Светлана Рудакова
Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей
▼ Скачать
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения.
Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися. Проявляются такие нарушения в трудностях овладения письмом и чтением, а в некоторых случаях невозможности освоить эти процессы. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения.
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
Чтобы избежать этих трудностей, профилактическая работа должна начинаться с дошкольного возраста по следующим направлениям:
- Пространственные представления.
- Временные представления.
- Работа на фонетическом уровне.
- Работа на лексическом уровне.
- Работа на синтаксическом уровне.
Приведём примеры упражнений по первому направлению – «пространственные представления».
Для профилактики нарушений письма и чтения нужно формировать пространственные представления. Важно научить ребё нка:
1. Определять схему собственного тела.
2. Различать направление в пространстве.
3. Устанавливать пространственные взаимоотношения объектов.
4. Определять схему тела, стоящего напротив.
5. Устанавливать последовательность предметного ряда.
6. Устанавливать последовательность числового ряда.
7. Понимать графическое обозначение направлений.
1. Определение схемы собственного тела.
- Подними вверх главную руку, назови её.
- Подними вверх другую руку, назови её.
- Покажи правое плечо, ухо, щёку, локоть, ногу, колено, пятку. Назови, какое это плечо, ….
- Покажи левое плечо, ухо, щёку, локоть, ногу, колено, пятку. Назови, какое это плечо, ….
- Покажи правое ухо, левый глаз и так далее.
(Упражнять до появления уверенной ориентировки)
2. Различать направление в пространстве.
- Покажи правую / левую руку. Назови предметы, которые находятся с этой стороны.
3. Устанавливать пространственные взаимоотношения объектов.
- Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.
- Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.
- На столе, положить в центре картинку (игрушку). Предложить ребёнку положить другие картинки слева и справа от центрального объекта. Попросить назвать, где, что находится.
- Определить левый и правый край стола. Разложить игрушки (картинки) на левом и правом крае стола. Рассказать, где, что находится.
- Определить верхний и нижний край стола. Разложить игрушки (картинки) на верхнем и нижнем крае стола. Рассказать, где, что находится.
- Определить место соседа за столом по отношению к себе (справа или слева от меня).
- Определить своё место по отношению к соседу по столу.
4. Определять схему тела, стоящего напротив.
- Стоя спиной к другим людям поднять правую руку. Не опуская руки, повернуться лицом к товарищам. Вывод: противоположное расположение правой и левой частей тела у лиц, стоящих лицом друг к другу.
- Стоя лицом друг к другу два человека должны определить (по очереди, правые и левые части тела, сначала у себя, затем, у товарища.
- В том же положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует (Это твоя левая рука).
- Определить какой рукой действуют герои на картинках.
5. Устанавливать последовательность предметного ряда.
- Выкладывание предметов (игрушек, картинок, геометрических фигур) слева направо по инструкции взрослого. Попросить ребёнка назвать все предметы слева направо по порядку, затем справа налево.
- Нахождение предмета в ряду. Например: Найдите третий предмет слева. Что это? Второй предмет справа. Что это?
- Найти правый и левый рукав (карман, манжет) на рубашке, лежащей спиной вверх, затем, спиной вниз.
- Определить след от правой или левой ноги.
- Определи на картинке людей, стоящих лицом к нам, кто с какой стороны находится относительно друг другу. (мама слева от папы, папа с правой стороны от мамы)
- Выложи ряд предметов по памяти, слева направо.
6. Устанавливать последовательность числового ряда.
- Выложи числовой ряд от меньшего числа к большему. Какое число вначале? Какое число в конце числового ряда? Посчитай в прямом порядке. Посчитай в обратном порядке.
- Назови соседей числа. Назови число, которое стоит слева (справа) от числа…? Больше оно или меньше, чем заданное число?
- Назови предыдущее/следующее число.
- Вставь пропущенные числа. Расскажи, где их место в числовом ряду.
7. Понимать графическое обозначение направлений.
- Покажи рукой направление: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.
- Разложи карточки с указанием направлений по словесной инструкции. «Прочитай» направления.
- Письмо (рисование) по клеточкам.
Источник:
1. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии – М. : Просвещение, 1989
2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004.