лариса итаева
Профилактика аутоагрессивного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика аутоагрессивного поведения у детей с ОВЗ
в условиях школы-интернат.
В условиях современного общества среди множества проблем остро стоит вопрос о высокой смертности среди детей и подростков через суицид или говоря современным языком аутоагрессию.
Аутоагрессия – это проявление разрушительной активности, которая направлена человеком непосредственно на себя. Аутоагрессия проявляется в самоунижении,самообвинении,нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до суицида. [1]
Публикация «Профилактика аутоагрессивного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Особое внимание стоит уделить такой «группе риска» как детям с ОВЗ.
Дети с ОВЗ это дети с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой детей с интеллектуальными нарушениями являются дети с легкой степенью умственной отсталости. В школах-интернатах для детей с нарушением интеллекта эти обучающиеся составляют основной контингент, но есть, и дети с ТМН (тяжелые множественные нарушения).
В коррекционные школы-интернат поступают дети различных возрастов, как в начале года, так и в учебный период. Чем старше возраст поступившего, тем больше риск аутоагрессивного поведения, эта одна из проблем. Развитию аутоагресии детей с ограниченными возможностями здоровья способствует не только неспокойная обстановка в семье, частые ссоры родителей, частые физические и психологические наказания детей, унижения и насмешки, отсутствие проявление любви и забот, но и резкая смена окружения.
Аутоагрессия у подростков может проявляться в суицидальных демонстративных попытках и истинном суициде.
При поступление в школу-интернат все дети проходят диагностику на стрессоустойчивость. Как правило из вновь прибывших детей стрессоустойчивость достаточно высокая, но при выявлении отклонений ниже нормы создаются условия для ее повышения путем комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Следующим шагом после диагностики является сбор более полной информации о ребенке и составление индивидуального плана работы. Работа в школе-интернат осложнена тем что ребенок постоянно находится в коллективе сверстников что может сопровождаться межличностными конфликтами и отсутствием не только свободного времени, но и сокращением личного пространства, что усиливает состояние эмоциональной тревоги. Все это нужно учитывать при планировании индивидуальной работы. При этом нужно помнить, что не стоит говорить о выявленных рисках открыто всем педагогам или другим лицам. Не маловажно не навязчиво в процессе группового занятия по профилактике аутоагрессивного поведения среди учащихся сообщить номер круглосуточного бесплатного телефона доверия.
Профилактика аутоагрессивного поведения в школе-интернат построена в направлении оздоравливающего и позитивного мышления у детей и подростков, т. е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.
Можно применять следующие приемы, методы и методики:
Помните, что любые методики какие бы они хорошими не были, никогда не заменять человеческого тепла, участия и просто умения слушать и слышать.
Таким образом, миссией профилактической работы аутоагрессивного поведения детей с ОВЗ выступает сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
1. Агазаде Н. В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. - М. : Наука, 1989. - 189 с.
2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. —— М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
3. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М. : Генезис, 2012. — 288 с. — ( Сказкотерапия: теория и практика).