Елена Фомина
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Здоровье для человека является главной ценностью. Одна из ведущих задач, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением является вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым. Многие дети, поступая в детский сад, имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Публикация «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процент составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения : искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); ассиметричное положение плеч.
Осанка у детей дошкольного возраста еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много : ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении.
Дефекты осанки развиваются в основном из - за: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика, неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т. д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.
Обратите внимание на признаки, характеризующими правильную осанку : голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед.
Основным средством формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями. Для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног необходимо использовать упражнения, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.
Учитывая, что профилактика и коррекция осанки – процесс продолжительный, требующий систематической работы, заниматься с ребенком надо ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.
Комплексы упражнений, направленных на формирования правильной осанки :
Комплекс «Зоопарк».
1. «Танцующая зебра»
И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Веселый медвежонок»
И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.
4. «Тигренок потягивается»
И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
В -е. – 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и. п.
5. «Игривые зайчата»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
1. И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И. п. – то же.
В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
3. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.
В –е. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и. п.
4. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс «Встань прямо».
1. И. п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и. п.
2. И. п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и. п.
3. И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться); 5-8 вернуться в и. п.
4. И. п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить (задержаться); 5-8 и. п.
5. И. п. – то же.
В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и. п.
6. И. п. - лежа на спине, руки за головой.
В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
7. И. п. – то же.
В –е. - круговые вращения ногами в течение 30 сек. («велосипед»).
Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.