Юлия Белозерова
Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 23 «Радуга»
Белозеровой Юлии Анатольевна
Секрет Истинного Здоровья — сила правильной осанки. Плохая осанка мешает свободной циркуляции крови, сдавливает нервные пути и приводит к болезни. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Она влияет на наше настроение и эмоции так же, как и на физическое состояние.
Публикация «Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного комплекса. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата. Активное формирование которого идет на протяжении всего дошкольного возраста. Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник обладает способностью пружинить при движении стоп.
Параметры визуальной оценки правильной осанки :
- голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
- при осмотре сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
- при осмотре сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Признаки неправильной осанки :
- голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
- плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
- круглая спина, запавшая грудная клетка;
- живот выпячен, таз отставлен назад;
- излишне увеличен поясничный изгиб.
Одним из главных факторов, стимулирующих формирование опорно-двигательного аппарата, является двигательная активность. Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Решение здоровье сберегающих задач в процессе образовательной деятельности по физической культуре при профессиональном подходе, несет оздоровительный эффект, стимулирует правильное развитие костно-мышечного аппарата и является профилактикой различных нарушений осанки или изменений в позвоночнике, ведущих к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Я решаю эти задачи следующим образом :
- формирую сознательное отношение к процессу образовательной деятельности по физической культуре.
- не назидательно контролирую технику безопасности и правильность выполнения специальных упражнений.
- стимулирую воспитанников к самооценке своих действий и самоконтролю за своей осанкой во время выполнения двигательных действий.
I). При проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре я практикую : систематичность, эффективность, интегрированный подход, и. т. д. Но главным фактором успешного достижения результата я считаю, осознанное желание быть здоровым и красивым физически. Это усиливает потребность в занятиях разными формами физической культуры.
При разучивании упражнений сначала, я показываю сама и проговариваю полностью действие, часто использую художественное слово, на какую группу мышц или на развитие, какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Например: «На носочках мы шагаем – позвоночник выпрямляем!», «ноги вместе поднимаем - мышцы пресса укрепляем!». А в дальнейшем, я проговариваю начало предложения, а дети хором продолжают. Например, Я начинаю: «Наклоны будем выполнять…», а дети продолжают: «…спину будем укреплять» и. т. д.
При обучении специальным упражнениям, для укрепления мышечного корсета спины например: «рыбка». Я задаю медленный темп и предлагаю детям почувствовать, какие мышцы у них напряжены. Дети мне перечисляют, на каких участках своего тела они почувствовали воздействие. Дети с большим интересом прислушиваются к своему организму. Чтобы мои воспитанники с большей ответственностью подходили к важности правильной осанки, я даю им возможность на собственной практике убедиться в этом. Предлагаю сесть и занять облегченную позу, не напрягающую позвоночник (сутулую). Усугубляя это положение, предлагаю обхватить себя за плечи и сделать глубокий вдох. После этого дети принимают правильную осанку (расправляют плечи) и также, делают глубокий вдох. Дети делятся свои ощущения и делают вывод, что только при правильной осанке можно полноценно дышать. Или делаем визуальную оценку своей осанки, дети любят кривляться перед зеркалом. Предлагаю им принять сутулую, сгорбленную позу : «Бабушка Яга», а затем показать «Ровную спинку». После этого Ребята оценивают эстетику каждого положения тела и делают вывод, что красиво они выглядят только когда принимают правильное положение тела.
II). При выполнении упражнений для коррекции осанки, считаю архи важным контролировать : темп выполнения упражнений,технику безопасности при выполнении задания и правильность выполнения упражнений.
Поскольку силовые и статические упражнения дают большую нагрузку на организм в целом. Неправильный выход из упражнения или резкий подъем из положения лежа, может повлечь за собой скачек давления, что несомненно опасно для подрастающего организма. И т. д.
Основным средством профилактики сколиоза являются физические упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы грудной клетки, общий мышечный корсет спины, межлопаточной зоны, мышцы пресса.
Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) :
- прогнуть спину назад и отвести руки вверх, назад;
- вис на перекладине руками, прямым хватом (самовытяжение);
- прогнуть спину назад сидя на стуле со спинкой, обхватив спинку стула локтями,притянуть ее к себе.
- сцепить пальцы рук в «замок» за спиной и выпрямить руки, прогибая одновременно спину назад.
- стоя на коленях, отвести руки назад и наклониться всем корпусом назад, насколько это возможно, чтобы не упасть.
При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) :
- наклониться вперед и коснуться пальцев ног;
- встать спиной к вертикальной плоскости (стене) не отрывая спины наклониться вправо, влево, поднять поочередно согнутые в колене ноги, отвести поочередно прямые ноги в сторону.
- подтягивание бедра к груди, лежа на спине.
При выполнении такого рода упражнений я задаю медленный темп, чтобы дать возможность детям потянуться, выпрямиться, почувствовать, как растягиваются и становятся крепче их мышцы. Вариативно меняя темп выполнения упражнений, я обеспечиваю разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем мышцам, которые нужно укреплять в данное время. Также я акцентирую внимание на выполнение детьми основных видов движений способствующих коррекции осанки например : упражнения на развитие координации движений, при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя глубокий присяд, колени врозь пятки не касаются скамьи. Некоторых упражнений на развитие силовых качеств например: ползание по гимнастической скамье, подтягиваясь двумя руками и. т. д.
Для увеличения экскурсии грудной клетки и эластичности легочных каналов я использую дыхательные упражнения, сопровождаемые большой амплитудой движений рук, глубокими вдохами и резкими выдохами со звуковым сопровождением, такие как: «Кинг Конг»; «Дровосек»; «Долгий свист»; «Гусь»; «Змея».
III) Во время непрерывной образовательной деятельности по физической культуре я делаю словесный акцент на качестве выполняемых детьми физических действий. Побуждаю к самоконтролю, например: «Кто красивей всех шагает, голову не опускает?» и дальше продолжаю «Все ребята высший класс? Посмотрю сейчас на вас!» и. т. д. Какие-то выражения давно имеются про запас, какие-то рождаются на месте. Дети, как правило, моментально реагируют и координируют качество выполнения физкультурных заданий. Поэтому следом обязательно идёт похвала, стимулирующая ребёнка выполнять упражнение правильно, естественно с учётом его физиологических возможностей и двигательной подготовленности. Также дети выполняют ходьбу по гимнастической скамье с мешочком на голове, что способствует самоконтролю ребёнка за осанкой. В конце основной части занятия я провожу подвижную игру, в которой предусмотрены правила для фиксации правильной осанки. Например: «Море волнуется,раз»; «Ледяные фигуры»; «Раз, два, три, на меня посмотри» и т. д.
Итак, для успешного решения задачи по профилактике нарушения осанки и коррекции сколиотических отклонений, в процессе организованной деятельности по физической культуре, как я уже сформулировала и описала ранее - необходимы:
- постоянный контроль за осанкой во время выполнением упражнений, как со стороны инструктора по физической культуре, так и со стороны самого ребёнка;
- осознанное отношение детей к выполняемым упражнениям;
- продуманная и правильно запланированная работа инструктора по физической культуре.
В результате такой деятельности, мои воспитанники идут в школу физически подготовленными. В заключении хочу напомнить элементарные знания по профилактике нарушений осанки : нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.