Надежда Подгорная
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых нарушений
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов, воспитателей и родителей.
Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.
Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах
Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста. Вот основные из них:
-поражения ЦНС в перинатальном периоде;
-внутриутробная гипоксия;
-заболевания матери;
-осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
-заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
-плохая экологическая обстановка;
-социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).
Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.
Логопедическая помощь
Чтобы помочь ребенку с нарушением развития речи требуется комплексный и индивидуальный подход. При речевых нарушениях у детей нужна согласованная работа не только медицинских специалистов, но еще и активная работа педагогов и родителей. Все силы должны быть направлены на раннее выявление патологии и коррекции ее в полном объеме. Если профилактических мероприятий было недостаточно, и развился патологический процесс, в первую очередь проводится логопедическая коррекция.
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию. Развитие речи в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.
Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
- Развитие правильного дыхания
- развитие мелкой и общей моторики
- развитие артикуляционной моторики
- развитие чувства ритма
- развитие понимания речи
- развитие слухового внимания и фонематического слуха
Развитие правильного дыхания. Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.
1. Дуть в дудочки, язычки
2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
3. «Забей мяч в ворота»
4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»
5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде
Развитие мелкой моторики. О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
1. Гладить животных (мягкие игрушки)
2. Игры с массажными мячами
3. Ловить намагниченных рыбок
4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей
5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)
6. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений
Развитие артикуляционной моторики. Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
1. Окошко. Максимально открывать и закрывать рот
2. Лягушка и трубочка. Растягивать губы в улыбочку. Вытягивать губы трубочкой
3. Качели. Чередование движений языка вверх и вниз.
4. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать
5. Лошадка. Укрепление мышц языка и выработка подъема языка
6. Индюк. Движения широким языком по верхней губе вперед-назад.
7. Грибок. После упражнения «лошадка», прилепить язык к нёбу.
8. Чистим зубки. Движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов.
9. Вкусное варенье. Движения широким языком вверх (облизать верхнюю губу)
Упражнения выполнять перед зеркалом и с хорошим настроением!
Развитие понимания речи. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Старайтесь стимулировать слова у ребенка.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. Когда речь ребенка уже сформирована, можно играть в игру.
Игра «Поймай звук». Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук (любой). Например, ловим звук «С». Мы в это произносим любые слова, слоги, которые содержат или не содержат его (мак, суп, пар, кони, сок! и т. д.)
Последовательная систематическая работа родителей, воспитателей и педагогов по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает детям преодолеть все нарушения.
.