ребенка.
Тип семьи- кризисная. Границы в семье отсутствуют, появилось новое окружение (сожитель мамы, появилась коалиция – со слов Василия, теща на его стороне – против дочери. Ресурсов в семье практически нет.
План безопасности для ребенка :
1. Отцу ребенка было рекомендовано обратиться в органы опеки и попечительства, написать заявление об определении бытовых условий и непосредственного окружения ребенка.
2. Психологу детского сада, который посещает девочка – установить график посещаемости детского сада, провести наблюдение за поведением ребенка, выяснить - кто приводит и забирает.
В результате было установлено, что девочка достаточно замкнутая, тихая, воспитателям хлопот не доставляет- послушная. В последнее время приводит и забирает из детского сада – мама. Так же выяснилось, что в один из последних дней - когда забирал девочку папа, воспитатели заметили у него запах алкоголя.
3. Психологу в детском саду – провести с девочкой, в присутствии, обоих родителей или в присутствии одного (с их согласия) диагностику на определение эмоционального состояния ребенка и степени привязанности девочки к ближайшему окружению.
4. Психологу ОПС – провести мероприятия по основным 6 направлениям работы с семьей с точки зрения семейного системного подхода.
В настоящее время органами опеки и попечительства ведется работа по установления данного факта, условиям проживания ребенка и установлению ее места жительства.
План реабилитации семьи
Индивидуальный план сопровождения. Мероприятия по преодолению выявленных нарушений
1. Работа с отцом Василием:
1)Психоконсультирование, как сбор информации о его видении ситуации в семье. Составление генограммы.
2)Психоконсультирование на отработку негативных чувств к бывшей супруге (обида, злость). Поиск методов совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
3) Психоконсультирование по ответам на вопросы: «Что важно в данной ситуации? Что делать?»
4)Совместная встреча с бывшей супругой по вопросам установления порядка общения с дочерью. Техника «Циркулярное интервью»
5)Совместная встреча с бывшей супругой и дочерью. Техника «Циркулярное интервью», «Рефлексивные вопросы» (2). Работа с сопротивлением, формирование мотивации.
2. Работа с бывшей супругой Василия– матерью Ж:
1)Психоконсультирование, как сбор информации о ее видении ситуации в семье. Составление генограммы.
2)Психоконсультирование на отработку негативных чувств к бывшему мужу (обида, злость). Поиск методов совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
3) Психоконсультирование по ответам на вопросы: «Что важно в данной ситуации? Что делать?»
4)Совместная встреча с бывшим мужем по вопросам установления порядка общения с дочерью. Техника «Циркулярное интервью»
5)Совместная встреча с бывших супругов и дочери. Техника «Циркулярное интервью», «Рефлексивные вопросы» (2). Работа с сопротивлением, формирование мотивации.
3. Работа со старшим поколением семьи. Встреча с тещей - составление устного договора о поведении ее, в случае вмешательства в отношения зятя и дочери. Работа с сопротивлением, формирование мотивации.
4. Психотерапия с ребенком.
Занятия по нормализации эмоционального состояния ребенка :
1)Диагностика эмоционально-волевой сферы
2)Занятия по песочной терапии (5-10)
3)Мандалотерапия (Рисование, выкладывание из риса- 3-5 занятий)
5. Работа с новым окружением семьи
6. Работа с семьей, как с системой. Формирование правил, традиций, ритуалов – 1)составление письменного или устного договора супругов о воспитании дочери, времени общения и месте проживания, 2)совместные встречи всей семь в кабинете психолога по технике работы с сопротивлением.