Тимонова Елена Сергеевна
Профилактический час для подростков на тему «Проступок, правонарушение, преступление»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактический час для подростков на тему : «Проступок, правонарушение, преступление».
Цели:
Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
Задачи:
Воспитать позитивное отношение к окружающему миру.
Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
Оборудование:
Публикация «Профилактический час для подростков на тему „Проступок, правонарушение, преступление“» размещена в разделах
Карточки (зеленые и красные) для каждого ученика.
«Кодекс РК об административных правонарушениях», «Уголовный кодекс РК»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель. Добрый день ребята. Сегодня мы собрались чтобы поговорить о преступлениях, правонарушениях, которые совершают подростки не задумываясь о их последствиях.
Тема беседы нашего профилактического часа : «Проступок. Правонарушение. Преступление».
2. Основная часть.
Учащиеся. Почему каждый второй подросток совершает правонарушения?
Ведь каждый подросток способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Нам всем известно, что воровать, оскорблять, драться это плохо. Но все же количество малолетних преступников растет. Как вы думаете? Почему?
Учащиеся. Примеры других сверстников, неблагополучные семьи, нечем заняться, информация через интернет…
Учащиеся. Правильно ребята. Растут число и тяжесть преступлений, в последнее время можно отметить такие преступления среди несовершеннолетних:
*насильственных и корыстно-насильственных;
*совершенных в группах, под руководством взрослых;
*совершенных девушками.
Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?
Учащиеся. Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.
Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же?
Да - нет? Почему?
Учащиеся. Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же.
За проступок вряд ли могут поместить в места лишения свободы, в колонию или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
Учитель. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Учащиеся. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Учащиеся. Устав школы.
Учитель. А в нашей школе есть Устав?
Учащиеся. Да.
Учитель. Вспомним его вместе.
Учащиеся. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы…
Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Коля, Женя и Дима поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Учащиеся. Скорее всего, эти ребята совершили преступление. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны.
Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Коля, Жени и Дима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Ситуация № 3. Десятиклассники Слава, Таня, Катя и Никита в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. На аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Учащиеся. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.
Учитель. Верно, это административное правонарушение.
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это.
Учащиеся. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Учитель. А что такое правонарушение?
Учащиеся. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
Учитель. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14-ти лет?
Учащиеся. Родители.
Учитель. Правильно. По закону можно назвать ответственных за детей родителей или законных представителей, это могут быть опекуны, приемные родители или представители детских домов, приютов, куда могут быть определены дети.
А какие наказания существуют для подростков, которые совершили правонарушение?
Учащиеся. Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.
Учитель. Правильно : предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, в комиссию по делам несовершеннолетних. А могут ли за административное правонарушение поместить в места лишения свободы или как называют – детскую колонию или спец. учреждения закрытого типа?
Учащиеся. Нет. В колонию или места лишения свободы помещают за преступления.
Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Учащиеся. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Учитель. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Учащиеся. С 14-ти лет.
Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Учащиеся. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
2. 2. Игра «Верно - неверно».
Учитель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки.
Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет - красную. После мы вместе даем объяснение ситуации. Всем понятны правила игры?
Учитель. И так, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
Учащиеся поднимают карточки.
Учитель. Объясните, почему это проступок?
Учащиеся. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.
Учитель. Есть ли у девочек выбор?
Учащиеся. Они должны или уйти, или попробовать поговорить с ребятами. Учитель. Что они могут им сказать?
Учащиеся. Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.
Учитель. А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?
Учащиеся. Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.
Учитель. Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?
И если должны, то, кому?
Учащиеся. Да, родителям, старшим братьям, сестрам, сотрудникам полиции.
Учитель. Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?
Учащиеся поднимают карточки.
Учитель. Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?
Учащиеся. Это преступление.
Учитель. Назовите, какое именно преступление.
Учащиеся. Кража. Грабеж.
Учитель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
Учащиеся. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.
Учитель. Вы абсолютно правы. Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?
Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из сумки. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны? Дети поднимают карточки.
Учитель. Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?
Учащиеся. Преступление.
Учитель. Какое именно?
Учащиеся. Кража - тайное хищение чужого имущества.
Учитель. Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?
Учащиеся. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию.
Учитель. Ситуация № 4. Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к младшим по возрасту. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Павел и Николай предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему, это преступление. Согласны?
Учащиеся поднимают карточки.
Учитель. Какое преступление совершила группа девятиклассников?
Учащиеся. Они избили Павла и Николая. Это - нанесение побоев.
Учитель. Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?
Учащиеся. Да, это грабеж.
Учитель. Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Павла и Николая?
Учащиеся. Тоже попытались бы заступиться за малышей. / Рассказали бы об этом директору школы или учителю.
3. Итог занятия.
Учитель. Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?
Учащиеся. Да. / Нет.
Учитель. Так давайте сделаем вывод, что же такое проступок? Дайте определение своими словами.
Учащиеся. Проступок - это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.
Учитель. Что такое правонарушение?
Учащиеся. Правонарушение- это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.
Учитель. Дайте определение преступлению.
Учащиеся. Преступление- это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе РК.
Учитель. Правильно. Сейчас вы знаете, что это наказуемо.
Спасибо за внимание.