Нартикоева Марина Руслановна
Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений. Семинар-тренинг для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания личности»
В последние десятилетия проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под "эмоциональным выгоранием" мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и приводящий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов педагога, возникший в результате внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Энтузиазм людей к работе заметно снижается, растет негативизм и усталость.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Синдром выгорания - это длительная стрессовая реакция, возникающая в силу специфики профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания влияют многие факторы. К ним относятся особенности профессиональной педагогической деятельности, характеризующиеся высокой эмоциональной нагрузкой и наличием большого количества эмоциональных факторов, которые влияют на работу воспитателя и могут вызвать сильное напряжение и стресс. Потребность в сопереживании, сопереживании, моральной и нравственной ответственности за жизнь и здоровье детей, вверенных воспитателю, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, но не стоит забывать, что во многом здоровье дошкольников определяется воспитателем, его здоровьем – не только физическим, но и психическим, психологическим. Требования общества к качеству образования, а следовательно, и к личности учителя и его роли в образовательном процессе, возрастают. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе повышение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и предполагает необходимость постоянно контролировать собственные слова и действия. В связи с этим такая работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия учителя еще сложнее, так как он взаимодействует с детьми и родителями в процессе работы.
Большая часть его рабочего времени проходит в эмоционально напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельностью, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на учителя: появляются нервозность, раздражительность, усталость, различного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает учителей принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешняя сдержанность, а еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к спокойствию, а, наоборот, усиливает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим здоровьем.
Причины возникновения СЭВ у педагогов :
* отсутствие четкой связи между процессом обучения и полученным результатом;
* несоответствие результатов затраченным силам;
* ограниченное время для достижения поставленных целей
* неспособность регулировать свои собственные эмоциональные состояния;
• тяжелые грузы;
* ответственность перед начальством, родителями;
* отсутствие коммуникативных навыков и умения выходить из сложных ситуаций общения с детьми и их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
* начало педагогической деятельности после каникул, курсов (функция- адаптация);
* проведение открытых мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено должного удовлетворения;
* конец учебного года.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания путем консолидации педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и снятия психоэмоционального напряжения.
Задачи:
* Активизация процесса самопознания взаимного признания среди учителей;
* Создание условий для сплочения группы;
* Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
* Овладение способами снятия эмоционального стресса и способами его предотвращения;
* Поощряйте участников анализировать свою личную и профессиональную деятельность. ;
* Сформировать навыки объективной оценки реальных и желаемых отношений в семье и на работе;
* Снятие эмоционального стресса;
* Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению коллектива.
План обучения:
1. Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания
Притча о каменотесах
2. Упражнение "Мышечная энергия"
3. Упражнение "Лимон"
4. Упражнение "Распределяйте по порядку"
5. Упражнение "Мусорное ведро"
6. Рекомендации
7. Упражнение "Источник" 8. Размышление.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, магнитофон, звуковая дорожка со звуками водопада, печатные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист формата А3, срезанные цветы.
Участники: преподавательский состав ДОУ.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Ход обучения
Профессия учителя - одна из тех, где синдром выгорания встречается довольно часто. Создавая условия эмоционального комфорта для детей, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально "выгораем" на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые "тлеют" и постепенно со временем превращаются в "пламя".
Эмоциональное выгорание - это синдром, который развивается под влиянием хронического стресса и постоянного стресса и приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без "разрядки" или "освобождения" от них. Это защитная реакция организма на стресс, которая возникает, если нет возможности избавиться от негативных эмоций.
Виктор Васильевич Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания :
1. Напряжение - характеризуется чувством эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Это проявляется в следующих симптомах:
* переживание травмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как травмирующие);
* неудовлетворенность собой (неудовлетворенность собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
* "загнанный в тупик" – ощущение безнадежности ситуации, желание сменить работу или даже профессиональную деятельность;
* тревога и депрессия – развитие тревоги в профессиональной деятельности, повышенная нервозность, депрессивные настроения.
2. "Резистенция" характеризуется чрезмерным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновение защитных реакций, делающих человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На этом фоне любая эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность и общение вызывает
переутомление. Это проявляется в следующих симптомах
• * Неадекватная избирательная эмоциональная реакция – неконтролируемое влияние настроения на профессиональные отношения;
* Эмоциональная и моральная дезориентация - развитие безразличия в профессиональных отношениях;
* Расширение сферы сохранения эмоций – эмоциональная изоляция, отчуждение, желание прекратить любое общение;
* Сокращение профессиональных обязанностей – сокращение профессиональной деятельности, желание тратить как можно меньше времени на выполнение профессиональных обязанностей.
3. "Истощение" характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем им приходится общаться, развитием психосоматических расстройств. Это проявляется в следующих симптомах:
* Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной нечувствительности на фоне переутомления, минимизации эмоционального вклада в работу, автоматизма и опустошенности человека при выполнении профессиональных обязанностей;
* Эмоциональное отчуждение - создание защитного барьера в профессиональном общении;
* Личное отчуждение – обезличивание) - нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем вам приходится общаться;
* Психосоматические расстройства – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических расстройств, как нарушения сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может быть отмечено каждым из нас. Но для того, чтобы они не развивались и в результате не приводили к эмоциональному истощению, необходимо знать и соблюдать условия поддержания своего эмоционального здоровья. Мы также поговорим о них сегодня.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, он внутренне напряжен: давление зашкаливает, пульс учащается, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но. нет никакого действия. И "необработанные" эмоции отпечатываются в теле – так человек ходит, жалуясь "на сердце", на "гипертонию", а в мышцах, как след непрореагировавших эмоций, образуются области "замороженного" напряжения или повышенного мышечного тонуса. Есть мышечные зажимы. И это может привести к: усталости, плохому настроению, раздражительности или апатии, нарушениям сна и сексуальной потенции, психосоматическим заболеваниям (гипертония, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания:экзема, нейродермит, псориаз, колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Мышечная энергия» и «Лимон».
Упражнение "Мышечная энергия"
Цель: развитие навыков управления мышцами.
Согните и напрягите указательный палец правой руки изо всех сил. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А что еще? В руке. И что будет дальше? Она доходит до локтя, плеча, шеи. И по какой-то причине левая рука напрягается. Проверьте это!
Постарайтесь снять чрезмерное напряжение. Держите палец напряженным, но отпустите шею. Отпустите плечо, затем локоть. Необходимо, чтобы рука двигалась свободно. И палец напряжен, как и раньше! Снимите избыточное напряжение с большого пальца. От безымянного. И указательный палец все еще напряжен! Сбросьте напряжение.
Упражнение "Лимон"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: свободно положите руки на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лимон. Начните медленно сжимать его, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабиться. Помни о своих чувствах. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Снова расслабьтесь и вспомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно обеими руками. Расслабиться. Наслаждайтесь состоянием покоя.
Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
• дети
• работа
• муж
• Я
• друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: (слайд 4)
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Одним из распространенных стереотипов повседневной психогигиены является представление о том, что лучшим способом расслабиться и восстановиться являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Их количество обычно ограничено, потому что у большинства людей не более 1-2 увлечений. Многие из этих видов деятельности требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако есть много других возможностей отдохнуть и восстановить силы.
Рекомендации
1. Научитесь как можно скорее сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в рабочей среде детского сада:
* резко встаньте и идите;
* быстро и резко напишите или нарисуйте что-нибудь на доске или листе бумаги;
* скомкайте листок бумаги, скомкайте его и выбросьте.
2. Если у вас есть нарушения сна, попробуйте читать стихи по ночам, а не прозу. Согласно исследованиям ученых, стихи и проза отличаются энергетикой, стихи ближе к ритму человеческого организма и оказывают успокаивающее действие.
3. Каждый вечер обязательно принимайте душ и, проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, ведь вода уже давно стала мощным проводником энергии.
4. Начните восстанавливаться прямо сейчас, не откладывайте это на потом!
А на заключительном этапе тренировки предлагается провести упражнение на расслабление.
Упражнение «Рефлексия».
Упражнение "Источник"
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма "Вода" (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко произносит текст:
"Представьте, что вы идете по лесной тропинке, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает звук льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите к источнику, бьющему из гранитной скалы. Вы видите, как его прозрачная вода сверкает в лучах солнца, вы слышите ее плеск в окружающей тишине. Вы получаете ощущение этого особого места, где все намного чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, чувствуя, как ее благотворная энергия проникает в вас, просветляя чувства.
Теперь встаньте под родник, позвольте воде литься на вас. Представьте, что он способен протекать через каждую вашу клетку.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический мусор, который неизбежно накапливается изо дня в день - разочарования, огорчения, тревоги, всевозможные мысли уходят вместе с водой.
Постепенно вы почувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия становится вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы являетесь этим источником, в котором все возможно, и чья жизнь постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинке обратно в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив энергию, которую вы получили от источника, вернитесь в наш круг и постепенно откройте глаза".
В конце упражнения участникам предлагается постепенно открывать глаза. Вы можете посоветовать использовать это упражнение во время принятия душа.
Модератор благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.