Марина Гаткер
Профилактика дисграфии у леворуких детей
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних десятилетий доказывают, что нередко одной из причин нарушений письма являются трудности установления латерализации. К моменту поступления в школу у детей с нарушенной или смешанной латералитой в большинстве случаев устная речь сформирована своеобразно и не полностью. Отмечаются нарушения эмоциональной сферы, произвольной деятельности и мотивации, психологический базис письменной речи сформирован не полностью или отсутствует вовсе.
Чтобы понять, почему это происходит, необходимо вспомнить, что представляет собой процесс письма и почему он так труден для ребёнка.
Публикация «Профилактика дисграфии у леворуких детей» размещена в разделах
Письмо – один самых сложных видов человеческой деятельности. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно – моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко – буквенный анализ и т. п.).
Функциональную структуру предпосылок навыков письма наиболее полно представил А. Н. Корнев. Данная структура имеет иерархическое строение.
l уровень – базовых способностей включает:
1. Интеллектуальное развитие
2. Развитие устной речи
3. Сформированность сукцессивных функций
4. Развитие пальцевого праксиса
5. Зрительно – пространственное восприятие
ll уровень - операционный включает:
1. Способности к символизации вообще
2. Фонематическое восприятие и фонематические представления
3. Операции фонологического структурирования
4. Операции трансформации временной последовательности (звуков) в пространственную последовательность (букв)
5. Зрительно – моторную координацию
lll уровень – навыковый включает:
1. Навык звуко – буквенной символизации
2. Навык моделирования звуковой структуры слов
3. Графомоторные навыки
Несформированность хотя бы одной из способностей или операций, одного из данных навыков делает успешное овладение письмом практически невозможным.
Очевидно, что особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно – моторных координаций, нарушение пространственного восприятия, несформированность пространственных представлений, своеобразие восприятия языковой системы (от общего – к частному, утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость относят их к группе риска по дисграфии и школьной дезадаптации в целом.
Под термином дисграфия у большинства авторов подразумевается состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками письма, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.
Наиболее распространена классификация дисграфии, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПИ им. А. И. Герцена.
1. Артикуляторно – акустическая дисграфия
В основе её лежит отражение искаженного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Проявляется артикуляторно – акустическая дисграфия в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2. Акустическая дисграфия
В её основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам, в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, в заменах гласных даже в ударном положении.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространены искажения звуко – буквенной структуры слова: пропуски согласных при стечении; пропуски гласных; перестановки и добавление букв; пропуски, добавления и перестановки слогов.
4. Аграмматическая дисграфия
В её основе лежит недоразвитие грамматического строя речи: морфологических обобщений.
Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Оптическая дисграфия
В её основе лежит недоразвитие зрительных гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется в заменах и искажениях букв на письме, в зеркальном письме. Ребёнок не способен овладеть графическим образом букв, у него крайне медленно вырабатывается кинема. При безотрывном письме качество букв ухудшается, размываются их дифференциальные признаки. Отмечается корявый, нестабильный почерк. Графомоторные движения совершаются с большим напряжением, рука быстро устаёт, темп письма медленный, почерк ухудшается.
Практика показывает, что школьные проблемы леворуких детей мало отличаются от школьных проблем их праворуких сверстников. Кроме того, леворукие дети – совсем не однородная группа, поэтому нельзя говорить о каких – то общих для всех них проблемах. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения. И часто эти трудности связаны не столько с леворукостью, сколько с неверной тактикой подготовки к обучению письму. А эта тактика одинакова как для праворуких, так и для леворуких детей, но с некоторыми акцентами для последних с учётом общих и индивидуальных особенностей их развития.
Систему обучения грамоте дошкольников мы строим, опираясь на структуру функционального базиса письма. Эта система состоит из двух блоков.
l блок. Развитие неречевых навыков и функций, необходимых для успешного овладения письмом
l. Развитие зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти
Есть сведения о том, что у многих левшей отмечаются трудности зрительно – пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно – моторных координаций. С этим в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отмечаются у подавляющего большинства леворуких детей. Учитывая это, данному разделу работы уделяем особое внимание и организуем деятельность по ряду направлений.
1. Уточнение и совершенствование навыка оперирования сенсорными эталонами величины, формы на невербальном и вербальном уровнях:
- «Собери бусы»;
- «На что похоже?»;
- «Какой формы?»;
- «Что такой формы?»;
- «Путешествие в страну геометрических фигур»;
- «Сравни по величине».
2. Развитие зрительного восприятия:
- «Найди такую же фигуру»;
- «Найди букву или сочетание букв»;
- «Найди цифру или сочетание цифр»;
- «Найди буквы (цифры, которые нарисованы неправильно»;
- «Скопируй фигуры (изображения)»;
- «Дорисуй фигуры (рисунки)»;
- «Сложи изображения из деталей».
3. Обозначение пространственного расположения и взаиморасположения предметов:
а) на собственном теле;
б) в окружающем пространстве;
в) уточнение и закрепление значения предлогов на невербальном и вербальном уровнях:
- выполнение инструкций;
- ориентировка по плану;
- «Угадай, что задумано»;
- «Нарисуй по клеточкам задуманный предмет»;
- «Повтори – не ошибись» (серию движений, походку);
- «Узнай животное по походке и жестам»;
- «Расскажи иностранцу (инопланетянину) о том, что ты видишь»;
- рисование и аппликация орнаментов.
Среди всех речевых обозначений направлений пространства понятия «право» - «лево» представляют наибольшую трудность, так как они являются наименее чувственно подкреплёнными, отвлечёнными. Такая абстрактность значительно затрудняет усвоение этих категорий, требует высокой степени осознанности пространственных представлений, а это осложнено незрелостью перцептивных функций.
4. Развитие зрительно – пространственного праксиса, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов:
- складывание разрезных картинок (кубиков);
- складывание изображений из палочек;
- работа с матрицами;
- «Подбери лоскуток (осколок)»;
- «Заштопай коврик»;
- «Лабиринт»;
- «Кто с кем разговаривает?»;
- «Кто где живёт?»;
- «Полянка».
5. Формирование навыков схематического изображения предметов и их пространственных отношений. Развитие способности к символизации:
-зарисовывание символами предметов, действий с последующим воспроизведением на вербальном уровне;
- заучивание стихов с помощью пиктограмм;
- составление описательных рассказов с помощью схем – опор.
Такая работа с символами первого порядка облегчает освоение схем фонематического и грамматического анализа и символов второго порядка – букв.
6. Развитие действий игрового замещения и символической игры
ll. Развитие изобразительно – графических способностей и зрительно – моторных координаций
1. Раскрашивание
2. Обводка по контуру, штриховка
3. Дорисовывание (по ассоциации, недостающих деталей, незаконченных рисунков)
4. Рисование с натуры (по памяти) с целью изображения как можно большего количества деталей
5. Рисование по лекалам
6. Рисование, раскрашивание, украшение букв и цифр с опорой на перцептивное восприятие
7. Воспроизведение фигур и сочетаний фигур по памяти
8. Вырезывание
lll. Развитие сукцессивных способностей во всех модальностях
1. В кинетической модальности:
- реципрокные упражнения («Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка»);
- перебор пальцев, колечки, цепочки;
- выполнение многоступенчатых инструкций с последующей вербализацией
2. В аудиальной модальности:
- воспроизведение ритмов по слуховому образцу;
- воспроизведение автоматизированных рядов (времён года, дней недели, месяцев, цифрового ряда в прямой и обратной последовательности, вразбивку);
- воспроизведение рядов предметов, цифр, звуков, букв, слов с постепенным наращиванием в прямой и обратной последовательности;
- повторение предложений разной длины, распространение предложений
3. В визуальной модальности:
- воспроизведение ритмов по зрительному образцу;
- продолжение ряда с сохранением принципа чередования («Собери бусы»; «Проложи дорожку к моему порожку»);
- воспроизведение ряда предметов;
- обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок («Что изменилось?», «Что добавилось?»)
lV. Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания
1. Упражнения по прослеживанию взглядом линии от начала до конца при переплетении её с другими линиями
2. Узнавание наложенных изображений
3. Упражнения на развитие произвольного переключения внимания:
- «Назови и покажи цифры от 1 до 10 сначала красные, затем чёрные, затем одновременно»;
- «Найди отличия»;
- «Перепутаница»;
- вязание, плетение;
- сортировка мелких предметов
V. Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации и предпосылок логического мышления:
- «Назови одним словом»;
- «4 – й лишний»;
- «Найди сходство и отличия»;
- «Что сначала, что потом?»;
- установление причинно – следственных связей,
- ассоциации;
- аналогии
Vl. Развитие формообразующих движений:
- «Догадайся, какое животное»;
- «Покажи, какая шея (лапы, хвост)»;
- «Изобрази букву (телом, пальцами)»;
- «Расскажи стихи (сказку) руками»;
- «Разговор через стекло»;
- жестовые игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»)
Vll. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков:
- раскрашивание;
- лепка;
- обрывание бумаги;
- нанизывание бусин;
- застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- работа с мозаикой, с мелкими деталями конструктора
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений для развития мелкой моторики, которые полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Дошкольникам очень нравятся книжки – раскраски. Раскрашивая полюбившиеся картинки, ребёнок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает её движения более сильными и координированными. При этом лучше пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как последние слишком мягки в рисовании и не требуют приложения даже незначительных усилий.
Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальцами фигурки из этого материала, ребёнок не только развивает мелкие мышцы пальцев, но и укрепляет межполушарные связи мозга.
Ещё один интересный способ развития пальцев руки – обрывание. Для этой работы необходим всего лишь лист бумаги, от которого дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Хорошо упражнять в нанизывании бус, застёгивании и расстегивании пуговиц, кнопок, крючков.
При формировании графомоторных навыков целесообразно соблюдать определённую последовательность совершенствования разного рода движений.
Этапы формирования правильного графического навыка
1 шаг. Учимся правильно сидеть
2 шаг. Учимся правильно держать ручку и бумагу
Это позволит сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит сделать письмо удобным, чётким, быстрым. Нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребёнком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения руки. Напоминаем ребёнку, что способы держать ручку или карандаш отличаются. Именно поэтому графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой (можно с пастой чёрного цвета, тогда не придётся переучивать ребёнка, усвоившего «свой» способ держания карандаша. Именно ручкой следует обрисовывать все контуры в заданиях, а разрисовывать, раскрашивать можно карандашами и фломастерами (фломастер, как и карандаш, держится почти перпендикулярно к плоскости листа).
Правила посадки при письме для левшей не отличаются от общепринятых, однако наклон листа должен быть вправо, источник света – справа. И ещё одна важная деталь: леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме.
3 шаг. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные
4 шаг. Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии
5 шаг. Учимся рисовать полуовалы верхние, нижние
6 шаг. Учимся рисовать круги и овалы
7 шаг. Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку)
8 шаг. Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины (вводится ограничительная линейка – строка)
9 шаг. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно
Графический образ буквы формируем на полианализаторной основе:подключаем аудиальный, визуальный, кинестетический каналы. Дети соотносят букву с определённым образом, выполняя упражнение «На что похожа буква?», обводят указательным пальцем ведущей руки объёмные буквы из бархатной или наждачной бумаги, зачеркивают неправильно написанные буквы, заучивают стихи, в которых уточняется пространственное расположение элементов букв, складывают буквы из деталей и изображают пальцами и телом, украшают их и определяют на ощупь – работает вся перцептивная система.
Переходить к последнему этапу подготовки к письму – освоению написания элементов письменных букв – до школы не рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение фалангов пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низка выносливость к статическим нагрузкам.
Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, по подготовке руки к траектории движений и ориентации в строке – пропедевтика оптической и диспраксической дисграфии.
На предупреждение артикуляторно – акустической, акустической, аграмматической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза направлена деятельность в рамках ll блока системы.
ll блок. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для успешного овладения письмом
Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а так как система русского письма звуко – буквенная, то и основной принцип обучения звуковой, или фонематический.
Работа проводится поэтапно.
l. Развитие слухового внимания
Задача: научить различать неречевые и речевые звуки, понимать смысловое значение интонации.
ll. Стимуляция осознания звуковой стороны речи
Задача: подвести детей к самостоятельному осознанию того, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы – слова, слоги, звуки; к усвоению смыслоразличительной роли звуков.
lll. Развитие фонематического слуха
Задача: одновременно с формированием правильного звукопроизношения научить выделять заданный звук среди других звуков, отбирать и подбирать слова с заданным звуком.
lV.Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений
Задача: научить дифференцировать близкие по акустико – артикуляторным признакам звуки изолированно и в слове.
V. Формирование навыка фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза
Задача: сформировать умение анализировать временную последовательность речевых единиц (звуков, слогов – в слове, слов – в предложении, предложений – в тексте) и удерживать их в памяти.
Учитывая особенности правополушарных детей – левшей, в формировании фонематических представлений идё м от общего к частному: от слова – к слогу, а затем к звукам.
Мой опыт подтверждает, что объективные трудности при обучении письму леворуких детей снижаются при правильной подготовке и учёте их возрастных и индивидуальных особенностей. Веду с ними систематическую работу одновременно по обоим представленным блокам в течение двух лет – с 5 до 7, и мне удается успешно сформировать у левшей стойкий функциональный базис письма.
М. Л Гаткер, учитель – логопед МКДОУ г. Новосибирска
«Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик»,
высшая квалификационная категория