Елена Борисова
Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:
Генетика: наличие определенного гена влияющего на поведение ребенка.
Врождённая агрессия.
Психология: агрессивное поведение у ребенка определяется как реакция на блокировку на пути к поставленной цели.
Публикация «Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социология: связь агрессивного поведения ребенка с наследованием примера других детей.
Биология: агрессивное поведение – «защита своей территории».
Но немалую роль в проявлении агрессивного поведения оказывает характер наказаний, которые обычно родители применяют в ответ на проявление гнева у своего чада. В данных ситуациях необходимо использовать два метода воздействия: снисходительность, либо строгость. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессию у своего ребенка, не устраняют это качество, а напротив, усугубляют его. Ведь всем известно, что зло порождает зло, а агрессия — агрессию. Те родители, которые умеют находить «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Практически все дети ссорятся, дерутся. Но усвоив правила и нормы поведения проявления детской агрессивности уходят, уступая место спокойным формам поведения. Однако у некоторых детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге у ребенка снижается продуктивный потенциал, сужается полноценное общение, деформируется личностное развитие. Такой ребенок приносит массу проблем не только всем, кто его окружает, но и самому себе. Возникает вопрос: как помочь агрессивному ребенку?
Работа с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над своим поведением. От гнева необходимо освобождаться, но правильно. Мы должны сами научиться и научить своих детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Для профилактики устранения эмоционального напряжения используем игры и упражнения: «Мешочек для криков», «Злые и добрые кошки», «Шалтай-Болтай», «Жужа», «Царевна-Несмеяна», «Обзывалки» и т. д.
Но, если мы видим, что дети «распетушились», это случай физической, косвенной агрессии, в таких ситуациях необходимо организовать либо спортивные соревнования (прыжки, метание мячей, попадание в цель и т. п.). Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. Так же можно приобрести в группы мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять. Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения. Очень важно правильно научить детей пользоваться этими предметами в экстремальных ситуациях. Для снятия гнева необходимо применять игры с песком и с водой. Как известно песок и вода обладают успокаивающими свойствами, и очень нравиться детям.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является знакомство с отрицательными эмоциями и контроль над ними. Дети с трудом называют лишь несколько основных эмоциональных состояний. Поэтому в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Для тренировки распознавания эмоциональных состояний я предлагаю таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний, ролевые игры. Для того чтобы дети могли верно оценивать свое настроение и эмоциональное состояние, а также уметь управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего
— ощущать свое тело. Тренировки можно начать перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.». Если научить ребенка точно оценивать свое эмоциональное состояние, значит, он сможет вовремя реагировать на сигналы, которые подает ему тело. Таким образом, ребенок, если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.
Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно будет проводиться систематически, изо дня в день, в течении длительного времени. Как только ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Детей, испытывающих агрессию, не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», то его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому очень важна работа педагога по развитию у детей чувства эмпатии.
Здесь нам помогут такие формы как арт-терапия, сказкотерапия, игры с песком, ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить со стороны свое поведение. Систематическая, целенаправленная и терпеливая работа в данном направлении поможет ребенку с пониманием относиться к чувствам и поступкам других детей, научиться самому адекватно видеть происходящее.
Работая с агрессивными детьми, необходимо прежде всего, постараться наладить контакт с семьей. Попытаться найти причину, способствующую становлению такого поведения. Как говорят: «Дети приходят в наш мир не добрыми и не злыми, какими они становятся в дальнейшем зависит от среды и обстановки, в которой растут».
Неоценима польза семейных игротренингов! Когда родители и дети могут поменяться местами и прочувствовать ощущения друг друга. Или же, когда родители вместе со своими детками могут иметь какую-либо общую цель (конкурсы, соревнования, викторины, для достижения которой им нужно объединиться.
Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях нужно использовать наглядную информацию, которую необходимо размещать в уголке педагога - психолога. Возможно, что размышления о прочитанном, приведут вас родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ.