Папки-передвижки

Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей

Светлана Рудакова
Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения.

Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися. Проявляются такие нарушения в трудностях овладения письмом и чтением, а в некоторых случаях невозможности освоить эти процессы. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения.

Темочки:

Чтобы избежать этих трудностей, профилактическая работа должна начинаться с дошкольного возраста по следующим направлениям:

- Пространственные представления.

- Временные представления.

- Работа на фонетическом уровне.

- Работа на лексическом уровне.

- Работа на синтаксическом уровне.

Приведём примеры упражнений по первому направлению – «пространственные представления».

Для профилактики нарушений письма и чтения нужно формировать пространственные представления. Важно научить ребё нка:

1. Определять схему собственного тела.

2. Различать направление в пространстве.

3. Устанавливать пространственные взаимоотношения объектов.

4. Определять схему тела, стоящего напротив.

5. Устанавливать последовательность предметного ряда.

6. Устанавливать последовательность числового ряда.

7. Понимать графическое обозначение направлений.

1. Определение схемы собственного тела.

- Подними вверх главную руку, назови её.

- Подними вверх другую руку, назови её.

- Покажи правое плечо, ухо, щёку, локоть, ногу, колено, пятку. Назови, какое это плечо, ….

- Покажи левое плечо, ухо, щёку, локоть, ногу, колено, пятку. Назови, какое это плечо, ….

- Покажи правое ухо, левый глаз и так далее.

(Упражнять до появления уверенной ориентировки)

2. Различать направление в пространстве.

- Покажи правую / левую руку. Назови предметы, которые находятся с этой стороны.

3. Устанавливать пространственные взаимоотношения объектов.

- Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.

- Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

- На столе, положить в центре картинку (игрушку). Предложить ребёнку положить другие картинки слева и справа от центрального объекта. Попросить назвать, где, что находится.

- Определить левый и правый край стола. Разложить игрушки (картинки) на левом и правом крае стола. Рассказать, где, что находится.

- Определить верхний и нижний край стола. Разложить игрушки (картинки) на верхнем и нижнем крае стола. Рассказать, где, что находится.

- Определить место соседа за столом по отношению к себе (справа или слева от меня).

- Определить своё место по отношению к соседу по столу.

4. Определять схему тела, стоящего напротив.

- Стоя спиной к другим людям поднять правую руку. Не опуская руки, повернуться лицом к товарищам. Вывод: противоположное расположение правой и левой частей тела у лиц, стоящих лицом друг к другу.

- Стоя лицом друг к другу два человека должны определить (по очереди, правые и левые части тела, сначала у себя, затем, у товарища.

- В том же положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует (Это твоя левая рука).

- Определить какой рукой действуют герои на картинках.

5. Устанавливать последовательность предметного ряда.

- Выкладывание предметов (игрушек, картинок, геометрических фигур) слева направо по инструкции взрослого. Попросить ребёнка назвать все предметы слева направо по порядку, затем справа налево.

- Нахождение предмета в ряду. Например: Найдите третий предмет слева. Что это? Второй предмет справа. Что это?

- Найти правый и левый рукав (карман, манжет) на рубашке, лежащей спиной вверх, затем, спиной вниз.

- Определить след от правой или левой ноги.

- Определи на картинке людей, стоящих лицом к нам, кто с какой стороны находится относительно друг другу. (мама слева от папы, папа с правой стороны от мамы)

- Выложи ряд предметов по памяти, слева направо.

6. Устанавливать последовательность числового ряда.

- Выложи числовой ряд от меньшего числа к большему. Какое число вначале? Какое число в конце числового ряда? Посчитай в прямом порядке. Посчитай в обратном порядке.

- Назови соседей числа. Назови число, которое стоит слева (справа) от числа…? Больше оно или меньше, чем заданное число?

- Назови предыдущее/следующее число.

- Вставь пропущенные числа. Расскажи, где их место в числовом ряду.

7. Понимать графическое обозначение направлений.

- Покажи рукой направление: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

- Разложи карточки с указанием направлений по словесной инструкции. «Прочитай» направления.

- Письмо (рисование) по клеточкам.

Источник:

1. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии – М. : Просвещение, 1989

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей к дистанционному занятию для детей младшего дошкольного возраста «Рисуем трёх медведей»Рекомендации для родителей к дистанционному занятию для детей младшего дошкольного возраста «Рисуем трёх медведей» Смирнова О. М., Шепель М. В. Уважаемые родители, продолжаем наше общение. Для уточнения и закрепления знания детьми сказки «Три медведя»,.

Рекомендации для родителей «Новогодние каникулы с пользой для детей дошкольного возраста» В преддверии новогодних каникул хотелось бы поговорить о том, чем можно заняться в столь длинных выходных с детьми. В современном мире.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей
Опубликовано: 15 октября 2023 в 14:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рудакова (УИ 233165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 января 2025 среда
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД