Наталья Поцус
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье идет речь здоровье опорно-двигательного аппарата современного дошкольника и о самых распространённых его нарушениях. Показаны некоторые приемы работы, направленные на решение данной проблемы.
Ключевые слова: дошкольник, опорно-двигательный аппарат, плоскостопие, осанка, здоровье, физическое развитие.
Публикация «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Российской Федерации происходит изменение системы образования для повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей. [4]
Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время 70% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата.
Правильная осанка и свод стопы являются необходимыми условиями полноценного развития. Именно поэтому формированию правильной осанки и свода стопы уделяют внимание как учёные, так и практики. Какой же должна быть работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической культурой?
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение корригирующей гимнастики, улучшающей физическое развитие, а также воспитывающую у ребенка правильное положение тела и обеспечивающую частичную разгрузку позвоночника.
В нашем детском саду была составлена программа с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Цель программы: профилактика нарушения осанки и плоскостопия, формирование правильной осанки, содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни, направленные на укрепление здоровья детей.
Основные задачи: Корригирующие:
1. Укрепление силы мышц спины, груди, связочно-мышечного аппарата голени и свода стопы.
2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
3. Укрепление мышечного корсета позвоночника, способность удерживать позвоночник в правильном положении.
4. Предупреждение осложнений, связанных с длительным однообразным положением.
5. Повышение уровня функционирования сердечно сосудистой и дыхательной системы организма.
6. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.
7. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
Образовательные задачи:
1. Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных
двигательных действий и в сочетании;
2. Развивать физические качества, накопление и обогащение двигательного опыта;
3. Развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
4. Обеспечивать осознанное овладение движениями;
5. Понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель результат».
Воспитательные:
1. Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.
2. Воспитание навыка правильной осанки.
3. Воспитание навыка правильной ходьбы (не разводя носков).
4. Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, выдержки, силы воли.
5. Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.
Работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия строится на основе ряда педагогических принципов:
-принцип систематичности (непрерывность, планомерность, регулярность проведения занятий); с обеспечением определённого подбора упражнений и последовательности их применения; -принцип постепенности перехода от лёгкого к трудному;
-принцип постепенного повышения требований и постепенного нарастания физической нагрузки (важен для обеспечения адаптации организма ребёнка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач);
-принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку; индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего
состояния здоровья;
-принцип доступности;
-принцип учёта возрастного развития движений; -принцип общего и специального воздействия;
-принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и снижения эффективности физических упражнений;
-принцип сознательности и активности (для решения лечебно-воспитательных задач и повышения психотерапевтического эффекта);
- принцип регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
- принцип разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 недели обновлять 20-3-% упражнений; -принцип умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий с
детьми 4-5 лет – 20 – 25 мин, с детьми 5-7 лет – 20-30мин. в сочетании с дробной физической нагрузкой;
- соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
- принцип всестороннего воздействия на организм ребёнка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам. [1]
В работе по оздоровлению детей и достижения наших целей и задач мы используем различные комплексы ОРУ с предметами и без них, и игровых упражнений, направленных на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы, такие как:
Комплекс упражнений для среднего возраста :
Ходьба по корригирующим дорожкам, массажным коврикам, бег в колонне по одному.
Упражнения без предметов
1). И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки внизу.
1 - Поднять руки в стороны
2 исходное положение.
3-4 – тоже самое.
2). И. п. – стоя ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1 – поворот туловища вправо, руки всторы
2 – вернуться в исходное положение
3-4 тоже самое.
3). И. п. – то же.
1- наклон туловища вправо
2 – И. П.
3-4 тоже в другую сторону.
4). И. п. – сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре сзади.
1 -Согнуть колени, подтянуть к себе,
2 - выпрямить ноги, вернуться в исходное положение.
3-4 тоже самое.
6. Игровое упражнение "Лягушки" (прыжки на двух ногах, продвигаясь по кругу).
Дыхательное упражнение «Лягушонок»
Ноги вместе. Слега, сгибая ноги делаем вдох, делаем прыжок и приземляясь выдыхаем говорим: «КВА». (повторяем 3-4 раза).
Игра "Найдем лягушонка".
Комплекс для старшего дошкольного возраста
1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал: "Лягушки!" присесть, на сигнал: "Аист!" встать на одной ноге, руки в стороны. Перестроение в три колонны.
Упражнения с гимнастической палкой
1. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх; 3 – палку вперед параллельно; 4 – повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую; 5 – палку параллельно; 6 – исходное положение (4–5 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди. 1–2 – наклониться вперед, коснуться пола; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, палка на полу горизонтально. 1 – шаг правой ногой вперед через палку; 2 – приставить левую ногу; 3 – шаг правой ногой назад через палку; 4 – шаг левой назад. То же с левой ноги (5–6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, палка за головой на плечах. 1 – поднять палку вверх; 2 – наклониться вправо; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. – основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. 1–2 – присесть, развести колени врозь; 2–4 исходное положение (5–6 раз).
6. Игра "Узнай, кто позвал". [4]
Литература
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»— СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 352 с.
Нечитайлова А. А., Полунина Н. С., Архипова М. А. Фитнес для дошкольников, Санкт-Петербург, Детство –Пресс, 2017. - 158с.
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет / Л. И. Пензулаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 50 c.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.