Дмитрий Чернов
Профилактика плоскостопия для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие - довольно серьезное ортопедическое заболевание, которое серьезно влияет на функционирование всей опорно-двигательной системы ребенка. Часто плоскостопие является одной из причин изменения осанки, положения таза и нарушения походки. Все это негативно сказывается на общем самочувствии ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головную боль, нервозность, рассеянность, утомляемость. Распространенность плоскостопия у детей (от 15 до 50% и более по данным различных авторов) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из наиболее актуальных в системе здравоохранения детей.
Темочки:
- Младшая группа
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Причинами плоскостопия являются : врожденная патология (11,5% всех дефектов стопы, рахит, заболевания нервной системы (паралич, парез нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стопы (переломы костей стопы, голеностопного сустава, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее, к определенному образу жизни) и недостаточная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушенным мышечным тонусом и повышенной эластичностью устройства для завязывания мешков. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается с помощью плантографии - получения отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее водонепроницаемой тканью, которая с изнанки замазывается краской. Испытуемый стоит на планшетографе с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемая ступня обведена. Иногда точку помещают между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей. На плантограмме эта точка соединена с центром пятки. Полученная линия является границей изгибов нагрузки и пружины. Обычно грузовой отсек окрашен, пространство для рессор свободно. Профилактику плоскостопия следует проводить с раннего возраста, так как именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стопы происходит наиболее интенсивно.
Важно соблюдать правила гигиены ног, использовать разумную и правильно подобранную обувь.
Правила гигиены ног:
- уход за кожей (ежедневные гигиенические ванны с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);
- ногти (ногти следует подстригать один раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врастать в кожу);
- правильный выбор чулок, носков и обуви.
Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, которые хорошо пропускают воздух и впитывают пот. Изделия из хлопка и шерсти лучше всего отвечают этим требованиям. Для детей, страдающих повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон, как правило, не рекомендуются.
Теперь о ботинках.
У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.
Правильно менять обувь каждые 6 месяцев и учитывать не только размер, но и комплектность.
Основная цель обуви для детей первого года жизни - изолировать ступни. Именно поэтому пинетки шьют из мягких материалов.
Детям в возрасте от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка у обуви, предназначенной для детей в возрасте от 2 до 7 лет. В этом возрасте ступни мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размер обуви у них одинаковы.
Рекомендуется делать детскую обувь из кожи. Помимо кожи, для изготовления верхней части обуви используются текстильные, шерстяные и меховые ткани. Обувь должна быть прочной, обязательно иметь спинку и удобно крепиться к ноге.
Упражнения для коррекции стопы
Ходите на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
1. Ходите в среднем темпе по внешним краям ступней в течение 2-5 минут.
2. Медленная ходьба на носках в наклонной плоскости.
3. Бег на палке.
4. Катите мяч поочередно то одной ногой, то другой.
5. Используйте пальцы ног, чтобы свернуть обруч (поочередно) на 2-4 минуты.
6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансировка руками, разведенными в стороны.
8. Сгибание и разгибание ног в положении сидя на стуле.
9. Захватывайте, поднимайте и перемещайте палочки для еды, кубики или небольшие бумажные полотенца пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение выполняется попеременно то одной, то другой ногой).
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. И. П. : Сидя на стуле, слегка расставив ноги. Поднимайте носки и пятки поочередно (6-8 раз).
2. И. П. : То же самое, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно сгибайте пальцы ног (посмотрите, насколько уменьшилась длина стопы); 2 - вернитесь в исходное положение.
3. И. П. : То же самое. Когда вы поднимаете и опускаете носки, одновременно нажимая пальцами на пол, имитируйте разгребание песка (6-8 раз).
4. И. П. : То же самое, но выпрямите ноги и слегка приподнимите их. Повороты и вращения стопой с сильно согнутыми пальцами (8-10 раз).
5. Упражнение "Смешные ножки". Дети сидят на стульях, руки на поясах. 1 - Поставьте правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 - выровняйте подъемник и коснитесь пола концами пальцев; 3 - поставьте ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 - выпрямите подъемник и коснитесь пола концами пальцев;
6. И. П. : сидя на стуле (или стоя). Катание ногой на небольшом мяче, гимнастической палке, блоке и т. Д. (в течение 10-15 секунд. каждой ногой).
7. И. П. : То же самое, но мяч зажат между ног. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
8. И. П. : Сядьте на стул, согнув колени. Пальцами одной ноги возьмите небольшой предмет, поднимите его и удерживайте в этом положении в течение 5-10 секунд. То же самое относится и к другой ноге. ( Это может быть сделано в форме соревнования: кто продержится дольше.)
9. И. П. : Акцент при сидении. Активное сгибание и разгибание стоп (от 10 до 12 раз).
10. И. П. : То же самое. Согните левую ногу и поставьте ее на носок за коленом правой ноги. То же самое проделайте с другой ногой (6-8 раз).
11. И. П. : лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).
12. И. П. : То же самое. 1- согните левую ногу, активно поднимите носок; 2- и. п. 3-4- то же самое с другой ногой (8-10 раз).
13. И. П. : стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сидя на пятках. 3-4 - и. п. (6-8 раз).
14. И. П. : Стоя, руки на поясе. Ходите на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек).
15. И. П. : То же самое. Перекатывание с пяток на носки и обратно (8-10 раз).
16. И. П. : Стоя у стены спортзала. Встаньте в исходное положение и, используя "подошвенное сгибание" стопы, поднимите бедро вверх (15 сек).