Приложение МААМ

Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации (игра для подростков)

Анна Звонар
Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации (игра для подростков)
▼ Скачать + Заказать документы

Конфликты могут возникать в любой семье, избежать их невозможно. Конфликты носят как отрицательный, так и положительный характер. Отрицательная сторона конфликтов заключается в разобщении, потере общего ориентира в решении того или иного вопроса, в бесконтрольном выплеске негативных эмоций, в стремлении одной стороны конфликта подавить и переубедить другую. Положительное же влияние конфликтов основано на решении проблемы, нахождении разных вариантов решения проблемы, на катарсисе, избавлении от негативных эмоций.

Публикация «Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации (игра для подростков)» размещена в разделах

Конфликт ассоциируется прежде всего с отрицательной стороной, поскольку действовать необдуманно проще. Гораздо сложнее уметь контролировать и сдерживать себя. Участникам конфликта важно не забываться во время спора, не впадать в состояние аффекта, пытаться выслушать и понять иную точку зрения, принять её или доказательно опровергнуть, предложив альтернативное решение, т.  е. превратить ситуацию конфликта в беседу, которая носит дискуссионный характер, искренне попытаться обыграть эту ситуацию, включить в неё элементы театрализации [2].

Целью игрового тренинга для подростков «Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации» является развитие умения искренне обыгрывать конфликтные ситуации, не допуская их обострения и превалирования отрицательного влияния конкретной конфликтной ситуации над положительным её влиянием.

План игрового тренинга.

1. Знакомство со схемой «Взаимосвязь театрализации и семейных отношений».

2. Конкурс 1 «Знакомство с семьями».

3. Конкурс 2 «Роль интонации в семейных отношениях».

4. Конкурс 3 «Интерпретация детского рисунка».

5. Конкурс 4 «Семейный оркестр».

6. Конкурс 5 «Провокация».

7. Тест «Самооценка конфликтности».

8. Итоги тренинга, рефлексия.

Рассмотрим содержание каждого пункта плана.

1. Знакомство со схемой «Взаимосвязь театрализации и семейных отношений» (см. презентацию).

Театрализация и семья – понятия взаимосвязанные, поэтому они изображены в виде окон (внутренние стороны понятий) и ставен (внешние стороны понятий) дома. Фундаментом этого дома является бесконфликтность как умение предупреждать остроту конфликта, не допускать развития и усугубления его отрицательной стороны.

Театрализация – это обыгрывание, содержащее в себе внутренние элементы: вхождение в образ, определённые сценические действия и режиссуру. В семейных отношениях присутствует микроклимат, составляющие которого перекликаются с внутренними элементами театрализации : члены семьи невольно берут на себя роли отца, матери, ребёнка, они все ведут себя определённым образом и занимают семейный статус. Если в семье присутствует макроклимат (его создают члены семьи, их одежда, обстановка в доме, дизайн, то в процессе театрализации выявляются её внешние элементы (зрители, костюмы актёров, декорации).

Таким образом, по многим параметрам между понятиями «театрализация» и «семья» существуют тесные связи. На примере ряда конкурсов участникам предлагается почувствовать эту взаимосвязь и попытаться своевременно предупреждать ссоры и недопонимания за счёт бесконфликтности (т.  е. за счёт своевременного и оправданного искреннего включения элементов театрализации во взаимоотношения с людьми).

Разделение участников на 3 команды (семьи, определение членов жюри и распределение ролей участников по жетонам. На каждом из трёх столов выложены жетоны и ролевые инструкции для благополучной семьи, внешне благополучной семьи и явно неблагополучной семьи. Участники тренинга, рассаживаясь за столы, разбирают жетоны (на жетонах проставлены цифры от 1 до 7, которым соответствует определённая ролевая инструкция, описанная на листе) и запоминают свои ролевые инструкции. Задача каждого участника – отнестись к данному мероприятию как к игре, но при этом постараться вести себя искренне.

Состав (может быть изменён) и характер семьи (команды) :

Мать, отец, 2 дочери, 2 сына (благополучная)

Мать, отец, 2 дочери, 2 сына (внешне благополучная)

Мать, отец, 2 дочери, 2 сына (явно неблагополучная)

Члены жюри: тёща, свекровь, независимый эксперт.

Ролевые инструкции для благополучной семьи

(благоприятный внутренний климат, гармония в семейных отношениях)

1. ТЁЩА (член жюри)

2. ОТЕЦ

1)  психологические особенности: добрый, уравновешенный мужчина, семьянин, помогает жене во всём;

2)  место работы: инженер на заводе;

3)  хобби: больше всего любит гулять с семьёй, читать художественную литературу;

4)  вредные привычки: не имеет;

5)  воспитание детей: в воспитании детей принимает активное участие, заботится о культуре общения детей.

3. МАТЬ

1)  психологические особенности: любящая своих детей и мужа женщина, покладистая, отзывчивая;

2)  место работы: бухгалтер на предприятии;

3)  хобби: выращивание цветов;

4) вредных привычек не имеет;

5)  воспитание детей: заботится о воспитании трудолюбия у всех детей.

4. ДОЧЬ

1)  возраст: 11 лет;

2)  психологические особенности: добрая, весёлая девочка, маленькая «стрекоза», любопытная;

3)  любимое занятие: прогулки с семьёй, подвижные игры;

4)  отношение к родителям: чуткое;

5) отношение к другим членам семьи : любит всех близких, трепетно к ним относится.

5. ДОЧЬ

1)  возраст: 5 лет;

2)  психологические особенности: тихая, спокойная, мягкая;

3)  любимое занятие: любит рисовать;

4)  отношение к родителям: любит родителей, но не всегда слушается их;

5) отношение к другим членам семьи : со всеми находит контакт, взаимодействует.

6. СЫН

1)  возраст: 9 лет;

2)  психологические особенности: добрый, отзывчивый;

3)  любимое занятие: чтение сказок брату и сёстрам;

4)  отношение к родителям: прислушивается, особенно ценит советы отца;

5) отношение к другим членам семьи : любит брата и сестёр, изготавливает для них подарки, рисует открытки.

7. СЫН

1)  возраст: 18 лет;

2)  психологические особенности: шаловливый, подвижный, добрый;

3)  любимое занятие: игра на детских музыкальных инструментах;

4)  отношение к родителям: любит родителей, но в большей степени привязан к маме;

5) отношение к другим членам семьи : больше всех любит брата, подражает ему.

Ролевые инструкции для внешне благополучной семьи

(внутренний климат чаще неблагоприятный, в отношениях между членами семьи наблюдается дисгармония, которая со стороны не заметна)

1. НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ (член жюри)

2. ОТЕЦ

1)  психологические особенности: нервный, неуравновешенный;

2)  место работы: работает программистом на предприятии;

3)  хобби: много времени проводит за компьютером;

4)  вредные привычки: курит;

5)  воспитание детей: читает книги детям, иногда играет с ними.

3. МАТЬ

1)  психологические особенности: тихая, мягкая, спокойная;

2)  место работы: домохозяйка;

3)  хобби: рукоделие;

4)  вредные привычки: не имеет;

5)  воспитание детей: целиком посвятила себя воспитанию детей, помогает старшим выполнять домашнее задание, младших водит в детский сад.

4. ДОЧЬ

1)  возраст: 13 лет;

2)  психологические особенности: неспокойная, невнимательная, не любит посещать школу;

3)  любимое занятие: компьютерные игры;

4)  отношение к родителям: любит отца, не слушается матери;

5) отношение к другим членам семьи : ревнует сестру и братьев к отцу.

5. ДОЧЬ

1)  возраст: 5 лет;

2)  психологические особенности: активная, обидчивая;

3)  любимое занятие: игра с куклами;

4)  отношение к родителям: любит мать, боится отца;

5) отношение к другим членам семьи : иногда проявляет агрессию по отношению к братьям, особый интерес испытывает к сестре, любит играть с ней в куклы.

6. СЫН

1)  возраст: 15 лет;

2)  психологические особенности: активный, любит фантазировать, иногда лжёт;

3)  любимое занятие: игры с конструктором;

4)  отношение к родителям: любит мать, иногда конфликтует с отцом;

5) отношение к другим членам семьи : агрессивен по отношению к младшей сестре, деля с ней внимание матери.

7. СЫН

1)  возраст: 7 лет;

2)  психологические особенности: тихий, спокойный ребёнок, внимательный;

3)  любимое занятие: рисование;

4)  отношение к родителям: одинаково относится к матери и к отцу, слушается их, боится отца;

5) отношение к другим членам семьи : любит оставаться один, при необходимости всем оказывает помощь.

Ролевые инструкции для явно неблагополучной семьи

(внутренний климат всегда неблагоприятный, в семейных отношениях наблюдается явная дисгармония)

1. СВЕКРОВЬ (член жюри)

2. ОТЕЦ

1)  психологические особенности: пессимист, неразговорчивый, ворчливый, угрюмый;

2)  место работы: охранник в магазине;

3)  хобби: слушает музыку (шансон);

4)  вредные привычки: выпивает, курит;

5)  воспитание детей: не занимается воспитанием, считая, что этим должна заниматься только мать.

3. МАТЬ

1)  психологические особенности: агрессивная, активная, сварливая;

2)  место работы: домохозяйка;

3)  хобби: любит смотреть телевизор;

4)  вредные привычки: не имеет;

5)  воспитание детей: воспитанием детей занимается в крайних случаях, понимая под воспитанием прежде всего наказание.

4. ДОЧЬ

1)  возраст: 6 лет;

2)  психологические особенности: тихая, пугливая, неразговорчивая;

3)  любимое занятие: просмотр картинок в книжках, журналах;

4)  отношение к родителям: боится мать, безразлично относится к отцу;

5) отношение к другим членам семьи : подражает сестре, помогает братьям.

5. ДОЧЬ

1)  возраст: 9 лет;

2)  психологические особенности: активная, добрая, мягкая;

3)  любимое занятие: чтение книг;

4)  отношение к родителям: избегает взаимодействия с матерью, с отцом видится редко;

5) отношение к другим членам семьи : ухаживает за братьями, помогает сестре.

6. СЫН

1)  возраст: 4 года;

2)  психологические особенности: спокойный, послушный, покладистый;

3)  любимое занятие: игры с братом;

4)  отношение к родителям: любит мать, стараясь во всём её слушаться, испытывает интерес к отцу;

5) отношение к другим членам семьи : любит старшую сестру, конфликтует с другими детьми.

7. СЫН

1)  возраст: 16 лет;

2)  психологические особенности: нервный, любопытный;

3)  любимое занятие: игры с братом;

4)  отношение к родителям: мать любит, к отцу относится ровно;

5) отношение к другим членам семьи : любит общаться со старшей сестрой, помогает ей по дому.

В ходе мероприятия предполагается провести игровой эксперимент на выявление преобладающего характера семьи. Члены жюри выбирают по итогам тренинга команду (семью, набравшую наибольшее количество баллов за 5 конкурсов.

Члены жюри получают памятку, знакомятся с ней. Жюри необходимо:

1) определить команду (семью, набравшую наибольшее количество баллов;

2) обосновать с позиции принятой на себя роли свою точку зрения по поводу активности каждой команды (семьи) : свекровь уделяет особое внимание оценке женских ролей, теща – оценке мужских ролей, а независимый эксперт обобщает и делает общий вывод, находя «золотую середину»;

3) попытаться войти в свою роль, оценивая деятельность команд в соответствии с ней, но не фальшивить, давать обоснованные, аргументированные, искренние ответы.

2. Конкурс 1 «Знакомство с семьями».

Материал: 2 платка, пояс, ремень, бусы, браслет, сумка, часы, кукла, машинка. Одному из членов каждой семьи предлагается в течение 1 минуты представить свою семью по плану, исходя из своей роли, которая описана в инструкции (сыграть роль). Предлагается использовать атрибуты, вещи, игрушки для самопрезентации. Порядок презентации своей семьи :

представиться в соответствии с ролью, при этом фамилия должна соответствовать характеру семьи;

рассказать о своей семье, познакомить с её членами;

объяснить выбор атрибутов.

3. Конкурс 2 «Роль интонации в семейных отношениях».

Членам семей предлагается выбрать цифру от 1 до 4. Каждой цифре соответствует определённая ситуация.

1) утренние сборы в детский сад (в школу, на работу);

2) празднование Нового года дома;

4) на прогулке;

3) на автобусной остановке.

Один из членов каждой семьи с определё нной интонационной выразительностью произносит фразу: «Сколько можно тебя ждать», адресуя её любому члену своей семьи, который в ответ произносит подходящую к выбранной ситуации реплику. Основное условие конкурса – мини-диалог, произносимый в процессе обыгрывания ситуации, должен соответствовать характеру семьи.

4. Конкурс 3 «Интерпретация детского рисунка».

Каждой семье выдаётся по одному готовому детскому рисунку, предлагается его интерпретировать: выяснить тип воспитания в семье. Рисунок, выданный семье, соответствует её характеру. По ходу интерпретации участники каждой команды:

разгадывают тайну детского рисунка (выясняют тип воспитания ребёнка в семье, его отношение к членам семьи);

родители дают рекомендации друг другу по воспитанию детей.

5. Конкурс 4 «Семейный оркестр».

Материалы: любые детские музыкальные инструменты (не менее 15) : металлофон, маракас, барабан, треугольник, трещётка, губная гармошка, тарелки, румба, свистульки, бубен, коробочка, ксилофон.

Каждый член семьи выбирает музыкальный инструмент, который в большей степени отражает его состояние, положение, аргументируя свой выбор. Предлагается создать семейный оркестр, где каждый член семьи играет на своём музыкальном инструменте. Условие – использовать все выбранные музыкальные инструменты и активизировать всех членов своей семьи.

6. Конкурс 5 «Провокация».

Члены семей называют цифру от 1 до 4, соответствующую определё нной педагогической ситуации:

1) родители случайно узнали о том, что их ребёнок слушает песни, содержащие нецензурную брань;

2) у ребёнка при родителях из кармана выпала пачка сигарет;

3) родители застали ребёнка за просмотром фильма, в котором зло побеждает добро;

4) ребёнок вернулся с прогулки позднее времени, оговорённого родителями.

Каждой семье предлагается сообща обыграть свою педагогическую ситуацию и придумать её развязку, исходя из характера своей семьи. Даётся время на обдумывание (5 мин). После обыгрывания семьи по кругу дают друг другу рекомендации по профилактике конфликтов.

7. Тест «Самооценка конфликтности».

Участникам предлагается выполнить тест и оценить склонность к конфликтам и степень конфликтности (см. презентацию).

Обработка результатов теста осуществляется участниками самостоятельно. В это время члены жюри подсчитывают баллы, формулируют выводы.

Необходимо в каждой строке соединить отметки по баллам и построить свой график: отклонение от середины (4) влево – склонность к конфликтам; отклонение от середины (4) вправо – склонность к избеганию конфликтов.

Оценка по баллам:

70 баллов – очень высокая степень конфликтности;

60 баллов – высокая конфликтность;

50 баллов – выраженная конфликтность;

11–15 баллов – склонность избегать конфликтных ситуаций [2].

8. Итоги тренинга, рефлексия.

По итогам тренинга проводится рефлексия. Члены жюри высказывают своё мнение о мероприятии. Подводят итоги, озвучивают фамилию семьи, набравшей наибольшее количество баллов, свой ответ аргументируют согласно критериям оценки. Каждый критерий оценивается по степени выраженности: 0 баллов – критерий отсутствует; 0,5 балла – критерий присутствует; 1 балл – критерий ярко выражен.

Перечень критериев оценки деятельности команд в каждом конкурсе

Оценка 1 конкурса «Знакомство с семьями»

1. Соответствие фамилии характеру семьи.

2. Использование уместных атрибутов.

3. Речь соответствует роли.

4. Представлены все члены семьи.

5. Оригинальность, уместный юмор.

Оценка 2 конкурса «Роль интонации в семейных отношениях»

1. Наличие интонационной выразительности.

2. Наличие ответной реплики, её уместность.

3. Соответствие мини-диалога характеру семьи.

Оценка 3 конкурса «Тайны детского рисунка»

1. Чёткость, ясность, логичность речи выступающего.

2. Обоснование занимаемого на рисунке положения.

3. Даны исчерпывающие рекомендации по поводу воспитания детей в семье.

Оценка 4 конкурса «Семейный оркестр»

1. Соответствие музыкального инструмента занимаемой в семье роли.

2. Красота, логичность речи выступающего.

3. Активность всей команды.

4. Оригинальность.

Оценка 5 конкурса «Провокация»

1. Развязка конфликтной ситуации соответствует характеру семьи.

2. Соответствие интонации занимаемой роли.

3. Соответствие пантомимики занимаемой роли.

4. Даны рекомендации по профилактике конфликтов в семье.

Данный игровой тренинг был проведён в детском объединении «Основы игры на гитаре» МОАУ «Центра детского творчества с изучением прикладной экономики» г.  Кирова ( руководитель: С. В.  Посаженникова). Количество участников: 21. Возраст участников: от 14 до 16 лет.

Команда, которая в течение игры носила статус благополучной семьи, придумала для себя фамилию Тыковкины ( ассоциации: благополучие, уравновешенность, мирный характер существования). Команда, которая в процессе игры носила статус внешне благополучной семьи, придумала для себя фамилию Программистовы ( ассоциации: увлечённость главы семьи работой за компьютером, раздражительность, напряжённость). Команда, которая в процессе игры носила статус неблагополучной семьи, придумала для себя фамилию Злобины ( ассоциации: злость, агрессия, асоциальное поведение).

Подростки, принимавшие участие в тренинге, отмечают, что им было интересно и полезно (12 человек, весело и психологически комфортно (12 человек, хотят участвовать в подобных мероприятиях (7 человек). Таким образом, все участники тренинга написали положительные отзывы. Это свидетельствует о том, что проблема конфликтов в семье интересует подростков. По итогам проведённого тренинга наибольший балл набрала команда Тыковкиных. На втором месте оказалась команда Программистовых, а третье место заняла команда Злобиных. Следовательно, игровой эксперимент на выявление преобладающего характера семьи подтвердил стремление участников к созданию в будущем благополучных семей, члены которых способны эффективно справляться с конфликтами и усиливать в них положительные моменты.

Список литературы:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.  – М. : «Прогресс», 1986. – 422 с.

2. Давлетчина С. Б. Конфликтология.  – Улан-Удэ, 2005.

3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. – М. : Знание, 1984. – 80 с.

4. Иванова, А. Э. Воображение и творчество ребёнка // Дошкольное воспитание.  – 1987. – № 10. – С. 51–54.

5. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных линий» для детей 7 года жизниДидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных линий» для детей 7 года жизни Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи:.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Познавательная напольная игра «Умные веревочки». Рисование с помощью веревокПознавательная напольная игра «Умные веревочки». Рисование с помощью веревок Я Загоруйко Ольга Дмитриевна провожу познавательные игры с ребятами из 8 группы "Сказка". Они рисуют с помощью веревок. Как оказалось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации (игра для подростков)
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 14:40
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика конфликтов в семье с помощью театрализации (игра для подростков)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Звонар в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД