Нина Янкевич
Профилактика детского дорожного транспортного травматизма в работе с родителями воспитанников в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика
детского дорожного транспортного травматизма
в работе с родителями воспитанников (средняя группа
Большое внимание в нашем детском саду уделяется совместной работе с родителями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Несчастные случаи происходят потому, что взрослые не приучают детей к строгой дисциплине на улице и соблюдению правил дорожного движения. Иногда сами взрослые отнюдь не служат примером для детей и подростков, нарушая правила дорожного движения. Очень часто, видя шалости и недисциплинированность детей на улице, они не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности они себя подвергают, не требуют, чтобы дети приучались к культуре поведения на улице и строгому соблюдению правил уличного движения. Моя задача – убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил дорожного движения детьми – своими или чужими. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.
Публикация «Профилактика детского дорожного транспортного травматизма в работе с родителями воспитанников в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Одной из форм работы с родителями являются профилактические беседы и консультации (Приложение 1.) ( Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи:• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения. • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.) : ««Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Чем опасен гололед», «Учить безопасности – это важно», «Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми», «Что должен знать ребенок вашего возраста о ПДД», в которых я знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорю о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Во время бесед и консультаций я выясняю, насколько хорошо сами родители ориентируются в таких, например, вопросах, как права и обязанности пассажиров, сигналы светофора, только тротуар – дорога для пешеходов, переход через дорогу. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Консультации и индивидуальные беседы, позволяют мне установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку. На тему безопасности беседуя, с родителями в индивидуальном порядке рассказываю о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде. Скажем, в дождь родители должны быть особенно внимательны. Не торопиться, не перебегать улицу, не закрываться зонтиком при переходе улицы. Знакомлю родителей с месторасположением детского сада относительно улиц и переулков. Знакомя с местоположением детского сада, указываю наиболее опасные места, где следует быть особенно внимательными при переходе улицы с детьми. Совместно с родителями разрабатывается схема безопасных маршрутов движения детей «Дом- детский сад»– это документ, в котором излагаются схема рекомендуемого движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить. (Приложение 2.)Важно, чтобы родители, ведя ребенка в детский сад, учили его азбуке улиц и дорог. Часто предметом обсуждения становятся поведение на улице не только детей, но и самих взрослых. Родителям даются рекомендации, как вести себя в том или ином случае, как переходить дорогу с детьми, входить в транспорт и выходить из него.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью я оформляю и постоянно обновляю стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения : «Дети и дорога»,
«Фликеры на одежде», «Как правильно перевозить детей в автомобиле», «Значение светоотражающих элементов», «Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!», «Будьте вежливы- правила поведения в общественном транспорте», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов»(Приложение 3). В пропаганде правил дорожного движения я использую наглядную агитацию (папки-передвижки, памятки, буклеты, выставки и т. д). Цель данной работы– донести до родителей в доступной форме информацию по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, напомнить родителям их обязанности и ответственность. В родительском уголке помещаю выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь также выставляются детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, продуктивную деятельность, папки-передвижки остаются традиционными, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.
Ещё одной формой в работе с родителями является анкетирование: «Я и мой ребенок на улицах города», «Осторожно: дорога!».В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогут узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
Цели данной формы работы :- выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице,
- выявление знаний родителей о собственном ребё нке: его возрастных и психофизиологических особенностей,
- выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения,
- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания (Цель родительского собрания : повысить уровень знаний родителей по ПДД и по профилактике ДДТТ.) «Безопасность на дороге», «Правила движения – достойны уважения.» на которых мы говорим с родителями о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Для заинтересованности родителей на родительских собраниях я использую совместные игры по изучению правил дорожного движения, тренинги, викторины, беседы где родителям предлагается решить различные ситуации, возникающие на дороге. Собрания сочетаю с показом родителям игр, театральных постановок детей по изучению правил дорожного движения. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. В начале учебного года и перед летне-оздоровительной кампанией проводятся родительские собрания, на которых идёт ознакомление родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй.
Опыт показывает, что эффективность работы с родителями определяется не только отбором содержания и форм этой работы, но и психологическим настроем, который возникает в процессе повседневных контактов между людьми, более близком знакомстве с семьей. В рамках проводимой мною работы родители принимают активное участие в соревнованиях и досугах, в пополнении развивающей предметно-пространственной среды различными атрибутами, помогающими лучше запомнить и усвоить правила дорожного движения.
Как показывает опыт без привлечения к этой работе семей воспитанников невозможно получение высоких результатов в этом направлении. Как известно, в силу разных причин далеко не всегда родители могут посещать родительские собрания либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях. Решение этой непростой задачи сочетание традиционных методов работы и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для самообразования родители получают информацию с сайта ДОУ, с интернет-сайтов:
Сайт "Движение без опасности"
Сайт "У тетушки совы. Азбука безопасности на дороге"
Интернет портал "Добрая Дорога Детства"
Только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения. Используя различные формы работы с родителями, я убедилась в том, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени актуальности и неординарной подаче.
Имеющиеся позитивные результаты проводимой мною работы доказывают, повышение эффективности решения задачи по воспитанию культуры поведения на улице дошкольников достигается при соблюдении рационального сочетания разных форм современной деятельности ДОУ и семьи, направленных на повышение педагогической грамотности родителей, единства подходов к работе по формированию культуры безопасности ребенка в детском саду и семье.
Приложение 1.
Консультации для родителей
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»
Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу :
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта :
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта :
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Консультация для родителей
«Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми»
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от Сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода - пример поведения на дороге родителей и окружающих людей.
Дорога прочно занимает первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Безумный ритм современной жизни гонит по нашим дорогам лавину вечно спешащего транспорта, а по тротуарам - лавину вечно спешащих пешеходов.
Пока ребенок с вами, он в безопасности, но в 6-7 лет у детей, особенно у мальчиков, появляется явное стремление к самостоятельности. В один прекрасный день ваш малыш вырывает руку и говорит, что его не надо провожать до садика и школы, дальше он пойдет сам. Сегодня вы убедили ребенка, но завтра он непременно настоит на своём, и вы уступите, успокаивая себя тем, что маршрут известен ему от и до.
А теперь представьте, что светофор сломался и рядом не оказалось регулировщика привычный путь перекрыли дорожные строители, и ребенку надо самостоятельно выбирать новый маршрут…
Ребенку мало хорошо знать правила, регулирующие потоки людей и транспорта, - надо понимать их суть, уметь оценивать обстановку, быть внутренне убежденным, что храбрость дорожного нарушителя - это опасная глупость. Только такой подход может реально защитить маленького пешехода.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы, здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому, что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Правила безопасного поведения на улицах нашего города:
Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Переходите дорогу только на зеленый сигнал, на красный или желтый сигнал светофора очень опасно, как бы вы при этом вы не торопились.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
Из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
Выходить с ребенком из-за кустов, снежных валов или стоящих машин, не осмотрев предварительно дорогу - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Показывайте им правильное место перехода.
Запретите детям играть вблизи дороги и на проезжей части. Покажите, где играть можно.