Папки-передвижки

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Людмила Райвич
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: учитель - логопед Райвич Людмила Евгеньевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Публикация «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Г. А. Каше; Р. И. Лалаева; Р. Е. Левина; Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова глубоко изучавшие проблему специфических нарушений письменной речи подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма.

Дисграфия- это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных не сформированностью высших психических функций, учавствующих в процессе письма.

Причины возникновения дисграфии :

Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему

Социально-психологические причины: педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях

Различают следующие виды дисграфии :

1. Артикулярно-акустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

4. Оптическая дисграфия

5. Аграмматическая дисграфия

6. Моторная дисграфия

7. Смешанная дисграфия

При разных видах дисграфии дети с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок.

Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный почерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеются недописанные элементы.

Очень важно в дошкольном возрасте выявить самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в дошкольном образовательном учреждении надо проводить систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу слова, анализу предложения.

Необходима работа по развитию мелкой моторики, графо - моторных навыков для подготовки руки к письму, обучение детей зрительно- пространственному ориентированию в схеме собственного тела, на листе бумаги в клетку.

Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми только в игровой форме.

1. Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии

В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

2. Основные направления работы по устранению предпосылок акустической дисграфии

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В основе исграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющегося на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений.

Наблюдаются пропуски, добавления, перестановки гласных или согласных букв, слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги, не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются логопедические игры:

4. Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй, чего не хватает и т. д.

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур, постепенно увеличивая их количество.

• Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т. д. ; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- работа над пространственными предлогами.

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных геометрических фигур и предметов (из наждачной бумаги, картона, семян,игра «волшебный мешочек».

5. Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи.

В основе ее лежит не сформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

К 4 годам ребенок овладевает правилами изменения слов по родам, числам, падежам, а значит и умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около стола», «окны», «деревы», «ухи» и т. п.

Значительно позже к 7-8 годам ребенок овладевает правилами словообразования (образования одних слов от других при помощи приставок и суффиксов).

К этому возрасту ребенок уже не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова.

Аграмматическая дисграфия появляется не на самых первых этапах школьного обучения, а к концу 3 класса, но явные предпосылки дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в дошкольном возрасте.

Проявляются они: дети начинают говорить позже положенного срока — фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда четырех лет.

Речь изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм.

Аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, невооруженным глазом.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

- работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных.

• Обогащение словарного запаса.

Существует связь между наличием аграмматической дисграфии и недостаточным уровнем сформированности грамматической стороны устной речи.

6. Основные направления работы по устранению предпосылок моторной дисграфии

Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Работа ведется по следующим направлениям:

• Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, пальчиковых игр, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

Развитие тактильных ощущений: проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую фигуру нарисовали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать предмет на ощупь - игра «волшебный мешочек»).

• развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь", пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели)

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста Почему я эту игру отнесла к разряду интеллектуальных? Потому, что, на мой взгляд, её содержание отвечает определению интеллекта, как способности.

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Лэпбук «Музыкалочка» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Музыкалочка» для детей старшего дошкольного возраста Одним из современных средств обучения дошкольников является лепбук, так как он отвечает требованиям ФГОС: информативен, полифункционален,.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес» Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2020 в 08:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Райвич (УИ 1698832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД