Лариса Баранник
Профилактика плоскостопия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм, не требующим активных движений. Родители стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что именно физическая деятельность влияет на формирование мыслительных способностей ребенка. Зачастую родители, занятые работой, не могут повлиять на ребенка личным положительным примером здорового образа жизни.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
И поэтому в современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию, поскольку становится все меньше стимулов у детей для естественных движений. А движение-основное проявление жизни оно является средством гармоничного развития личности.
Согласно ФГОС ДО первой задачей, которую решает дошкольное образование – это охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
У детей с ОВЗ значительно снижена двигательная активность, они малоподвижны,не желают принимать активное участие в подвижных играх. Интерес детей к двигательной активности можно формировать. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре. Исходя из этого –возникает необходимость в создании механизма формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Одним из основных направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, является: коррекция и профилактика нарушений нижних конечностей. Плоскостопие-это деформация стопы, характеризующая уплощением её сводов. Такие дети требуют индивидуального подхода в решении образовательных и коррекционных задач. Главный критерий направления работы- интеграция, эффективно дополняющая оздоровительные и образовательные мероприятия дающие высокий результат. Интеграция лечебно-оздоровительного и образовательного процессов в группе требует от воспитателя творческого подхода к решению данных задач. Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используют разные средства: прежде всего это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе,разнообразными движениями,подвижными играми, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранная обувь. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений,способствующих развитию и укреплению мышц голени,стопы и пальцев.
Для предупреждения плоскостопия необходимо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений благоприятно воздействуют на весь организм. Особенно полезно разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психологического развития № 12 система работы проводится таким образом, что лечебные мероприятия проводятся на фоне положительных эмоций, мы стараемся приносить ребёнку радость и удовлетворение, а достигаем это, применяя самый распространенный и эффективный метод в педагогике-игровой. Внедрение нестандартного оборудования эффективно влияет на достижение положительных результатов. Мы заметили, что двигательная активность формируется успешнее,если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов,игрушек и пособий. Формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от умения создавать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их физическое развитие. Стремясь повысить интерес детей к движениям, мы, прежде всего пополнили набор атрибутов - успешно используем (массажные дорожки, коврики,массажеры,игры -изготовленные из всевозможных материалов. На участке мы разработали «Дорожку-здоровья» и в летний период дети босиком ходили по шишкам, гальке, песку,массажному коврику. Можно изготовить «Дорожку-цветочек» из пластиковых пробок от пластиковых бутылок,прикрепленных на плотную тканевую основу. Массажёр «Орешки» состоит из плотно нанизанных на шнур или леску капсул «киндер-сюрпризов».
Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребёнка отводится семье. Поэтому мы советуем родителям выполнять вот такие несложные упражнения.
1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам,траве. Дома по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику;топтание еловых шишек-мощный фактор предупреждения плоскостопия.
2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесёт пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберёт шариков в миску.
3. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
4. Хождение по гимнастической палке- лежащей на полу, боком приставным шагом.
5. «Мельница».Сидя на коврике (ноги вытянуты вперёд) ребёнок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.
6. «Художник». Рисование карандашом,зажатым пальцем левой (правой) ноги, на листе бумаги,который придерживается другой ногой.
7. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот.
8. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей по полу в течении трёх минут.
Таким образом, создавая условия для сохранения здоровья воспитанников, условия для проведения коррекционно-профилактических мероприятий- мы формируем здоровьесберегающую среду образовательного учреждения. Закладываем основы для формирования двигательных навыков у детей, прививаем любовь к физической культуре,привлекаем родителей заботиться о профилактике плоскостопия.