Ирина Ищенко
Профилактика и коррекция трудностей чтения и письма у детей с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития современных детей требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой. Более индивидуализированный.
Публикация «Профилактика и коррекция трудностей чтения и письма у детей с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
В декабре 2020 года на портале Мерсибо я посетила вебинар, где проходила презентация компьютерной программы по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у детей с помощью интерактивного тренажера «Читай-пиши без ошибок» под редакцией Мазиной В. Д.
Вебинар проводили Екатерина Александровна Суслова, постоянная ведущая вебинаров Мерсибо и Вероника Дмитриевна Мазина, логопед и детский нейропсихолог.
Ведущие вебинара очень подробно рассказали о программе, которая содержит печатные и интерактивные задания для:
• развития зрительного внимания,
• проработки оптико-пространственных представлений,
• закрепления графомоторных навыков,
• отработки всех видов звуко-буквенного анализа,
• чтения слов и словосочетаний,
• запоминания словарных слов,
• улучшения почерка,
• работы с безударной гласной.
Меня очень заинтересовала эта программа.
Обучающиеся, с которыми я работаю в специальной школе-интернате это дети с системным недоразвитием речи при умственной отсталости, имеющие интеллектуальные проблемы: проблемы в развитии восприятия, внимания, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.
Заказав программу на сайте, к уже запланированной логопедической работе с детьми, я стала подключать задания новой компьютерной программы обучающимся 2-5 классов. Это дети, с которыми я запланировала и провожу занятия.
Программа содержит генератор заданий и тренинг – интерактивный материал.
Задания – это сервис по подбору и генерированию заданий.
В генераторе заданий содержится более 500 упражнений разного уровня сложности. Для каждого ученика можно подобрать (сгенерировать) задание в зависимости от его речевого нарушения.
Эти задания выполняем с детьми как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Программа позволяет их распечатать и дать домой, отправить родителям по электронной почте.
Для профилактики и подготовки детей для успешного усвоения грамоты предлагаю задания для развития зрительного внимания.
Успешно использую задания с корректурными таблицами. Они полезны детям, у которых не сформировано движение глаз слева направо. Детям которые еще не знают букв, их не нужно читать, а только опознавать. Задания многофункциональны.
Обучающимся со слабо развитой мелкой моторикой даю графо-моторные задания для подготовки руки к письму (штриховки, узоры и двуручные рисования для межполушарного взаимодействия). Можно штриховать карандашом, ручкой и фломастером, что позволяет развивать у детей разнообразные кинестетические ощущения.
Также использую на занятиях задания на рисование неведущей рукой т. к. это обостряет восприятие и лучше усваивается материал. Полушарные взаимосвязи активируются.
Эта программа очень удобна тем, что позволяет работать с детьми дистанционно, что в сегодняшние дни очень актуально.
На лист формата А-4 помещается 3 задания. Внизу каждого задания можно вписать свои комментарии, пожелания или еще дополнительные задания для конкретного ребенка т. е. индивидуализировать.
Оформлено это будет достаточно презентабельно и красиво.
Задания можно сразу распечатать или сохранить в форматах docx и pdf. В первом случае документ можно открыть в программе Word и отредактировать при необходимости. Второй вариант удобно отправлять родителям на почту.
Различные комбинации можно сохранять в программе. Они будут доступны для печати в любое время.
Обязательно предлагаю детям множество заданий на развитие фонематических процессов, звуковой и слоговой анализ и синтез.
Программа позволяет проработать ошибки на всех уровнях, на уровне слога, слова, и предложения. Отдельно есть задания на чтение и письмо.
Интерактивный материал.
Компьютерная программа «Читай-пиши без ошибок» позволяет в интерактивном формате работать со словами, которые являются для ученика проблемными (провести дифференциацию звуков и соответственно провести отработку написания нужных букв). Есть возможность распечатать слова, которые были только что отработаны при помощи компьютерной программы. Распечатать так, чтобы ученик вписывал проблемные буквы и записывать слова под диктовку диктора. 3 формата работы в рамках этого тренинга.
Очень нравится детям отрабатывать за компьютером звонкие и глухие парные согласные. В программе все 6 пар. Каждой паре букв 6 комплектов слов. В каждом комплекте по 15 слов. Материала достаточно.
Работаем как над речью (автоматизацией звуков) так и над их написанием пониманием и дифференцировкой.
Также в тренингах отрабатываем словарные слова и безударные гласные в корне слова.
При тестировании нет таймера, обучающиеся работают каждый в своем темпе. Во время тренингов ребенок выполняет упражнения на компьютере и в письменном виде. Тренинг помогает проработать написание слов с глухими и звонкими согласными, словарные слова и слова с безударной гласной в корне. Тренинг дети проходят в разных форматах:
Ознакомление.
Обучающийся видит слово целиком и слышит его озвучивание. Озвучивание есть в двух вариантах: естественное и побуквенное произношение.
Уровень 1. Ребенок слушает слова, затем читает их и вставляет пропущенную букву.
Уровень 2. Задание как и в 1 уровне, но без опоры на озвучивание.
Диктант. Ребенок слушает слово и записывает его в тетради.
В программе я веду дневник на каждого ребенка, что очень удобно. В нем хранятся данные об ученике, заданиях, которые мы отработали на логопедических занятиях, и пройденных тренингах. Это помогает мне проследить историю занятий, провести мониторинг развития речи.
Все задания очень интересные и занимательные. Дети с системным недоразвитием речи легкой степени самостоятельно выполняют задания программы. Обучающимся со средней степенью СНР необходима помощь в понимании задания, в дальнейшем, аналогичные задания они могут выполнить уже и самостоятельно.
Дети с тяжелой степенью СНР задания выполняют с помощью в сопряженном режиме.
Правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что является предпосылками развития логического мышления.
Использование в коррекционной работе программы «Читай-пиши без ошибок» предотвращает утомление детей с особыми образовательными потребностями, поддерживает у обучающихся с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.