Берестенникова Елена
Профилактика негативных состояний у обучающихся 9,11 классов в период подготовки к ЕГЭ и ГИА
Профилактика негативных эмоциональных состояний в период подготовки и во время сдачи ГИА И ЕГЭ
«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить».
Чарлз Калеб Колтон
Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Поэтому в преддверии экзаменов выбранная тема является очень актуальной, так как не все успешно справляются с волнением, охватывающим, перед проверкой знаний и умений.
В условиях продолжающейся модернизации системы российского образования, введения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации как нового вида аттестации проблема сохранения психологического здоровья обучающихся приобретает все большую актуальность. Это объясняется спецификой процесса подготовки к экзамену, которая проявляется с одной стороны увеличением объема учебной нагрузки, с другой – психоэмоциональной нагрузки учащихся.
Психоэмоциональная составляющая экзамена связана с тем, что учащиеся испытывают тревогу и страх упустить шанс самореализации, так как от результатов данной аттестации зависит успешное построение жизненной перспективы ученика. Также свой вклад вносит эмоциональное состояние педагогов и родителей, которое характеризуется чрезмерным нагнетание стрессовой обстановки. И сама специфика ЕГЭ и ГИА является стрессогенной. Данная специфика экзамена, связана: с жесткими правилами проведения; присутствие незнакомых людей и непривычная обстановка повышают беспокойство и уровень тревожности; отсутствие заранее известного перечня вопросов. Таким образом, необходимо создание условий, способствующих повышению готовности учащихся выпускных классов к экзамену и поиск способов психологической подготовки учащихся в образовательном учреждении к экзамену, обеспечивающих сохранение психического и физического здоровья учащихся.
(Слайд 3)
Выделяют три основных компонента готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА: познавательный, личностный и процессуальный.
• Познавательный компонент представляет собой способность обучающегося работать с информацией, что предполагает определенный уровень развития познавательных процессов.
• Эмоционально-личностный компонент представлен саморегуляцией, эмоциональной стабильностью, специфическими личностными особенностями обучающихся, которые могут определять подверженность экзаменационному стрессу.
• Процессуальный компонент рассматривается с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена.
(Слайд 4-5)
Среди умений, определяющих степень психологической готовности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ условно выделяют две группы.
1. Умения противостоять стрессу:
• выполнять упражнения нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, релаксационно-концентрационные и ауторегуляционные дыхательные упражнения;
• своевременно применять упражнения на оказание первой помощи при остром стрессе;
• самостоятельно контролировать психофизиологическое состояние здоровья в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
2. Рефлексивные умения:
• адекватно воспринимать себя и окружающих;
• осуществлять качественный самоанализ степени психологической готовности к экзаменам;
• оценивать уровень адекватности самооценки, степень соответствия уверенности в своих силах реальным способностям; субъективно оценивать успешность прохождения экзаменов;
• анализировать эффективность применяемых методик здоровьесберегающей направленности;
• при необходимости своевременно и компетентно применять навыки самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.
(Слайд 6)
Цель психологической подготовки– выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т. е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
(Слайд 7)
Цель психологического сопровождения: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Задачи сопровождения:
1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.
2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
3. Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.
4. Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
(Слайд 8-9)
Психологическое сопровождение старшеклассников включает в себя такие направления как:
1) психологическая диагностика (Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» М. Ю. Чибисовой, Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ, автор: Е. Е. Ромицына) с целью выявления детей группы риска и с высоким уровнем тревожности, по результатам проведения которой школьный педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения;
2) индивидуальное и групповое консультирование учащихся по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче итогового экзамена: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.
3) тренинговые занятия с учащимися по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (программы по профилактике экзаменационной тревожности, деструктивного стресса, обучение техникам саморегуляции, релаксации, ознакомлению с процедурой сдачи экзаменов; проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности); выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
4) психологическое просвещение: информационная поддержка через проведение родительских собраний, педагогических советов, лекториев и практикумов на тему профилактики экзаменационного стресса у обучающихся 9, 11 классов; выпуск информационной литературы — буклетов, памяток, брошюр, и оформления информационных стендов для участников образовательного процесса, размещение информации на сайте школы.
5) организационно-методическая работа: разработка программ сопровождения обучающихся, рекомендаций для педагогов, родителей, обучающихся.
(Слайд 10)
Существуют следующие психологические типы учащихся «группы риска», на которых следует обращать внимание при подготовке и проведении ЕГЭ, ГИА:
• Инфантильные дети.
Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов, а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.
• Тревожные и неуверенные дети.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.
• Перфекционисты и «отличники».
Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ОГЭ, ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.
• «Правополушарные» дети.
Важно предоставить ребенку информацию об особенностях его учебного стиля, помочь принять его и выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.
• Дети-синтетики.
Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
• Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
• Астеничные дети.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
• Гипертимные дети.
Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ОГЭ, ЕГЭ.
• «Застревающие» дети.
Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.
• Аудиалы и кинестетики.
Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.
(Слайд 11)
Помочь преодолеть стресс легче, обладая психологической устойчивостью. Задача педагога-психолога – формирование у обучающихся психологической устойчивости – умение управлять стрессовыми ситуациями, сохранение спокойствия в сложных экстремальных ситуациях, состояние внутренней гармонии, позитивное восприятие себя, соответствие личностных притязаний и достижений, осознание смысла жизни, физическая выносливость. Поддерживать психологическую устойчивость помогает занятие любимым делом и доброжелательное отношение к людям, а также внутренние (личностные) и внешние (межличностная поддержка, социальная поддержка) ресурсы.
Внутренние ресурсы:
- позитивное восприятие и отношение к себе;
- соответствие личностных притязаний и достижений;
- ощущение смысла жизни, вера в достижимость поставленных целей;
- хорошее физическое здоровье, выносливость;
- мотивация здорового образа жизни;
- принятие ответственности за происходящее на себя;
- умение конструктивно управлять стрессом.
Внешние ресурсы:
- эмоциональная поддержка близких людей;
- ощущение себя частью коллектива;
- социальная идентичность.
(Слайд 12)
Методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися в период подготовки к экзаменам: дискуссии, игры-головоломки, ролевые игры, арт-терапевтические упражнения, релаксационные, дыхательные практики, упражнения на снятие нервно-мышечного напряжения, метафорические ассоциативные карты.
(Слайд 13-20)
Практикум с педагогами. Использование метафорических ассоциативных «Источник силы» карт в психопрофилактической работе по актуализации внутренних ресурсов.
(Слайд 21)
1. Что вы видите на картинке?
2. Какие чувства и эмоции у вас возникают?
3. Какой внутренний ресурс отображает данная карта?
4. Как данный ресурс вам поможет в преодолении стрессовых ситуаций?
5. Визуализируйте мысленно ту ситуацию, которая вас беспокоит и представьте, как этот ресурс вам помогает преодолеть негативную ситуацию.
(Слайд 22)
Заключение
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, вера в способность контролировать ситуацию. Эмоциональное напряжение - лишь одна из трудностей, с которыми сталкивается выпускник, но при условии обучения способам самопомощи, активизации внутренних и внешних ресурсов, с этой трудностью можно легко справиться, а это - лучшая помощь в период подготовки к ЕГЭ. И классному руководителю, и учителю, и родителю это нужно учитывать.
(Слайд 23-24)
Полезные ссылки и материалы:
https://vk.com/topic-175743298_46936753
МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К СДАЧЕ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ