Папки-передвижки

Профилактика речевых нарушений

Надежда Подгорная
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика речевых нарушений

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей.

Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах

Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста. Вот основные из них:

-поражения ЦНС в перинатальном периоде;

-внутриутробная гипоксия;

-заболевания матери;

-осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);

-заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);

-плохая экологическая обстановка;

-социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).

Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.

Логопедическая помощь

Чтобы помочь ребенку с нарушением развития речи требуется комплексный и индивидуальный подход. При речевых нарушениях у детей нужна согласованная работа не только медицинских специалистов, но еще и активная работа педагогов и родителей. Все силы должны быть направлены на раннее выявление патологии и коррекции ее в полном объеме. Если профилактических мероприятий было недостаточно, и развился патологический процесс, в первую очередь проводится логопедическая коррекция.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию. Развитие речи в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

- Развитие правильного дыхания

- развитие мелкой и общей моторики

- развитие артикуляционной моторики

- развитие чувства ритма

- развитие понимания речи

- развитие слухового внимания и фонематического слуха

Развитие правильного дыхания. Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

1. Дуть в дудочки, язычки

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)

3. «Забей мяч в ворота»

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде

Развитие мелкой моторики. О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

1. Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Ловить намагниченных рыбок

4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей

5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

6. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений

Развитие артикуляционной моторики. Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Окошко. Максимально открывать и закрывать рот

2. Лягушка и трубочка. Растягивать губы в улыбочку. Вытягивать губы трубочкой

3. Качели. Чередование движений языка вверх и вниз.

4. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать

5. Лошадка. Укрепление мышц языка и выработка подъема языка

6. Индюк. Движения широким языком по верхней губе вперед-назад.

7. Грибок. После упражнения «лошадка», прилепить язык к нёбу.

8. Чистим зубки. Движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов.

9. Вкусное варенье. Движения широким языком вверх (облизать верхнюю губу)

Упражнения выполнять перед зеркалом и с хорошим настроением!

Развитие понимания речи. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Старайтесь стимулировать слова у ребенка.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. Когда речь ребенка уже сформирована, можно играть в игру.

Игра «Поймай звук». Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук (любой). Например, ловим звук «С». Мы в это произносим любые слова, слоги, которые содержат или не содержат его (мак, суп, пар, кони, сок! и т. д.)

Последовательная систематическая работа родителей, воспитателей и педагогов по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает детям преодолеть все нарушения.

.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 22 октября 2024 в 11:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Подгорная (УИ 225922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД