Большакова Александра
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия. Нагрузка на детскую психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом во многом виноват быстрый ритм современной жизни, обилие всевозможной информации, калейдоскоп нескончаемых событий и лиц. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Публикация «Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей : положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.
Задачи программы:
- знакомство детей с основными эмоциями : радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.
- обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;
- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;
- расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
- формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.
Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.
Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды, которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.
В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.
С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников : эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.
С педагогами проведены : цикл практических семинаров по развитию коммуникативной компетентности педагогов в работе с детьми, родителями, коллегами; консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»; семинар-практикум «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»; релаксация.
С родителями проведены: семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания»; консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; оформлена папка для стендовой информации (практический материал, психологические игры и упражнения для развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения и др.).
В основу развивающей образовательной деятельности с детьми легли материалы, опубликованные в книгах Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников», Крюковой С. В., Слободяник Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:
1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;
2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;
3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.
Основные методы и приемы:
- упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;
- решение проблемно-практических ситуаций,
- коммуникативные игры;
- выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,
драматизацию;
- психогимнастические игры;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов;
- сказкотерапия.
Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.
В возрастных группах создана необходимая для эмоционального развития предметно-пространственная среда: зеркало, пиктограммы, «уголок уединения», бросовый материал и атрибуты предметы-заместители, игровые пособия: «пыльные» подушки или «подушки - злючки»; «коврик злости», «волшебный мешочек и др. Данными атрибутами снимается психоэмоциональное напряжение, осуществляется профилактика негативных проявлений у детей.
Для воспитателей педагогом-психологом оформлена «Психологическая развивающая игротека», где находится подборка игр и упражнений для развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, интеллектуальной сферы. Игры и упражнения воспитатели проводят вне регламентированной образовательной деятельности.
Предметно-развивающую среду для развития эмоциональной сферы воспитатели строят на основе составленных педагогом-психологом методических рекомендаций по содержанию мини-центра социально-коммуникативного развития, презентация которого проходила на групповой консультации «Организация психологического уголка в группе ДОО».
Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.
С педагогами были проведены следующие мероприятия:
1) консультация: «Специфика педагогического общения»;
2) семинары-практикумы:
- «Азбука общения. Общение и умение слушать»;
- «Развитие коммуникативной компетентности и навыков общения педагогов с детьми и родителями»;
- «Воспитатель и родитель: диалог или монолог»;
- «Причины и разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»;
- «Техники установления позитивных отношений с детьми. Коммуникативные навыки педагога».
Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.
Консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей».
Семинар-практикум: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».
Повышение педагогической компетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:
- Консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников».
- Семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания».
Для родителей оформлена информационная папка в группе и уголок в фойе «Психологический вестник», в которых предлагается стендовая информация по самым актуальным вопросам воспитания детей, в частности проблемам общения дошкольников со сверстниками, с взрослыми и детского - родительских отношениях.
В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.