МААМ-картинки

Профилактика негативных состояний у обучающихся 9,11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Берестенникова Елена
Профилактика негативных состояний у обучающихся 9,11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика негативных эмоциональных состояний в период подготовки и во время сдачи ГИА И ЕГЭ

«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить».

Чарлз Калеб Колтон

Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Поэтому в преддверии экзаменов выбранная тема является очень актуальной, так как не все успешно справляются с волнением, охватывающим, перед проверкой знаний и умений.

Темочки:

В условиях продолжающейся модернизации системы российского образования, введения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации как нового вида аттестации проблема сохранения психологического здоровья обучающихся приобретает все большую актуальность. Это объясняется спецификой процесса подготовки к экзамену, которая проявляется с одной стороны увеличением объема учебной нагрузки, с другой – психоэмоциональной нагрузки учащихся.

Психоэмоциональная составляющая экзамена связана с тем, что учащиеся испытывают тревогу и страх упустить шанс самореализации, так как от результатов данной аттестации зависит успешное построение жизненной перспективы ученика. Также свой вклад вносит эмоциональное состояние педагогов и родителей, которое характеризуется чрезмерным нагнетание стрессовой обстановки. И сама специфика ЕГЭ и ГИА является стрессогенной. Данная специфика экзамена, связана: с жесткими правилами проведения; присутствие незнакомых людей и непривычная обстановка повышают беспокойство и уровень тревожности; отсутствие заранее известного перечня вопросов. Таким образом, необходимо создание условий, способствующих повышению готовности учащихся выпускных классов к экзамену и поиск способов психологической подготовки учащихся в образовательном учреждении к экзамену, обеспечивающих сохранение психического и физического здоровья учащихся.

(Слайд 3)

Выделяют три основных компонента готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА: познавательный, личностный и процессуальный.

• Познавательный компонент представляет собой способность обучающегося работать с информацией, что предполагает определенный уровень развития познавательных процессов.

• Эмоционально-личностный компонент представлен саморегуляцией, эмоциональной стабильностью, специфическими личностными особенностями обучающихся, которые могут определять подверженность экзаменационному стрессу.

• Процессуальный компонент рассматривается с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена.

(Слайд 4-5)

Среди умений, определяющих степень психологической готовности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ условно выделяют две группы.

1. Умения противостоять стрессу:

• выполнять упражнения нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, релаксационно-концентрационные и ауторегуляционные дыхательные упражнения;

• своевременно применять упражнения на оказание первой помощи при остром стрессе;

• самостоятельно контролировать психофизиологическое состояние здоровья в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.

2. Рефлексивные умения:

• адекватно воспринимать себя и окружающих;

• осуществлять качественный самоанализ степени психологической готовности к экзаменам;

• оценивать уровень адекватности самооценки, степень соответствия уверенности в своих силах реальным способностям; субъективно оценивать успешность прохождения экзаменов;

• анализировать эффективность применяемых методик здоровьесберегающей направленности;

• при необходимости своевременно и компетентно применять навыки самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

(Слайд 6)

Цель психологической подготовки– выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т. е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

(Слайд 7)

Цель психологического сопровождения: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Задачи сопровождения:

1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

3. Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.

4. Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

(Слайд 8-9)

Психологическое сопровождение старшеклассников включает в себя такие направления как:

1) психологическая диагностика (Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой, Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ, автор: Е. Е. Ромицына) с целью выявления детей группы риска и с высоким уровнем тревожности, по результатам проведения которой школьный педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения;

2) индивидуальное и групповое консультирование учащихся по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче итогового экзамена: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.

3) тренинговые занятия с учащимися по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (программы по профилактике экзаменационной тревожности, деструктивного стресса, обучение техникам саморегуляции, релаксации, ознакомлению с процедурой сдачи экзаменов; проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности); выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).

4) психологическое просвещение: информационная поддержка через проведение родительских собраний, педагогических советов, лекториев и практикумов на тему профилактики экзаменационного стресса у обучающихся 9, 11 классов; выпуск информационной литературы — буклетов, памяток, брошюр, и оформления информационных стендов для участников образовательного процесса, размещение информации на сайте школы.

5) организационно-методическая работа: разработка программ сопровождения обучающихся, рекомендаций для педагогов, родителей, обучающихся.

(Слайд 10)

Существуют следующие психологические типы учащихся «группы риска», на которых следует обращать внимание при подготовке и проведении ЕГЭ, ГИА:

• Инфантильные дети.

Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов, а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.

• Тревожные и неуверенные дети.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.

• Перфекционисты и «отличники».

Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ОГЭ, ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

«Правополушарные» дети.

Важно предоставить ребенку информацию об особенностях его учебного стиля, помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.

• Дети-синтетики.

Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

• Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

• Астеничные дети.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки : чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

• Гипертимные дети.

Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ОГЭ, ЕГЭ.

«Застревающие» дети.

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.

• Аудиалы и кинестетики.

Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.

(Слайд 11)

Помочь преодолеть стресс легче, обладая психологической устойчивостью. Задача педагога-психолога – формирование у обучающихся психологической устойчивости – умение управлять стрессовыми ситуациями, сохранение спокойствия в сложных экстремальных ситуациях, состояние внутренней гармонии, позитивное восприятие себя, соответствие личностных притязаний и достижений, осознание смысла жизни, физическая выносливость. Поддерживать психологическую устойчивость помогает занятие любимым делом и доброжелательное отношение к людям, а также внутренние (личностные) и внешние (межличностная поддержка, социальная поддержка) ресурсы.

Внутренние ресурсы:

- позитивное восприятие и отношение к себе;

- соответствие личностных притязаний и достижений;

- ощущение смысла жизни, вера в достижимость поставленных целей;

- хорошее физическое здоровье, выносливость;

- мотивация здорового образа жизни;

- принятие ответственности за происходящее на себя;

- умение конструктивно управлять стрессом.

Внешние ресурсы:

- эмоциональная поддержка близких людей;

- ощущение себя частью коллектива;

- социальная идентичность.

(Слайд 12)

Методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися в период подготовки к экзаменам : дискуссии, игры-головоломки, ролевые игры, арт-терапевтические упражнения, релаксационные, дыхательные практики, упражнения на снятие нервно-мышечного напряжения, метафорические ассоциативные карты.

(Слайд 13-20)

Практикум с педагогами. Использование метафорических ассоциативных «Источник силы» карт в психопрофилактической работе по актуализации внутренних ресурсов.

(Слайд 21)

1. Что вы видите на картинке?

2. Какие чувства и эмоции у вас возникают?

3. Какой внутренний ресурс отображает данная карта?

4. Как данный ресурс вам поможет в преодолении стрессовых ситуаций?

5. Визуализируйте мысленно ту ситуацию, которая вас беспокоит и представьте, как этот ресурс вам помогает преодолеть негативную ситуацию.

(Слайд 22)

Заключение

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, вера в способность контролировать ситуацию. Эмоциональное напряжение - лишь одна из трудностей, с которыми сталкивается выпускник, но при условии обучения способам самопомощи, активизации внутренних и внешних ресурсов, с этой трудностью можно легко справиться, а это - лучшая помощь в период подготовки к ЕГЭ. И классному руководителю, и учителю, и родителю это нужно учитывать.

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Игра-путешествие по станциям «В стране Математики» для обучающихся 1-х классов Цель: развития интереса учащихся к математике. Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Развитие интеллектуальных.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Сценарий спортивного праздника для обучающихся с ОВЗ 1–4 классов «Летим в космос» Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера. Задачи: Образовательная: - расширение и закрепление знаний.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика негативных состояний у обучающихся 9,11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 01:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика негативных состояний у обучающихся 9,11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ» (включая файлы) размещена пользователем Берестенникова Елена (УИ 1270181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД