Наталья Сидорова
Профилактика противоправного поведения среди несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Социальная значимость решения этой проблемы обусловлена тем, чтобы обеспечить правопорядок в обществе, содействовать социализации подрастающего поколения.
Задачу профилактики противоправного поведения призваны решать социально-реабилитационные центры. Среди контингента несовершеннолетних, поступающих в центр, много и тех, кто уже имел опыт противоправного поведения. Поэтому в условиях социально-реабилитационного центра осуществляется чаще всего вторичная профилактика противоправного поведения у несовершеннолетних.
Публикация «Профилактика противоправного поведения среди несовершеннолетних» размещена в разделах
Анализ публикаций по проблеме противоправного поведения несовершеннолетних показывает, что в качестве причин его формирования в первую очередь указывается неблагоприятное влияние социальной среды, ближайшего окружения: дисфункциональность семьи, антисоциальное поведение, хотя бы одного члена семьи, иные реферетные группы, прежде всего сверстники, в которых приняты антиобщественные ценности, средства массовой информации, пропагандирующие «ложные» ценности и идеалы. Действие перечисленных причин приводит к тому, что несовершеннолетний принимает правонарушение как норму жизни, даже если и понимает его антиобщественный характер [1, 2].
Противоправное поведение подростков связывают с возрастными особенностями: реакция эмансипации, чувство взрослости, реакция группирования, потребность в признании среди сверстников. Реже указываются внутриличностные причины противоправного поведения : агрессивность, акцентуированность личности (гипертимная, демонстративная, эпилептоидная, неустойчивый тип, низкий уровень развития волевых качеств [3]. Перечисленные личностные качества являются следствием влияния негативных социальных факторов.
Таким образом, неблагоприятные аспекты социальной среды приводят к тому, что у несовершеннолетнего формируется определенные черты личности, которые проявляются в противоправном поведении. В результате оно приобретает для него характер не только вынужденной необходимости (вести себя также как ближайшее окружение, но и личностную значимость (способ самоутвердиться, выразить накопившееся напряжение). Из этого следует, что противоправное поведение несовершеннолетнего – это не только педагогическая запущенность, нарушение социализации, но и способ существования.
Для того, чтобы предотвратить у несовершеннолетнего противоправное поведение необходимо воздействовать как на причину его формирования, так и на личность несовершеннолетнего. Опыт работы в социально-реабилитационном центре показывает, что изменить социальную ситуацию, в которой находится несовершеннолетний, не всегда предоставляется возможным. Лишение родителей их родительских прав также не является действенной мерой. Часто у несовершеннолетнего уже накоплен «багаж» внутриличностных проблем и они также требуют внимания, т. к. при улучшении социальной ситуации поведение остается прежним.
Результативными направлениями работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра является включение их в активную творческую деятельность. Творческая деятельность ценна тем, что она доставляет радость от проявления активности, позволяет поверить в собственные силы. Истинно творческая деятельность всегда носит безоценочный характер, связана с принятием ценности личности. Она представлена кружковой работой, конкурсами, мастер-классами, фестивалями художественно-эстетической направленности и пр. Обязательным условием является использование коллективных форм работы для того, чтобы несовершеннолетний усвоил конструктивный опыт общения.
Творческая деятельность способствует формированию общекультурных ценностей, моральных качеств, нравственности, эмоциональной отзывчивости. В результате мотивация противоправного поведения, ценности криминальной субкультуры становятся не актуальными для личности несовершеннолетнего. У него появляются внутренние ресурсы для того, чтобы противостоять внешним негативным влияниям.
Итак, профилактика противоправного поведения заключается как в улучшение социальной ситуации развития несовершеннолетнего, так и коррекции нежелательных черт личности, которые отражают склонность к противоправному поведению.
Список использованных источников
1. Васягина, Н. Н. Делинквентное поведение подростков : феноменология, причины, возможности профилактики / Н. Н. Васягина // Вестник практической психологии образования. – 2018. – № 1. – С. 12–17
2. Тимошенко, В. И. Социально-психологические факторы противоправного поведения / В. И. Тимошенко // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – № 3 (25). – С. 23-32.
3. Шабалин, О. М. Акцентуации характера и делинквентное поведение несовершеннолетних / О. М. Шабалин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – № 2